Праздник хлеба
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
г. Аша
«Хлеб – всему голова»
Сценарий развлечения для старших дошкольников.
Проводит: музыкальный руководитель
МКДОУ № 4 г. Аши
I категории Кузьмина Л.П.
Под рус. нар. музыку в зал входят дети и хозяйка. Все в рус. нар. костюмах.
Хозяйка: Здравствуйте, желаннушки мои! Вот и снова мы с вами встретились о поре-то уж багряной, осенней. Осень золотистая – хлебом колосистая.
Весна красна цветами, а Осень – снопами.
Двое детей несут сноп, останавливаются у ц. стены.
- Осень. Осень,
Сноп последний вносим!
Из яровой ярички,
Из озимой пшенички!
- С толокой, обмолокой,
С золотым венцом!
До новой весны, до нового лета,
До нового хлеба!
Сноп дети ставят в вазон, им помогает хозяйка.
Хозяйка: Вот и последний, самый главный сноп готов! Его наряжали, прославляли, вносили в дом, ставили в красный угол и оставляли до следующего урожая – чтобы год был богатым.
Выходят двое детей.
- У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова»
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
- Это наш обычай вечный –
Из далёкой старины:
Честь гостям и радость встречи –
Словно символ доброты.
Хозяйка (показывая колос): Хлебные колоски растут из маленьких зёрнышек. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеба? (Ответы детей). На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым.
А теперь вокруг снопа вставайте и хоровод затевайте!
Звучит песня __________________________
Хозяйка: А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.
Дети читают стихи Т. Шорыгиной.
- За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
- На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
- Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер и вода.
- Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
- Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна:
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
- Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
- Силою державы
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
Дети исполняют песню о хлебе.
Хозяйка: С незапамятных времён дошёл до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом – караваем. Послушайте об этом стихотворение.
Ребёнок (может демонстрировать картинку):
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим.
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Хозяйка: Вот и мы с вами давайте испечём праздничный каравай – Богач.
Проводится игра «Кто с нами»
Дети идут навстречу друг другу и поют: 1-я колонна – спрашивает,
2-я - отвечает:
- Кто с нами, кто с нами жито молотити?
- Мы с вами, мы с вами жито молотити!
- Кто с нами, кто снами муку просевати?
- Мы с вами, мы с вами муку просевати!
- Кто с нами, кто снами тесто замесити?
- Мы с вами, мы с вами тесто замесити!
- Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
- Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
(Образуют круг и берутся за руки)
- Вот такой вышины! (Поднимают сцепленные руки вверх)
- Вот такой ширины! (Отходят назад, расширяя круг)
Дети исполняют хоровод – прибаутку «Бай-качи»
Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят две девочки.
Тит: Где баранки, калачи?
1-я девочка: Не колода лодырь, не пень,
Пролежал целый день!
2-я девочка: Не жнёт, не косит,
А обедать просит.
1-я девочка: Тит, иди молотить!
Тит (плаксиво): Живот болит!
2-я девочка: Тит, иди молотить!
Тит: Спина болит!
1-я девочка: Тит, иди мёд пить!
Тит: Дай скорее шапку схватить!
Обе девочки: Хочешь, есть калачи –
Не сиди на печи!
Песня о лентяях.
Хозяйка: У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые поговорки. Давайте их вспомним.
Дети (поочерёдно):
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Был бы пирог, найдётся едок.
- Без теста пирога не испечёшь.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Хлеб – всему голова.
- Блин не клин, брюха не расколет.
- В Москве калачи, как огонь, горячи.
Выходит ребёнок читает стихотворение Н. Красильникова «Колосок»
Золотистый колосок,
Кто расти тебе, помог?
Тёплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А ещё людские руки,
Что в труде не знали скуки.
Девочки исполняют «Танец с колосьями»
Хозяйка: В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая его к груди.
О хлебе народ сложил много пословиц.
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
- Горька работа… да хлеб сладок.
- Хочешь, есть калачи… не сиди на печи.
- Пироги не растут… на кустах.
- На чужой каравай… рта не разевай.
- Пот на спине… так и хлеб на столе.
- Доплясались, что… без хлеба остались.
- Каравай хлеба не… свалится с неба.
Хозяйка: Что нужно для того, чтобы замесить тесто?
(Мука и вода)
Ох, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили
Да гостей бы угостили!
Девочки – «хозяюшки» поют «Частушки» (м/п 5-12. 13)
«Тесто» - (сценка – сюрприз)
Выходят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на стол или на пол и начинают «месить тесто». Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.
Хозяйка: Замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.
Было тесто бело,
Дулось и пыхтело,
Фыркало, шипело,
Тесто песню пело.
Тесто (вылезая из кастрюли):
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой
Иль пампушкой с творогом.
Бабка: Стой, стой, не беги,
Испеку я пироги.
Будешь ты с начинкой
С ягодкой – малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком.
Тесто: Мне в кастрюльке
Мало место.
Мне в кастрюльке
Стало тесно
В печку лезть не интересно!
Хозяюшка: На пороге свинка,
Розовая свинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит.
К тесту подбегает свинка.
Тесто: Ты меня не трогай,
Подожди немного.
Буду я с начинкой
С ягодкой – малинкой.
Буду кулебякой
И коврижкой с маком.
Свинка: Мне не нужен мак.
Съем тебя и так.
Свинка бегает за тестом.
Тесто: Ой, спасите, пропаду!
Ой, спасите, караул!
Бабка с дедкой: Будешь ты с начинкой,
С ягодкой – малинкой?
Тесто: Буду!
Бабка с дедкой: Будешь кулебякой,
И коврижкой с маком!
Тесто: Буду!
Я хочу быть пирогом,
Вкусным, ароматным!
Угостите всех детей
Булочками с маком!
Песня «Квашня» м/р 1-13 (31)
Дед с бабкой уводят тесто в дом.
Хозяйка: Из полученного теста
Испечём мы пирожки.
Игра с детьми « Печём пирожки»
Хозяйка:
Засучим рукава, вымоем руки! (движения – имитаторы по тексту)
Точим ножи. (трут рёбра ладоней друг о друга, произносят «вжик-вжик»)
Рубим капусту. (ребром одной ладони по другой «тук-тук»)
Просеиваем муку (выполняют движения «сито»,
произносят «шик-шик!»)
Разбиваем яйцо. («Бум-чпок!»)
Сыплем соль и сахар. («Пыш-пыш!»)
Греем молоко. (Поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди: «ш-ш-ш». Дуют вниз на руки и опускают их)
Выливаем молоко. («Буль-буль»)
Хозяйка: Ребята, скажите, а что ещё можно испечь, кроме пирожков?
Дети: Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, торты, пироги, кексы, рулеты, пельмени, вареники, макароны, лапшу, вермишель…
Звучит музыка, приглашая мальчиков петь «Частушки» м/п 5-12 (20)
Хозяйка: Нужно бережно относиться к хлебу. Учитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда старые люди учат этому обычаю, молодые улыбаются: «Крошку хлеба к обеду желудок просто не заметит».
Верно, не заметит. Человек не воробей. Да не в этом дело. Соблюдая старинный обычай, люди как-бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение.
Звучит стихотворение Г. Лебедева «Артём с ломтём»
Ребёнок: Вот привычка у Артёма:
Никогда не ест он дома,
Но зато гулять Артём
Отправляется с ломтём.
Как выходит на прогулку,
Так берёт с собою булку,
Или сладкий леденец,
Иль солёный огурец.
Все играют – он в сторонке,
Дразнят бедного девчонки.
Он вздыхает и опять
Принимается жевать.
Весь он в крошках и повидле,
В креме с головы до ног…
Так умаслен, что не видно:
Мальчик он или пирог.
Танец «Прянички» (4 девочки)
Хозяйка: Вы запомните, дети,
Золотые слова:
Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ребёнок: Людям – хлеб; Детям – мир!
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу – дружное «Ура!»
Хозяйка (выносит каравай):
Праздник наш мы завершаем
Вкусным пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
(Угощает детей)
Кушайте, гости, дорогие, поправляйтесь,
Здоровья набирайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "Хлеб - всему голова"
Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы....
Экологический праздник "Хлеб -всему голова"
Сценарий экологического праздника с участием сказочного персанажа почтальона Печкина для детей старшей группы....
Сценарий "Праздник хлеба"
Развлечение для детей разновозрастной монтессори-группы с участием родителей...
Презентация + текст "Праздник хлеба"
Сказка создана мной для старших детей, в ней описывается путь хлеба- от зернышка до буханки, в наши дни и в старину. Иллюстрации и текст- авторские.Смотри презентацию "Праздник хлеба"...
Конспект совместной партнерской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Праздник Хлеба»
Целью мероприятия является ознакмление детей с русским праздником "День Хлеба». Создать радостную атмосферу праздника, развитие эмоционально-положительных эмоций, познавательного интереса. Спосо...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Праздник хлеба. Театрализованный праздник для детей 6-7лет.
Что считалось главным богатством на Руси? Что самое вкусное на земле? Без чего нет обеда? Какой продукт употребляют все народы мира? Хлеб!!!О том, как появился главный продут, как к нему относились на...