Игровая музыкальная деятельность (музыкально-дидактические игры) в новых условиях
статья по музыке на тему

Статья рекомендована для молодым музыкальным руководителям. Музыкально-дидактические игры помогают ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить некоторые свойства музыки, затем и действовать с ними. Необходимо применять музыкально-дидактические игры в работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_muzykalnaya_deyatelnost.docx20.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игровая музыкальная деятельность

 (музыкально-дидактические игры)

в новых условиях

     Маленький человек впервые пришел в детский сад,  чтобы научиться слышать, видеть, понимать, дружить, да и просто общаться со сверстниками. И мы его встречаем с радостью и любовью. А музыка – это искусство, которое воздействует на ребенка, музыка обогащает духовный мир, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. А чтобы развитие в этом направлении было успешным, работа по музыкальному воспитанию организовывается с учетом особенностей музыки и возрастных особенностей детей.

    С каждым годом все более внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы открываем дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному,  мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного. «Истинным стимулом человеческой жизни  является завтрашняя радость», - это сказал А.Макаренко. И как нельзя, кстати, подходят эти слова и к нам. Не бывает не талантливых детей. Это не слова! Каждому при рождении дан определенный талант: у кого то - это математическое направлении, у кого то - художественное, у кого то – музыкальное… и этот талант надо развить.

    Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности к различным видам деятельности, это период для формирования и развития музыкальных способностей, самое главное – увидеть, разглядеть, дать реализовать, создать условия для оптимальных возможностей развития творческой активности. Все это необходимо сделать нам, найти ниточку, при которой дальнейшее развитие ребенка осуществится.

Все это можно сделать через игру – ведущий вид деятельности.

    Игра – прекрасная форма, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей и даже малоактивных. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить некоторые свойства музыки, затем и действовать с ними.

Работая под девизом «Мир музыки для ребенка – это радость, это любовь», ставлю всегда перед собой цель – научить ребенка мыслить. Вместе с детьми мы думаем, делаем, творим.

    Музыкально-дидактические игры. Тема известно, широко информируется в печати, но мало кто постоянно с ней работает, использует в своей работе.

Использование такого направления, как музыкально-дидактические игры, обеспечивает формирование умений и навыков, расширяет кругозор ребенка и способствует развитию социальных навыков – умение себя представить, умение взаимодействовать в ансамбле и главное – развивает музыкально – творческие способности детей.

    Музыкально-дидактические игры – это приоритетное направление в моей работе. Почему? Дидактическая игра – это средство активизации познавательной деятельности дошкольника, это средство повышения интереса, это отвлечение от ненужного поведения, это более сконцентрированное внимание.

    Музыкальное развитие дошкольников при реализации ФГОС ДО (по Скоролуповой О.А.)  ставит задачи по развитию творчества детей:

  • развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
  • способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
  • развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Все это в доступной игровой форме помогает разобраться ребенку в соотношении звуков по высоте, тембру и динамическому слуху. С применением знаний, полученных в процессе музыкальной деятельности, ставя задачи, цели и используя средства музыкального воспитания, формируются умения, навыки. А можно эти средства использовать для развития творческих музыкальных способностей детей. Главное – научить ребенка понимать и различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Грамотно организованная работа способствует формированию музыкальных представлений, умений, навыков и создает предпосылки для детского музыкального творчества, а это и музыкальная деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность, в ходе которых используются музыкально – дидактические игры.

    В связи с новыми требованиями, принципом интеграции образовательных областей, а также интеграции всех видов музыкальной деятельности сведения о музыке должны даваться в интересной и познавательной форме для детей, такой являются музыкально-дидактические игры.

Систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к самим заданиям, так же способствует быстрому овладению детьми репертуара, приемам игры  на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры прививают детям любовь к музыке, заинтересовывают основами музыкальной грамоты, объединяют разделы пение, слушание, движение под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, учатся любить, ценить и понимать музыку, позволяют в доступной форме приобщить к основам музыкально искусства и это является важным аспектом развития у детей музыкальной культуры. Музыкально-дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальных средств выразительности, музыкальных жанров.

Музыкально-дидактические игры имеют две цели:

  • обучающая,  которую преследует взрослый;
  • игровая,  ради которой действует ребенок.

Характерным для каждой игры является наличие в ней: обучающей задачи, содержания, правил и игровых действий. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования. Перед нами стоит цель – помочь ребенку услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно высоту, силу, длительность, тембр. Игровые действия и правила помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же направлении.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и увлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Впервые сформулировала систему классификации Н.А.Ветлугина, продолжили Э.П.Костина, Л.Н.Комиссарова, Н.Г.Кононова, А.Н.Зимина, З.Я.Ротт.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных – творческих способностей, музыкально-дидактические игры можно классифицировать как:

  • игры, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная), о жанрах (песня, танец, марш)

 «Какую музыку слушает колобок», «Весело – грустно», «Три танца», «Солнышко и тучка», «Удивительный светофор»;

  • игры, цель которых дать представление о содержании музыки, о музыкальных  образах

«Эта музыка и песня мне знакомы», «Звенящие колокольчики»;

  • игры, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности

«Кто на чем играет», «Голосистый петушок», «Ритмические кубики», «Веселый паровозик», «Выбери инструмент», «Музыкальный домик», «Море».

Играя, дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, т.е. развиваются их умственные способности.

    В своей работе широко использую  картотеку музыкально-дидактических игр, картотеку художественного слова о музыке, музыкантах, о жанрах музыкального произведения, о дирижере, стихи и загадки о музыкальных инструментах.

Это очень удобно и легко.

    Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов, оборудования. Интересные, забавные, красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик.  Большая часть музыкально-дидактические игры сделана своими руками,

но есть и  музыкально-дидактические игры, купленные  в магазине  - «Кто идет», «Чья музыка», «Музыкальное лото», «Музыкальная азбука», «Музыкальные книжки», серия игр и пособий духовых, струнных, клавишных, ударных инструментов, портреты композиторов.  Для работы я распределила, отобрала музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста и младшего.

     Дидактические игры хорошо, а где же творчество? Детское творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других (Викапедия). В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть детским телом, голосом, речью т др. (Большая советская энциклопедия). Какие раньше  были требования? Это отработка умений, навыков, формирование представлений о музыкальных жанрах и др.  Какие стали?  С введением ФГОС дошкольного образования все нацелено на творчество детей. Музыкальное развитие сегодня дошкольников предполагает развитие музыкальности, а самое главное – развитие творческой активности. Но никакое творчество невозможно без предварительной работы, а дидактические игры могут выступать как этап развития творчества и творческих способностей ребенка. Каковы же  этапы предварительной работы с детьми?

Первый этап -  

выбираем вместе с детьми мелодию,  пропеваем  ее, смотрим, отвечает ли она заданным параметрам (высота,  сила звука,  длительность,  настроение), выбираем музыкальные  инструменты, чтобы украсить мелодию, которую ребенок пропел (можно предложить 2-3,  сам ребенок выберет).

Второй этап -  

сочини мелодию сам по этим параметрам, подбирая музыкальный инструмент.

Третий этап -    

сам должен выбрать параметры и пропеть мелодию.

Четвертый этап -

 придумать танцевальное движение по выбранным параметрам.

Виды игровых действий с детьми по развитию творчества на основе навыков и умений, сформированных в процессе музыкально-дидактических игр:

  • работа с карточками (на внимание);
  • работа с набором карточек из четырех конвертов (на узнавание характера музыки);
  • для звучащей музыки подбираем карточки (из всех наборов) характеризующие ее признаки;
  • из трех музыкальных произведений выбрать то, которое соответствует подобранному набору карточек (узнавание);
  • придумать самому мелодию, соответствующую предложенному набору карточки и выбрать музыкальный инструмент для ее сопровождения;
  • сам подбирает карточки и сам по заданным параметрам придумывает мелодию;
  • совместное творчество – по заданному карточками рисунку мелодии дети, используя различные детские музыкальные  инструменты,  играют в оркестре;
  • игра в оркестре ложится на заранее подготовленную музыкальным руководителем мелодию, но каждый ребенок удерживает свою задумку партии.

Перед нами всегда встают вопросы. Зачем нам нужны музыкально-дидактические игры? Приветствуем ли мы их? Удобны ли они в работе? Что мы хотим?

Каждому человеку нужно знать, что время и силы, которые он на что-то тратит не проходят впустую. То, что мы работаем с детьми, не изменили своей профессии – это счастье!  Наши дети развиваются, радуются, а без этого нельзя жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее музыкальное развитие детей 1-2 лет в условиях Центра игровой поддержки ребенка.

Работа музыкального руководителя в Центре игровой  поддержки ребенка, который функционирует на базе МДОУ д/с №16 п.Тулома Кольского района Мурманской области, базируется не только на решении зада...

Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

Старые игры на новый лад (использование нетрадиционного игрового пособия «Парашют»)

Почему же с парашютом так интересно  играть детям?Наверное, потому что в игре с ним отсутствует соперничество. Игра воспитывает дух сотрудничества, учит последовательным действиям и распределению...

Музыкальные игры на Новый год (старший возраст)

Предлагаю музыкальные игры для Новогоднего праздника....