Воспитание любви к родному краю.
статья (старшая, подготовительная группа)

Ровенских Наталья Викторовна

Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопро­сов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, нако­нец, «Почему?»

              На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует доро­жить детским «зачем?», «почему?» и «отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелегком деле у Вас должны быть постоянные советчики, помощни­ки и друзья. Имя им - книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скрибицкого, Э. Сетона-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc176.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родному краю и природе.

                Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать эти драгоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часами слушать шорохи леса. Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разное время года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки.

                «Удивительное рядом»,- сказал в своем замечательном фильме Образцов. Посмотрите фильм сами и вместе с детьми. Поразмыслите над ним вслух и постарайтесь извлечь для себя большой и важный вывод. Важно не столько соглашаться с идеями страстного пропагандиста охраны природы, сколько поступать в соответствии с ними.

                Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?»

                На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует дорожить детским «зачем?», «почему?» и «отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелегком деле у Вас должны быть постоянные советчики, помощники и друзья. Имя им - книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скрибицкого, Э. Сетона-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.

                         Но есть и специальная справочная, а также научно-популярная  литература, которая в краткой, доступной форме расскажет о самом важном. Среди них на первое место надо поставить детскую энциклопедию, а также общедоступные определители растений, животных, минералов.        

                        При первой же возможности, в любое время года, лишь бы погода была сносна, отправляйтесь в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных как стрелами лучами солнца...

                        Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

                        Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, соберите коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти незаметную, невзрачную травинку. Вглядитесь в нее. Да она только издали, с высоты человеческого роста , кажется некрасивой. А на самом деле как она изящна, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок...

                        Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты.

                Знаете ли Вы основные правила охраны природы?

                Покупаете ли книги о природе?

                Участвуете ли Вы в озеленении Вашего населенного пункта?

                Попробуйте записать или просто отметить в своем сознании, как часто и какие вопросы о природе задает Вам ваш ребенок.

                Часто ли в его вопросах звучит «почему?» Если он молчалив и инертен, попробуйте навести его на разговор о каком-либо животном, растении, природном явлении.

                Поинтересуйтесь, как ведется в детском саду работа с календарями природы и труда.

                Попробуйте прочесть методические рекомендации о проведении наблюдений и экскурсий с детьми.

                Помогите Вашему ребенку сделать тематический уголок, посвященный временам года. Он украсит Ваше жилище, а совместная работа принесет радость.

                Постарайтесь поучиться у своих детей любви к коллекционированию природных предметов или наблюдательности, или вместе с ними сочините «научно-фантастический» рассказ, используя знания о свойствах природы.

                Не грех родителям заглянуть в журнал «Дошкольное воспитание». Там можно найти статьи о том, как работать с детьми в природе, какие опыты интересно поставить.

                Если Ваш ребенок задал вопрос, подумайте, нельзя ли на него ответить с помощью простого опыта или наблюдения.

                Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку.

                Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветает или впервые появляется в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник.

                Научите мальчика дарить цветы людям. Этим Вы воспитаете умение возвышенно любить.

                Осенью можно устроить праздник урожая. У Вас может родиться красивая традиция ежегодного проведения такого праздника.

Наедине с природой

Проверьте путем наблюдений в природе эти приметы:

  • Паук плетет сети - к сухой погоде.
  • Паук забился в угол - к ветру.
  • Лягушки расквакались - перед дождем.
  • На кустах акации много пчел - перед дождем.
  • Вечером сильно стрекочут кузнечики - к хорошей погоде.

Знаете ли Вы?

  • Что грибы лучше не срезать, а осторожно выкручивать, так как в оставшемся пеньке заводятся вредители.
  • Чернику нельзя срывать с веточками. Новые побеги вырастут только через 7-8 лет. Кустик черники живет 300 лет, но плодоносит всего 4-5 лет.

- У мухоморов свое назначение в природе. Их поедают лоси, чтобы избавиться от глистных заболеваний.

Советы

  • На Вашем пути встретился родничок. Расчистите его - и усталый путник Вам скажет «Спасибо».
  • Ранней весной уходят в лес ребята, чтобы полакомиться сладким березовым соком. Прочтите стихотворение Ф. Сологуба.
  • Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится садовый вар или обычный пластилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...