Конспект занятия по музыке в старшей группе на тему "В царстве музыкального колокольчика".
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Гаптуллина Лилия Аухатовна

Конспект итогового занятия по музыке в старшей группе на тему "Музыкальный колокольчик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tsarst_muz_kol_dokument_microsoft_office_word.docx20.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Конспект занятия по музыке в старшей группе на тему

                 «В царстве музыкального колокольчика».

Цели: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

1.Образовательные задачи:

- высказываться о характере звука, используя разнообразные определения;

- пользоваться в игре на музыкальных инструментах контрастной и переменной динамикой;

- познакомить с понятием «романс», с творчеством оперного певца Сергея Лемешева (1902-1977 г.г.).

2.Развивающие задачи:

- развивать творческую свободу, фантазию, воображение;

- продолжать развивать вокальные навыки;

- культуру слушания;

- познакомить с творчеством поэта Есенина С.А., художника К.Юона.

3.Воспитательные задачи:

- поощрять самостоятельность детей при выборе способов игры на инструментах;

- воспитывать патриотические чувства через восприятие русской классической музыки, поэзии, живописи, знакомство с народной башкирской игрой.

Материалы и оборудование:

- музыкальный центр, запись «Алексеевское. Колокольные звоны», «Звоны Руси колокольные» муз. К. Дерр, сл. А.Токмакова, романс «Колокольчики мои» муз. П.Булахова, сл. А.Толстого, запись «Relax. Звуки природы»;

- репродукция картины К.Юона «Купола и ласточки»;

- фотографии церковных колоколов, оркестровых колокольчиков, звонницы Иван Великий, Царь Колокола;

-детские музыкальные инструменты, металлические колокольчики, китайские колокольчики  «Мелодия ветра»;

- музыкально-дидактические  пособие «Бубенчики».

Содержание организованной деятельности детей.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, сегодня первый день весны. На улице капает капель и напоминает нам звучание колокольчика (звенит колокольчиком). Мне кажется, что этот колокольчик о чем-то говорит. Он приглашает нас в путешествие, в Царство музыкального колокольчика.

Звучит «Relax.Музыка природы», дети проходят на сцену, где располагаются детские музыкальные инструменты, металлические колокольчики, китайские колокольчики.

Муз.рук.: Вот мы и пришли в Царство музыкального колокольчика. Музыкальный колокольчик похож на цветок – колокольчик. Посмотрите, сколько их расцвело на лужайке. Это необычно красивый цветок. В одной из легенд  рассказывается, что когда-то давным-давно, еще в конце IV века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, которые от дуновения ветра издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении в храме. Предания утверждают, что христианские колокольчики родились в Италии, в провинции Кампань (раньше они назывались кампанами). У нас на лужайке находятся еще и китайские колокольчики «Музыка ветра». Давайте, мы поиграем на них ипослушаем.

Дети играют в «Музыку ветра».

Муз.рук.: Колокольчик бывают разными – одни из металла, другие из керамики, стекла, и т.д. И звук этих колокольчиков зависит от материала, из которого они сделаны. Обратите внимание, как устроен колокольчик. (Показывает изображение музыкального колокольчика). У него есть «язык», который позволяет ему «говорить». Как вы думаете, зависит ли голос колокольчика от его размера? (Ответы детей, экспериментирование разными по размеру металлическими колокольчиками ).А как можно охарактеризовать голос колокольчика? Какой он? (Ответы детей: звонкий, легкий, протяжный, ясный и т.д.).Издавна колокольчики использовали в повседневной жизни. Их вешали на домашнюю скотину, чтобы она не потерялась. В колокол звонили, если происходило какое-то бедствие. Звонили, чтобы собрать народ на вече, т.е. собрание людей. На кораблях и морских судах колокол называют «рында», и звонят в него, чтобы сообщать морякам о времени (полдень, вечер). Колокольчики прикрепляли на дугу лошадям, украшали сбрую лошадей. Издалека было слышно, что едут на тройке. (Показывает картину с изображением тройки лошадей). Затем использовали вместо звонка на двери, в школе на уроки зовет колокольчик. А как весело играть с колокольчиками, а можно и танцевать.

Импровизация танцевальных движений под «Звоны Руси колокольные» муз.К.Дерр, сл. А.Токмакова. 

Муз.рук. приглашает детей сесть на стульчики. Демонстрирует картину К,Юона «Купола и ласточки», читает стихотворение Есенина С.А.:

                             Колокол дремавший

                             Разбудил меня. 

                             Улыбнулась солнцу

                             Сонная земля.

                             Понеслись удары

                             К синим небесам,

                             Звонко раздается

                             Голос по лесам.

                             Скрылась за рекою

                             Белая луна,

                             Звонко побежала

                             Резвая волна.

                             Тихая долина

                             Отгоняет сон

                              Где-то за дорогой

                              Замирает звон.  

На Руси церковные колокола устанавливали на башнях. Они назывались звонницы, колокольни. Звонили в колокола звонари (показывает фотографию).Как вы считаете, колокольный звон – это шум или музыка? (дети отвечают).Если музыка, значит колокольный звон  может передавать настроение. Колокольный звон – это целая наука. Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призыв к началу службы, трезвон – несколько или все колокола вместе (после благовеста), перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием, красный звон – целый день на большие праздники. Послушайте колокольный звон в записи.

Слушание «Алексеевское. Колокольный звон». Анализ характера звучания.

Муз.рук.: Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду- от перепада температуры он треснул, и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле, около звонницы Иван Великий.(показывает фотографии). В симфоническом оркестре тоже есть оркестровые колокольчики. Они имеют другой вид (показывает фотографии).Попробуем изобразить звон колокольчиков при помощи голоса.(дети предлагают свои варианты).Пропоем высокий звук на слог «динь», средний на слог «дан», низкий на слог «дон».

Проводится музыкально-дидактическая игра «Бубенчики» Е.Тиличеевой. Дети выкладывают звуки на фланелеграфе. 

Исполняется песня «Колокольчики», муз. и сл. ГаптуллинойЛ.А.

Муз.рук.: Ребята, как вы думаете, какие музыкальные инструменты по звучанию похожи на колокольчики? Правильно, металлофоны, треугольники. И сейчас мы поиграем не только на них, но и на других музыкальных инструментах.

Оркестр «Веселые музыканты», муз.Е.Тиличеевой

Музыкальный руководитель предлагает детям поводить хоровод и послушать романс «Колокольчики мои» сл.А.Толстого, муз.П.Булахова в исполнении Сергея Лемешева.

Муз.рук.: Колокол – это музыкальный символ нашей родины России. О колокольном звоне сложено много песен, но колокольчик – это еще и интернациональный инструмент, т.е. он является музыкальным инструментом и у других народов. И сейчас мы поиграем в башкирскую игру.

Дети играют в башкирскую игру «Капель», муз.Ф.Гершова.

Музыкальный руководитель подводит итоги деятельности детей, закрепляет новые понятия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

Занятие  - путешествие по мативам русских народных сказок. Решение обучающих и развивающих задач по математике детей старшего дошкольного возраста. На пути детям встречаются Царь, Царевна, ...

Конспект занятия по музыке (для старшего дошкольного возраста) по теме: «Мир музыкальных инструменов».

В данной статье представлен конспект музыкального занятия для старшего дошкольного возраста. Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Музыкальное воспитание является одни...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

Конспект открытого урока музыки в старшей группе детского сада по теме « Путешествие в мир Музыки. Изучение основ музыкального искусства»

Использование разных видов деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развиват...

Конспект занятия по музыке в старшей группе «В поисках солнышка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Цель: развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством музыкально-ритмической деятельности.Задачи:- р...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...