В мире музыкальных инструментов
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект познавательного занятия   "Симфонический оркестр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_k_proektu.docx281.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия   "Симфонический оркестр".

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи: 

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра .

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=32504400-60-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=428778480-35-72&n=21

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=89325361-01-72&n=21

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

G:\Фото с выпускного\IMG_5465.JPG

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

 - А теперь я приглашаю вас потанцевать.

 - Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста

Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного  возраста....

музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"

Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкальный досуг "В мире музыкальных инструментов"

Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов....

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»...

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...