Музыкальное воспитание дошкольников
проект по музыке (младшая группа) на тему

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.                                                         Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства - в семье, яслях, детском саду и продолжается в школе.                                                        Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.                                                 Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания, разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии, этики, эстетики и музыкознания. С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на занятиях, охарактеризовываются пути, музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития.                                                           Система музыкального воспитания предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия музыкальными произведениями, обучение пению и музыкально-ритмическим движениям. Объем необходимых умений детей точно определен программой.                                  Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство - игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне. 
       Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.        

         В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.                                                              Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований» (О.А. Сафонова). Об этом убедительно свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии.                                                                         По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.      Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа.                                                                                                                 Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.vospitanie.docx53.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                             ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………3                    

1.Музыкальное воспитание дошкольников………………………………….5

2.Значение и задачи музыкального воспитания дошкольников……………8

3.Вариативные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников…………………………………………………………………..11  

Заключение…………………………………………………………………….19

                                              ВВЕДЕНИЕ

       Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.                                                Музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства - в семье, яслях, детском саду и продолжается в школе.                                                 Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.                                                 Система музыкального воспитания детей является составной частью системы эстетического воспитания, разработанной на основе теории и методических принципов педагогики, психологии, анатомии, физиологии, этики, эстетики и музыкознания. С учетом современного уровня теории и практики музыкального воспитания определяются задачи музыкального воспитания детей, виды и формы музыкальной деятельности, методические приемы обучения на занятиях, охарактеризовываются пути, музыкального развития детей в повседневной жизни, устанавливаются программные требования по возрастным этапам развития.                                                        Система музыкального воспитания предусматривает ознакомление детей с доступными для их восприятия музыкальными произведениями, обучение пению и музыкально-ритмическим движениям. Объем необходимых умений детей точно определен программой.                                Задачи музыкального воспитания осуществляются: посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр. В старших группах программой воспитания в детском саду предусматривается еще одно средство - игра на музыкальных инструментах, в частности, на металлофоне.        
     
Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства.        
        В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность.                                                         Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований» (О.А. Сафонова). Об этом убедительно свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии.                                                                 По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы.        Ряд программ является своего рода комплексом из нескольких программ. Таким комплексом может считаться «Росинка». Она нацелена на разностороннее эстетическое развитие детей, привлекая не только музыку, но и живопись, экологию и физкультуру. «Красота – радость – творчество», «Синтез» – это комплексы из нескольких программ по эстетическому развитию. Ряд программ выделяют приоритетным направлением изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и народная хореография, и изучение традиций и быта народа.                                                                                                 Есть ряд парциальных программ, которые смело можно назвать «узко» музыкальными, более того, они рассматривают только определенные виды музыкальной деятельности: слушание музыки «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, игру на музыкальных инструментах «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой, музыкально-ритмические движения «Ритмическая мозаика» А. Бурениной.

          1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

          Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.                                                Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.                                                                                Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».                                                                Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.                                                Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.        В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому  важно использовать все виды музыкальной деятельности.                        Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

        Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.                                                                         Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.).                         В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.                                                Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

      2.ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ                                                 ДОШКОЛЬНИКОВ

        Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.                         Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.                                          Известный фольклорист  Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»                             Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.                            «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления».                Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.                         Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.            Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.                                                                                                Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.  Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей.                                Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

            Музыкальное воспитание вторая младшая группа 3-4 года                                                 (годовые задачи)

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.            

 2.Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. 3.Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.

            Музыкальное воспитание средняя группа 4-5 лет        

                                      (годовые задачи)

1.Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

2.Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

              Музыкальное воспитание старшая группа 5-6 лет        

                                             (годовые задачи)                                   1.Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

 2.Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.                                                      3.Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под  музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

           3. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ                        ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ        

       Дошкольные образовательные учреждения России, работавшие до 1989 г. по единой программе, сегодня имеют широкий выбор программ и педагогических технологий. Их появление связано с обновлением дошкольного образования в 90-е годы XX в., обусловленного изменениями в нашей стране в этот период. Эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Но большинство из них опирается на базовые принципы типовой программы.        
     
Реформирование дошкольного образования было связано с учетом специфики развития дошкольников, самоценностью этого периода жизни ребенка. При этом показателем эффективности образования стала считаться не «обученность» детей — сумма усвоенных знаний, а уровень их психического развития, наличие условий для полноценного проживания детьми этого уникального периода.        
   
Основное внимание при этом стало уделяться развитию субъектности ребенка, раскрытию его способностей, воспитанию чувства защищенности и уверенности в себе, а также приемам и методам общения ребенка и воспитателя, заключающимся в понимании, принятии личности каждого ребенка, в уважении его интересов и достоинства, умении установить доверительные партнерские отношения.        

                               Программа «Радуга»

 (авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой)

       Первая инновационная программа дошкольного образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Она рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Программа существенно не отличается от традиционной, однако в определении конкретных задач психического развития отличия значительны. Она построена по возрастному принципу и ориентирована на достижение гармонии интеллектуального и эмоционального в развитии ребенка.        
     
Программа называется «Радуга», поскольку включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, обеспечивающих их развитие и воспитание.
   
Занятия музыкальным и пластическим искусством, направленные прежде всего на формирование эстетических переживаний, «окрашивает» голубой цвет.

В качестве задач музыкального воспитания выделяются:        

  • обогащение музыкальных впечатлений;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • формирование выразительных певческих и пластических способностей.

  Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и продолжает обновляться.        
                                  Программа «Детство»

авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Я. А. Ноткина и др.)        

     Комплексная программа обогащенного развития детей дошкольного возраста. В ней представлены три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувства — познание — творчество, пронизывающие все ее разделы.

Линия чувств

Эмоциональное развитие дошкольника (эмоциональной отзывчивости, сопереживания, гуманного отношения и обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка) через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, ознакомление детей с эмоциональными переживаниями, эмоциональными состояниями людей

Линия познания

Развитие любознательности, стремления к самостоятельному познанию, умственных способностей и речи через развитие образных форм познания — наглядно-образного мышления и воображения

Линия творчества

Пробуждение творческой активности детей в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сфере


Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей:        

  • развитие музыкальной культуры;
  • накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;
  • развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания.

    В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:        

  • музыкальное восприятие: слушание — интерпретация;
  • музыкальное исполнительство: импровизация — творчество.

       В серии «Библиотека программы "Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.        
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
                           Программа «Истоки» 

(авторы Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, А.Н.Давидчук, Л.Ф.Обухова и др.)

В Программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям:        

  • социальное;
  • познавательное;
  • эстетическое;
  • и физическое развитие.

      Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
     
Достаточно подробно в ней разработан раздел «Музыка» (В. А. Петрова, Т. Г. Рубан, К. В. Тарасова).        
   
В программе представлены пять традиционных видов музыкальной деятельности детей:        

  • слушание музыки;
  • движение;
  • пение;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • музыкальная игра-драматизация.

       По каждому возрастному этапу (начиная с младенчества) и виду музыкальной деятельности дана характеристика возрастных возможностей, обозначены задачи и показатели развития детей, позволяющие судить об эффективности работы.        
     
В программе обращается серьезное внимание на музыкальное воспитание детей 1 — 3 лет, что отражено в методическом пособии В.А.Петровой «Музыка — малышам» (2001). Предусмотрена работа с воспитателями и родителями. С этой целью пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.        
     
По разделу «Музыкальное воспитание» изданы методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки «Дети слушают музыку» К. В.Тарасовой и Т.Г.Рубан (М., 2001).        
                              Программа «Развитие»

(авторский коллектив под руководством Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко)

      Программа построена по принципу разделения детей на четыре возрастные категории: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.        
     
В программе не представлен раздел по музыкальному воспитанию как таковому, но предлагается раздел «Выразительное движение».        
   
Работа воспитателя по этому разделу нацелена на развитие у дошкольников творческих способностей, невербального общения и проводится по нескольким направлениям. Главное из них — развитие способности к образному перевоплощению, пластическому взаимодействию. Остальные направления работы включают развитие умения свободно двигаться, использование интонационной выразительности голоса при выполнении образно-пластических упражнений и др.        
       
В разделе «Выразительное движение» содержится характеристика основных направлений работы по формированию выразительных движений, перечень развивающих задач, описание средств и материалов, необходимых для их решения.        
     
В методических рекомендациях для воспитателей рассматриваются основы педагогической технологии программы, вопросы организации предметной среды, взаимодействия взрослого и ребенка и самих дошкольников в процессе занятий, по каждому разделу даются рекомендации по педагогической диагностике.        
                   Программа «Из детства — в отрочество» 

                 (авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева и др.)        

      Комплексная программа для родителей и педагогов. Ее цель — создание в семье и дошкольном образовательном учреждении условий для здорового образа жизни, развития способностей детей, воспитания уважения к национальным традициям.        
   
Музыкальное развитие в программе рассматривается как особая область образовательной работы. Его содержание конкретизировано в программе Е.Дубровской «Раз ступенька, два ступенька — будет песенка» (1997), «Ступеньки музыкального развития» (2004, 2006). Основополагающим в программе музыкального развития является принцип художественности.        
     
Автор связывает результативность педагогической работы с хорошим знанием ребенка, взаимодействием педагогов и родителей, тесным контактом музыкального руководителя и воспитателя, осуществляющего преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания.        
       
В связи с этим выделяются цели и задачи, стоящие как перед музыкальным руководителем, так и перед воспитателем и родителями.        
Обязательным видом деятельности на каждом занятии является игра на инструментах и ее включение в другие виды музыкальной деятельности как практического метода, помогающего осознанному восприятию музыки и т. п.        Большое место в программе отведено концертной деятельности — развлечениям, совместным с родителями праздникам и т. п. При этом праздники — не отчет перед родителями, а средство музыкального развития детей.
     
Для каждого возраста определены психофизиологические особенности музыкального развития, предлагается новый подход к организации, содержанию и методам работы с детьми.        
     
В программе подчеркивается особая роль театра в решении задач, связанных с воспитанием и развитием дошкольника. Музыку предлагается использовать как можно чаще как на занятиях, так и в течение дня.        
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
            Программа воспитания и обучения в детском саду

авторы Л.В.Антонова, Н.Е.Веракса и др.; под ред. М.А.Васильевой, В. В.                                 Гербовой, Т. С. Комаровой)        

      Это усовершенствованный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985; отв. ред. М.А.Васильева). Программа доработана с учетом достижений современной науки и практики дошкольного образования. Так, в ней предоставляются более широкие возможности для полноценного социального и личностного развития ребенка, вместе с тем сохранены лучшие его традиции.
     
Большое место в программе отводится эстетическому воспитанию, осуществляемому через ознакомление детей с разными видами искусства в процессе разнообразной художественно-творческой деятельности, при этом большое значение придается развитию самостоятельности. Кроме того, эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка.
     
Появился обновленный раздел «Культурно-досуговая деятельность». Она является в программе приоритетным направлением в организации жизни дошкольника, основой формирования его культуры и осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной работы ребенка с художественными материалами.        
     
Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Автором программы и методических рекомендаций по музыкальному воспитанию является М. Б.Зацепина. 
Цель программы:

  • передать детям музыкальный опыт старших поколений;
  • развивать музыкальную культуру;
  • формировать положительные черты и свойства личности.

Основное средство достижения этой цели — постоянное общение
ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества.         
Задачи программы        

  • формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
  • приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности;
  • формировать музыкальные способности;
  • развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов;
  • формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге и др.

       Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр. Разработано содержание праздников,развлечений и досугов. Большое значение придается развивающей среде, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах.        
     
В программе определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.         
        Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.        
         
В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства.        
     
Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности.        
     На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.
Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организованности, волевых усилий. Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.        
     
Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей.                                                                                         И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.
     
Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов.                                     Учет возрастных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития в  том или ином возрасте.                                                 В процессе музыкального воспитания, обучения и развития осуществляются основные задачи музыкального воспитания.        
    Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:        

-
развивать музыкальность ребенка;        
-
обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;        
-
развивать художественно-творческие способности.        
Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.