Интеграция искусств в образовательной области
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

  Хабенко Ольга Викторовна

 Интеграция выступает важным условием для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

            Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция искусств в образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома.

            Интеграция выступает важным условием для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

            Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

           Задачи: 

1. Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

2. Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в  

    речи, продуктивной деятельности.

3. Формировать умение использовать накопленный опыт для действия в

     определенной ситуации.

4. Научить выделять главное из потока информации.

           Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

           Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей в образовании в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество.

            Актуальность интегрированных занятий продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к дополнительному образованию, целью которого, является создание условий для обеспечения доступности приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству. Оно ориентировано на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

             Самым благодарным материалом в интеграционном отношении к музыкальному  искусству,  по моему опыту работы, является декоративно-прикладное искусство (ДПИ), так как оно решает широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), воспитательных (научить ребенка гражданственности, патриотизму, творчеству), так и вырабатывать умения, навыки, необходимые в работе на музыкальных занятиях.

            Механизмом интеграции является  образ, созданный средствами разных видов народного искусства и создаваемый детьми в разных видах художественной деятельности:

- в художественной литературе – слово (образные представления, определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).

- в народно-прикладном искусстве – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм): лепка (форма, объем, пропорции, поза); аппликация (форма, цвет, композиция) и др.

- в народной музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

        Не секрет, что народное искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности. Народное искусство  представляет человеку богатство окружающего мира, истории своего народа, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.

        Свою работу по музыкальному воспитанию я строю в тесном сотрудничестве с педагогом по декоративно-прикладному искусству, и на некоторых их них мне бы хотелось остановиться более подробно.

          Дети старшего дошкольного возраста на занятиях декоративно-прикладного творчества совместно с воспитателями изготавливали разные обрядовые куклы, куклы-помощники, в том числе музыкальные куклы изучали историю возникновения кукол на Руси. В дальнейшем, на музыкальных занятиях я использовала музыкальные куклы, при изучении попевок, потешек. Очень понравилась малышам песня  «Матрешки» с использованием кукол-погремушек сделанных своими руками. Итогом совместной интересной работы стало яркое мероприятие «Здравствуй, кукла. Как живешь?» , в котором  принимали участие и взрослые и дети. Ребята школьного возраста совместно с педагогом ДПИ оформляли выставку, с библиотекарем готовили слайды о каждой кукле. В течение всего мероприятия фоном звучали песни о куклах, игрушках, был показан кукольный спектакль для малышей.

            Также красочно и интересно проходило интегрированное мероприятие совместно с педагогом декоративно-прикладного искусства на фольклорной основе «В гостях у бабушки». Для этого мероприятия зал был оформлен в русском стиле, детей встречали бабушка Акулина и дед Степан, которые учили малышей работать с соленым тестом. На протяжении всего занятия звучала русская народная музыка.

              На музыкальных занятиях  активно использую элементы театрализованной деятельности. Дети с удовольствием приняли участие в работе над постановкой русской народной сказки «Теремок». Совместно с воспитателем мы работали над сценарием и персонажами сказки, а с педагогом ДПИ дети изготавливали маски своим героям и отдельные детали костюмов.

        Интегрированные занятия являются  действенным средством духовного развития ребёнка. На таких занятиях успешно решаются задачи и воспитания, и образования, определяются духовные ценности, отношение к самому себе, к людям, к обществу, в котором развивается дошкольник, к природе, формируются особенности поведения и сознания. У детей расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.


Литература.

1)Белая, К.Ю. и др. Интеграция как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.
2) Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования [текст]: М.,1993.-162.
3) Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]: Уфа, 2005.-128 с.
4) Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Метод, пособие [текст] / Авт-сост. Н.В. Корчаловская, Г Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.-168 с.
5) Попова О.С., Н.И.Каплан. Русские художественные промыслы. Москва, 1986.
6) Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и реализация образовательной области "Познание"

В представленном материале раскрываются "секреты" интегрированного занятия и возможности интеграции ОО "Познание" с другими образовательными областями....

Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...

Семинар "Интеграция и реализация образовательных областей согласно ФГТ"

Семинар "Интеграция и реализация образовательных областей согласно ФГТ"...

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями.

Доклад на тему: «Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Интеграция с другими образовательными областями»....

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

Интеграция краеведения с образовательными областями «Познавательное» и «Художественно-эстетическое» и «Речевое развитие»

В организации краеведческого образования особое место занимают занятия интегрированного вида, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. ...