"Пестрые страницы" ритмопластические упражнения, этюды, танцевальные импровизации
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Степанченко Светлана Стефановна

Ритмопластические упражнения, этюды, танцевальные импровизации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель  I категории

Степанченко Светлана Стефановна

МДБОУ №18

Пос. Октябрьский

Краснодарский край

Красноармейский район

Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц. 

 

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, чтобы выразить свои чувства легко заменяют слова мимикой и жестами.

Развитие ребенка идет от эмоций и движений к слову. Вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через движения, через пластику своего тела. Особенно интересны пластические образы, возникающие под влиянием музыки.

Музыка, представляя собой, по выражению В.Д. Днепрова «звучащее мироощущение», необычайно расширяет эмоциональный спектр личности. Музыка активизирует чувства, эмоции, переживания ребенка, создает условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти помогает эмоционально, чувственно и деятельностно откликаться на те гуманистические ценности, заложенные в ней, обеспечивает ощущение собственной само ценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Различные по настроению и характеру музыкальные произведения пробуждают и стимулируют фантазию ребенка, помогают в движении, через пластическую выразительность передать свои впечатления и чувства от восприятия музыки.

Еще в древней Индии, Китае, Греции движения под музыку применялись в воспитании детей.

Швейцарский педагог и композитор Э.М. Жак-Далькроз (1865-1950) впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания. Он определил основную задачу ритмики - развитие музыкальных способностей, пластичности, выразительности движений. Только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных игр и упражнений, в которых сочетаются поэтическое слово, музыка и движение. В первую очередь такие упражнения несут « художественно- смысловой образ», который может быть выражен через пластическую импровизацию, которая в свою очередь, развивает гибкость и умение владеть своим телом, ритмичность, координацию движений, воображение, музыкальность.

В процессе выполнения ритмопластических упражнений решаются следующие задачи:

-развитие музыкальности на основе восприятия музыки и

слова

( эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, слуховые представления);

-восприятие музыкально-поэтических образов и способность передать их в пластической импровизации;

-развитие пластической выразительности и двигательных способностей;

-развитие творческого воображения.

Предлагаемые «художественно-смысловые образы» создаются на музыкальном материале русских и зарубежных композиторов, авторских стихов, , модифицированных и авторских упражнений таких специалистов как Э.Г. Чурилова, М. Чистякова, В. Давыдов, Л. Алексеева, С. Клубков.

Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что " все тело актера должно быть технически приспособленным для выражения переживаний; тем более - тело, потому что его положение и движение выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека; кроме того, тело отражает внутренние эмоции прежде, чем они находят выражение в слове или звуке."

РАЗДЕЛ ВРЕМЕНА ГОДА

ЗИМА

В танцевальных импровизациях, используя пластику движений  и разные эмоциональные состояния передавать образы каждого времени года.

1.Этюд «Снежинка»

Цель: развивать чувство темпа и ритма, ускоряя, замедляя кружение в танце.

Музыкальный ряд: «Сказка новогодняя»муз

В.Юрченко

Летят снежинки белые Как бабочки порхая,

Ковром пушистым белым Всю землю устилая.

Одна снежинка смелая,

Кружася понемножку,

Вдруг тихо опустилась На теплую ладошку.

Храня снежинку от тепла Смотрю я с умиленьем- Она ведь выбрала меня:

"Ну, здравствуй, с приземленьем!"

2. Этюд «Снегурочка»

Цель:        передавать в пластической импровизации #

настроение легкой грусти и сожаления.

Музыкальный рад: «Романс» муз X. Свиридова (из к/ф. Метель).

Мне, Снегурке, очень грустно,

Ведь зима уже прошла.

И под жаркими лучами

Тают, тают все снега.

Солнце жаркое пригрело Расцветает все вокруг,

Только мне лучи такие Гибель полную несут.

И прощаюсь я со всеми Вновь до будущей зимы.

Таю, таю, растворяюсь,

Мягким паром поднимаюсь До небесной вышины.

  1. Этюд «Снеговик»

Цель: развивать воображение, координацию движений, способность к пластической импровизации.

Музыкальный ряд: песня «Новый год» муз. В. Юрченко.

Я, веселый Снеговик

Красный нос морковкой

И скучать я не привык

В шапке из ведерка.

А своей метлой большой

Снег я убираю,

Выходи играть в снежки-

Я- Всех я приглашаю. .

  1. Этюд "Фея Зимы"

Цель: танцевальная импровизация волшебного танца.

Музыкальный ряд: "Зима" муз. А. Вивальди.

Я, морозная Зима,

Много снега намела Закружила снег я вьюгой.

Ветер северный завыл.

И метелицей — метелью Все вокруг запорошил.

А снежинки в вихре снежном Кружат зимний хоровод:

Здравствуй праздник новогодний Здравствуй, здравствуй Новый год!

ВЕСНА

  1. Этюд «Утро»

Цель: передать мимикой и движением утреннее пробуждение, ощущение солнечного луга, любование рассветом.

Музыкальный ряд: «Птичий гомон ...»Р. Ансельмы.

Лучик солнца золотой Поиграть решил со мной.

Пробежался по лицу,

Задержался на носу,

Глазки мне пощекотал И куда-то вдруг пропал.

И решил я: Хватит спать!

Нужно лучик мне догнать!

Я тихонько улыбнулся,        ;

Потянулся и проснулся.

Встал и посмотрел в окно Ну, а лучик там давно.

Вместе с солнцем он встает Утро за собой ведет.

И сигналит: Просыпайтесь!

На зарядку собирайтесь!

6.  Этюд « На зарядку»

Цель:        развить общую двигательную активность,

ритмичность, пластичность движений.

Музыкальный ряд: песня « На зарядку» сл. Т. Юрченко муз. О. Дыкань.

Громко, громко поутру Спел петух ку-ка-ре-ку Просыпайся, детвора,

На зарядку всем пора.

Припев: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы шагать Раз присели, два привстали Быстро, быстро побежал

Друг за другом мы идем Звонко, весело поем Руки вверх, вперед, назад Наклонились все подряд.

Припев: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы шагать Раз присели, два привстали Быстро, быстро побежал

7. Этюд «Цветные зонтики»

Цель:        развивать воображение,

импровизацию, координацию движений.

Музыкальный ряд: «Цветные, зонтики» муз. В. Юрченко, сл. Т. Юрченко.

1Дождь-весенний озорник Город поливает

И цветные зонтики Всюду расцветают.

Припев: Зонтики, зонтики Зонтики цветные Вы похожи на цветы Наши полевые.

2Ветер дунул и поднял Зонтики над крышей

И из зонтиков букет Разноцветный вышел

Припев:

3Дождь - весенний озорник Город умывает,

Пестрый зонтиков букет Город украшает.

Припев:

8. Этюд «Фея Весны»

Цель:        в танцевальной импровизации передать

волшебный образ Весны.

Музыкальный ряд: «Грезы любви»муз. Ф. Листа.

В зеленом платье из листвы,

В венке цветов весенних,

Явилась к нам Весна-Красна В весеннем опереньи.

Стройна как белая береза,

Прекрасна как сама заря,

Пушистые раскинув косы Всех пробудила ото сна.

ЛЕТО

9.Этюд «Хоровод цветов»

Цель: передавать светлое, радостное, праздничное настроение, импровизируя бал цветов.

Музыкальный ряд: «На прекрасном голубом Дунае»

Муз .И.Штрауса

Вышли мы на луг гулять И цветочки собирать.

Желтый лютик полевой Мы возьмем тебя с собой,

Вот ромашки, василек,

Собирайтесь в хоровод.

Разноцветные венки Из цветочков мы сплели.

Славим лето красное Теплое прекрасное.

10.Этюд « Бабочки»

Цель: пластикой движений передать легкий, воздушный полет бабочек.

Музыкальный ряд: «Каприччио» муз. Н Паганини.

Легкокрылый хоровод Бабочек порхает И нектар с цветов лесных Тихо собирает.

Солнце теплыми лучами Бабочек ласкает,

Крылья пестрых бабочек Тут и там мелькают.

11.Этюд «Фея лета»

Цель: пластикой движения, игрой воображения передать радостное летнее настроение.

Музыкальный ряд: «Волшебство лета» из балета «Золушка» муз. С. Прокофьева.

Лето, лето красное Жаркое прекрасное Солнце, воздух и вода Наши лучшие друзья

Будем брызгаться, играться На лужайке кувыркаться.

И под солнцем загорать,

Ночью у костра мечтать.

ОСЕНЬ

12. Этюд: «Осенний хоровод»

Цель: через музыкально- поэтический образ передать в причудливом танце осенний хоровод.

Музыкальный ряд: «Осенний хоровод»

муз. В. Юрченко, сл. Т. Юрченко.

Разноцветный хоровод Осень закружила,

Пестрым лиственным ковром Землю всю укрыла.

Припев: Под ногами листья

Шу-шу-шу шуршат

Падают дождинки прямо на ребят.

Птицы стаями летят Дом свой, покидая Им ребята вслед глядят Добрый путь желая.

Припев:

Соберем большой букет Листьев золотистых Это осени привет Яркий и лучистый.

Припев:

13Этюд «Пенёк»

Цель: в шутливой игровой форме передать разные эмоциональные состояния лесных жителей, используя пластику движения.

Музыкальный ряд: «Дед Мороз»

По осеннему, по лесу Как-то бурый шел медведь,

Он под ноги не глядел На пенек вдруг налетел,

Пень сердито засопел,

А медведь с испугу сел.

Видит странную картину:

На иголках у ежа Шляпка белого гриба,

Так что сразу не поймешь:

Где тут пень, а где тут еж?

14.  Этюд «Осень золотая»

Цель: развивать двигательные навыки, координацию движений, общую моторику и пластику тела. Музыкальный ряд: «Здравствуй, осень» муз. В. Юрченко

Осень краски все смешала И разбрызгала вокруг, Золотым, багряным цветом Все леса оделись вдруг.

Теплый дождик поливает Разноцветную листву, После дождика грибочки Появляются в лесу.

15. Этюд «Фея Осени»

Цель:        передать в танцевальной импровизации

поэтический образ Осени.

Музыкальный ряд: «Волшебный замок» из балета

«Щелкунчик»

муз. П.И. Чайковского.

Околдованный туманом Лес осенний тихо спит.

Ветер ветками качая Тихо листья шевелит.

И неслышно, потихоньку Бродит осень по лесам И размешивая краски Красит листья тут и там.

И багряным, желтым цветом Расцветают все леса,

По лесным грибным тропинкам

Раздаются голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальные импровизации

Эти  импровизации научат малышей различным музыкально-ритмическим движениям, в дальнейшем дети не будут испытывать затруднения при постановке танцев....

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕСНИ Т.МОРОЗОВОЙ "ГАРМОНИСТ ТИМОШКА" ПОДГ.ГР.

Я САМА ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ ТАНЦЕВАТЬ. И, КАК МОИ КОЛЛЕГИ ГОВОРЯТ, ЧТО ДВИЖЕНИЯ МОЙ КОНЁК. МНЕ ИНТЕРЕСЕН ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫРАЖЕНИЮ МУЗЫКИ (КЛАССИЧЕСКОЙ. НАРОДНОЙ. ЭСТРАДНОЙ) ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЯ.  В СВОЕЙ П...

Развитие танцевальной импровизации на музыкальном занятии.

В помощь музыкальным руководителям, которые ведут платные танцевальные кружки....

Конспект музыкально - ритмической гимнастики "Танцевальная импровизация"

Занятие по музыкально - ритмической гимнастике "Танцевальная импровизация" для детей средней группы, цель которой укреплять здоровье детей, как физическое, так и психическое. Развивать эмоци...

Конспект танцевально-ритмического занятия «Танцевальная импровизация» для детей средней групп

Конспект танцевально-ритмического занятия «Танцевальная импровизация» для детей средней групп...

Игры. Упражнения. Этюды на развитие танцевально-игрового творчества в дошкольном возрасте

Для развития творческих способностей дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого добиваться навыка исполнения.Творческие задания в танц...