Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ("Музыка") "ЭКСКУРСИЯ В ГАЛЕРЕЮ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Лемзякова Елена Анатольевна

Предварительная  работа: 

Рассматривание  иллюстраций,  буклетов;  чтение  стихов   о  зиме; сюжетно-ролевые  игры  "Мы-архитекторы", "Скульптура".

Оформление  выставки  архитектурных  макетов; рассматривание  зданий, находящихся  в селе; экскурсия  к  памятнику воинам-освободителям.

Развлечение с  родителями   в  подготовительной  группе  "Путешествие  в мир архитектуры  и   скульптуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Экскурсия в галерею"24.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Шатовский детский сад»

Конспект   НОД  по

художественно-эстетическому  развитию

«Экскурсия в галерею

изящных искусств».

Подготовительная группа.

Подготовила

музыкальный   руководитель

Лемзякова Е.А.

Программные задачи:

Образовательные:

- уточнить знания детей о видах искусства (музыке, поэзии, живописи, скульптуре, архитектуре), их роли в развитии мировой культуры;

- закрепить в словаре термины, характерные для того или иного вида искусства;

- совершенствовать знания детей о сходстве и различии между видами искусства;

- формировать представление о стилях, видах различных искусств;

- познакомить с деятельностью скульптора и архитектора.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);

- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций), творчество и фантазию;

- развивать монологическую речь;

- продолжать развивать психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость, зрительное восприятие, элементы логического мышления, память, эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и фотографий.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;

- формировать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки, суждения, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы;

- воспитывать интерес к архитектуре родного села, его истории.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, буклетов;

- чтение стихов о зиме;

- сюжетно-ролевые игры «мы - архитекторы», «скульптура»;

- оформление выставки архитектурных макетов;

- рассматривание зданий, находящихся в селе;

- экскурсия к памятнику воинам-освободителям;

- развлечение с родителями в подготовительной группе «Путешествие в мир архитектуры и скульптуры».

(Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы встречаемся в «Галерее Изящных Искусств». Мир искусства очень разнообразен. Это прекрасный, чудесный восхитительный мир. Мир, полный гармонии и красоты!

А какие виды искусства вы знаете? (живопись, скульптура, музыка, поэзия, архитектура)

Да, и каждое из этих искусств представляет собой кладезь истинных шедевров, создаваемых на протяжении всей истории человечества, и признанных культурным наследием нашей планеты.

А скажите, пожалуйста, кто сочиняет музыку? (композитор)

А кто пишет картины? (художник)

А кто проектирует здания, башни, мосты? (архитектор)

А кто пишет стихи? (поэт)

А кто лепит фигуры людей, животных, птиц? (скульптор)

Сейчас я приглашаю вас в зал живописи нашей галереи.

Если видишь на картине

Нарисована река

Или ель, иль белый иней,

Иль седые облака,

Или снежная равнина,

Или поле, иль шалаш, -

Обязательно картина называется… (пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это    (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется….(портрет)

А.Кушнер

Ребята, покажите мне портрет…, натюрморт…А что изображено на остальных картинах? (пейзаж). Какой пейзаж изображен? (зимний). А вы любите это время года? А знаете ли вы пословицы о зиме?

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Сугроб да вьюга – два друга.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Прекрасное время года – зима… Какие художники посвятили ей свое творчество? (Пластов, Юон, Кустодиев, Саврасов, Грабарь). Какие краски используют художники для изображения этого времени года? (голубой, серый, синий)… Это какие цвета – теплые или холодные? Почему их так называют? С цветом чего они схожи? (луны, льда). А от чего зависят оттенки снега на картинах? (от времени суток, а еще от окружающих предметов). Какое настроение навевают вам картины? (спокойное, задумчивое, завораживающее).

Да, снег создает ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, умиротворенности. Зима обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела… Но не всегда зима уж такая мягкая и пушистая.. Бывает она и капризная, и сердитая, и злая…

(Звучит «Времена года. Зима.» А.Вивальди)

Кто сочинил эту прекрасную музыку? Какую зиму увидел композитор? (В начале тихая, задумчивая, постепенно звучание нарастает, и все сильнее разыгрывается метель. В конце музыка взволнованная, яростная, изображающая суровую, ненастную, вьюжную зиму…)

Ребята, не только композиторы восхищались зимой. Русский поэты тоже воспевали ее в своих произведениях.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель.    (С.Черный)

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит…   (Ф.Тютчев)

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно…   (И.Суриков)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница – зима!

Пришла, рассыпалась,

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами

Среди полей, среди холмов…    (А.Пушкин)

А вот, как А.С.Пушкин описывает зимнюю ночь…

(Звучит приглушенно «Лунная соната» Л.В.Бетховена)

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи…

Как шитый полог синий свод,

Пестреет частыми звездами…

Какая картина созвучна этой мелодии Бетховена и стихам А.С.Пушкина?  (А.Саврасов «Зимний пейзаж»).

Мы рассмотрели картины великих художников о зиме, читали стихи о зиме, слушали прекрасную музыку… а сейчас давайте споем песню о ней…

Песня «Русская зима».

А сейчас я приглашаю вас в зал скульптуры нашей Галереи.

Скульптура – слово латинское, означает «царапать, вырезать». На нашей выставке представлены образцы этого жанра искусства. Давай те их рассмотрим. Кто создает скульптуры? (скульптор). А из чего они их создают? (глина, гипс, дерево, камень, мрамор). А на какие виды делятся скульптуры? (объемные и рельефные). Чем они отличаются? (объемные можно обойти вокруг, чтобы рассмотреть, а рельефные видно только с одной стороны). А какие скульптуры бывают по величине или высоте? (памятники). Это монументальная скульптура. А еще какие? (статуя, статуэтка и бюст). Какая скульптура представлена на нашей выставке? (из фарфора, глины, воска).

(обратить внимание на чеканку)

Есть разные способы обработку скульптуры – литье, высекание, ковка, лепка, чеканка. К какому способу относится эта скульптура? (чеканка). А это объемная скульптура или рельефная? (рельефная, барельеф).

А теперь немного отдохнем и присядем на стулья.

А знаете ли вы ребята, что знаменитые скульпторы начали ваять свои шедевры уже тысячи лет назад. Древняя Греция – колыбель мировой культуры. Красота, изящество, грация присущи скульптурам того времени. Микеланджело Буанаротти, Огюст Роден  - самые великие скульпторы… До сих пор человечество восхищается прелестью этого вида искусства..

Слайды «Скульптура мира».

А сейчас посмотрим, какие памятники есть в Арзамасе.

Слайды «Памятники Арзамаса».

(Приглушенно звучит песня «С чего начинается Родина»)

Ребята, а ведь скульптуры есть не только из камня или глины, но и из более хрупкого и недолговечного материала…

Слайды «Скульптура из песка, льда, снега».

А сейчас я предлагаю нашим гостям побыть в роли скульпторов и попробовать создать свои шедевры. А ребята будут материалом, из которого можно вылепить все, что угодно.

(Звучит «Февраль. Времена года» П.И.Чайковский)

Игра «Скульпторы».

А сейчас добро пожаловать в зал архитектуры….(садятся).

Архитектура – это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, необходимые людям для жизни и деятельности. С архитектурой мы общаемся каждый день. Утром из дома мы идем в детский сад, ваши старшие братья и сестры идут в школу, мамы и папы идут на работу. Какие архитектурные сооружения, кроме детского сада и школы есть еще в нашем селе? (ДК, магазины, контора, дома).

Какие виды архитектуры мы знаем? (градостроительство, ландшафтная архитектура и объемные сооружения).

Сейчас прозвучит музыка, а вы, ребята, подумайте и подойдите к тому экспонату на нашей архитектурной выставке, к какому, по-вашему мнению больше всего подходит эта музыка.

(Звучит церковное песнопение)

Почему вы подошли именно к макету церкви? (на нем есть крест. Крест – символ православной веры. Православные в России носят нательные крестики). А вот как выглядят соборы или храмы на Руси.

Слайд «Соборы Руси».

А что есть у всех русских соборов? (купола, иконопись, колокола).

Слайд «Иконопись» (под колокольный звон).

А в русских церквях принято играть на музыкальных инструментах? А вот в западноевропейских соборах звучит один величественный инструмент. Его еще называют «королем инструментов». Как он называется? (орган).

Слайд «Орган».

Этот мощный по звучанию инструмент звучит в старинных соборах, относящихся к готическому стилю.

Слайд «Готические соборы». (приглушенно звучит «Токката» И.Баха)

Что характерно для готического стиля в архитектуре? (витражи, арки, ажурные башни).

А сейчас следующая музыкальная загадка.

(Звучит «Старый замок. Картинки с выставки.» М.П.Мусоргского).

Таинственен, волшебен, заброшен и тих…

Он тайну скрывает от взоров людских…

Колючий шиповник разросся у стен…

И лес там в округе печален и нем…

Когда-то давно здесь принцесса жила…

Смеялась и пела – была весела…

Теперь лишь виденья в тех залах живут…

И тени прозрачные в танце плывут…

Да, это старинный замок. Так и называется пьеса М.П.Мусоргского, которую мы слушали сейчас. А что характерно для замковой архитектуры? (башни, шпили, арки, крепостные стены). А для чего строились крепостные стены? (для защиты от нападения врагов).

Слайд «Старинные замки».

А в каких сказках упоминается замок? («Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Принцесса на горошине», «Золушка»). Именно в таких замках короли устраивали прекрасные балы.

Мальчики, приглашайте девочек на старинный танец.

Танец «Менуэт»

(Звучит «Восточный базар»)

Да, звучит восточная музыка и вы выбрали восточный дворец.

Слайд «Архитектура Востока» (приглушенно звучит «восточный базар»).

Ты узнаешь Восток среди тысячи стран…

Там по белым пескам вдаль идет караван…

Там динары звенят и султаны живут,

Там зефир и халву ко столу подают…

(Звучит «Принц Календер» из симфонической сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова, входит слуга, затем Султан, за ними – Шехерезада)

Султан: Ты, как свет луны, прекрасна,

Словно солнце, взор твой ясный…

Нежным шелком вьется волос,

Я хочу твой слышать голос…

Шехерезада: Чтоб султану угодить,

Буду сказки говорить…

(Звучит «Принц Календер», танец Шехерезады)

Шехерезада: Было это не сегодня, не вчера,

А в далекие такие времена,

Когда вода в реках еще была соленая,

А секвойя под окном твоим зеленая.

Жил-был юноша один – Алладин.

Жил он с матушкой одной,

Мать его была вдовой,

И они по три недели

Часто без еды сидели…

(Звучит «Принц Календер», Шехерезада продолжает свой рассказ, шевеля губами…)

Так длилось одну и тысячу ночей…

Красавица Шехерезада

Слух повелителя-султана услаждала

Волшебной сказкою своей…

В них волшебная пещера

Называется Сим-сим,

И огромный джинн до неба

И веселый Алладин…

(уходят под «восточный базар»)

А сейчас вновь музыкальная загадка. (звучит «Барыня».)

Какая музыка прозвучала? (русская народная). Из чего строили избы на Руси? (из бревен). А как украшали хозяева свои дома – это просто произведения искусства.

Слайд «Русская изба» (на фоне «Барыни»).

А что было в каждой русской избе? (печь).

Слайд «Печь».

Что есть в печи – на стол мечи…

Хлеб пекут пока печь горяча…

Русская печка всему дому кормилица…

Бабья дорога – от печи до порога…

Издавна на Руси долгими зимними вечерами все домашние сидели около печки, занимались рукоделием…

Инсценировка песни «Было у матушки 12 дочерей».

Вот она разудалая Русь-матушка.

А теперь давайте все подойдем к нашей выставке. Макеты каких архитектурных зданий остались? (школа и детский сад).Скоро вы пойдете в нашу школу, как будете учиться? А пока вы ходите в детский сад. Как он у нас называется? («Радуга»). А что есть в нашем детском саду? (группы, музыкальный зал, кухня). А из каких частей состоит наш детский сад, да и любое архитектурное сооружение? (фундамент, стены, окна, крыша, лестницы, балкон). Вам  нравится наш детский сад? А давайте про него споем песню.

Песня «Детский сад»

Вот мы и рассмотрели все архитектурные макеты на нашей выставке. Все они служат человеку для его жизни и деятельности. А что самое важное для архитектуры? (ПРОЧНОСТЬ, ПОЛЬЗА, КРАСОТА). А сейчас мы с вами посмотрим на мировые памятники архитектуры, которыми восхищается все человечество на протяжении всей своей истории…

Слайд «Памятники архитектуры».

А вот как выглядят некоторые современные сооружения…

Слайд «Современная архитектура».

(Звучит «Избушка на курьих ножках. Картинки выставки.» М.П.Мусоргского. В зал входит избушка на курьих ножках, приплясывает).

Кто это? А откуда она к нам пришла? (из сказки). А кто в ней живет? А в каких сказках встречается Избушка на курьих ножках? («Гуси-лебеди», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Жихарка»…)

А вот еще в каких домиках живут сказочные герои.

Слайд «Сказочная архитектура».

(Звучит «Избушка на курьих ножках», входит Баба Яга)

Б.Я.: Ах, вот ты где… Насилу тебя отыскала… Прямо по следам шла…

Вед.: Ты, наверное, ее обижала? Туда-сюда вертеться заставляла, порядок в ней не наводила?

Б.Я.: Виновата, каюсь…Больше не буду избушку свою обижать…Возвращайся назад…

Вед.: А мы тебя просто так, бабуленька, не отпустим. Повесели нас чем-нибудь.

(Звучат частушки Бабы Яги, затем Баба Яга и Избушка уходят)

Ну, вот и закончилась наша экскурсия по Галерее Изящных Искусств. Мы рассмотрели  репродукции  картин русских художников, скульптурные произведения, архитектурные сооружения, читали стихи русских поэтов. И постоянно нас сопровождала музыка… Она звучит повсюду…

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает из сада…

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав, в шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода…

Только приветствует ночь соловьи,

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

ТОЛЬКО ПРИСЛУШАТЬС НАДО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....