"Формирование навыков слушания и музыкально-ритмические движения"
материал по музыке (подготовительная группа) по теме

Морева Лидия Михайловна

Образовательная деятельность в подготовительной группе  на тему ""Формирование навыков слушания и музыкально-ритмические движения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx22.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной группе по музыкальному воспитанию «Формирование навыков слушания и развитие музыкально-ритмических  движений»   Музыкальный руководитель МБДОУ №6 «Улыбка»  Морева Лидия Михайловна                                                                   г. Зеленодольск Республика Татарстан

Цель: Различать жанры музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях.

Задачи:

  • Прививать любовь к русскому народному творчеству, учить  отличать русские народные песни.
  • Расширять знания  детей о многообразии  музыкальных жанров.
  • Познакомить с понятием «Три кита в музыке».

                                                              Ход ОД

Дети заходят в зал под русскую народную музыку «Светит месяц» и становятся полукругом. Музыкальный руководитель:  Дети сегодня мы с вами будем путешествовать по «музыкальной стране». Она очень большая и в ней очень много интересного. А для начала я хочу с вами поздороваться  музыкальной песенкой.

 Песенка – приветствие: «Здравствуй, солнце золотое»

Музыкальный руководитель:  Дети, а сейчас давайте вспомним танцевальные движения к русскому танцу. Сначала станцуют  мальчики, а затем девочки.

Музыкально-ритмические движения: притопы  с разворотом  ноги в сторону  и вперёд , выставление ноги на пятку, на носок  с притопами, присядка, кружение.

Под русскую народную музыку  «Утушка,  ты моя луговая»» мальчики выполняют притопы с разворотом ноги в сторону и вперёд, а девочки – выставление ноги на пятку, на носок с притопами, затем  мальчики учатся выполнять присядку, а девочки кружение вокруг себя с забрасывание ног назад.

Музыкальный руководитель: Молодцы мальчики и девочки, вы выполняли движения правильно, а главное вы передали характер русской народной музыки. А какой он? Правильно, он весёлый  задорный и  шутливый.

Музыкальный руководитель:  Дети,  пока мы с вами танцевали движения к русскому народному танцу, произошло чудо, мы оказались в стране музыки (слайд 1). Посмотрите,  здесь живут ноты и музыкальные произведения. Они разные: каждое имеет свой характер, их очень много. И как не заблудиться в этой стране, как найти нужное музыкальное произведение, сегодня я вам расскажу.

Дети, вы знаете, что музыкальные произведения делятся на жанры. Назовите, какие вы  знаете жанры (полька, марш, колыбельная и т.д.).  Правильно, вы сейчас назвали несколько жанров музыки. Но есть в музыке жанры, которые имеют особое значение. Замечательный композитор  Д. Б. Кабалевский назвал их так «Три кита в музыке». А вот почему он их так назвал,  и что это за жанры  я вам сейчас расскажу.  Давным-давно, очень много лет  тому назад люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой они живут. Они ещё не знали, что Земля похожа на что? (на шар). Правильно, Земля похожа а шар, но древние люди об этом не знали. Они думали, что земля похожа на большой круг, окружённый со всех сторон морями и океанами, а чтобы этот круг не упал, держат его три кита огромных и могучих. Древние люди верили, что эти три кита поддерживают Землю. Есть такие «три кита» и в музыке. На этих «трёх китах» – трёх основных жанрах держится вся волшебная страна музыки. Что же это за «три кита» спросите вы? Самое интересное, что они вам хорошо знакомы. Сейчас я вам дам послушать музыкальное произведение, а вы скажете, что это за музыка, и что можно выполнять под неё.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского (слайд 2).

Музыкальный руководитель: Так что же сейчас прозвучало, какой это был жанр, Правильно, это был марш. Что под него можно делать? Правильно, ребята, под него можно маршировать. Марш – наш первый «кит». Дети, марши бывают разные, бывают спортивные, когда маршируют на физкультурном занятии или торжественные, когда маршируют на параде военные. А какой по характеру был марш, который вы прослушали?  (Радостный, игривый). Правильно, ребята, этот марш Чайковский написал специально для детей. Деревянные игрушки в виде солдатиков выстроились в ряд и начали маршировать . Дети, а какие инструменты подходят для того, чтобы сыграть марш (Барабан). А чем играют на барабане?  (Барабанными палочками).  А вы хотите сыграть марш деревянных солдатиков? Давайте сыграем вместе.

Оркестр «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский.  

Музыкальный руководитель: А теперь давайте послушаем другую музыку. Это будет наш второй «кит». Попробуйте  его  отгадать.

 Звучит «Полька» Сергея  Рахманинова (слайд 3)

Музыкальный руководитель: Как называется жанр, который сейчас прозвучал? (Полька). Правильно, это полька. А какая она по характеру. Правильно, музыка польки весёлая, задорная и отрывистая. Дети, давайте мы с вами станцуем польку, но только  это будет другая полька, другого композитора Дмитрия Шостаковича.

Дети исполняют танец под  «Польку» Д. Шостаковича

Музыкальный руководитель: Дети, а сейчас послушайте ещё одно произведение.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова (Слайд4)

Музыкальный руководитель: А это какая музыка по характеру? (Плавная, величественная). А что нам захотелось  выполнять под эту музыку. (Танцевать). Дети, мы с вами послушали польку и вальс, а как можно назвать этот жанр одним словом? (Танец.) Правильно, конечно это танец . Танец - это наш второй «кит». Танцы тоже бывают разные, бывают разные по темпу:  быстрые и медленные, бывают разными по жанру.  А теперь вспомните, под какую музыку мы с вами пришли на занятие (русскую народную)  Такая музыка называется  русская народная плясовая.

Ну, а теперь пришло время встретиться с третьим «китом» . Его вы тоже узнаете без труда.

Звучит знакомая песня «Улыбка » В. Шаинского (слайд 5)

Музыкальный руководитель:  Что я вам сейчас сыграла. Правильно, это песня.  Песня – это третий «кит»  музыки. Вот видите, все три  кита музыки вам хорошо знакомы. Давайте  ещё раз назовём их: первый «кит» - это марш, второй –  танец,  тритий – песня. А сейчас давайте споём  песню  «Улыбка». Но только надо не просто спеть, а передать характер песни. А какой же  характер  этой песни? (весёлый)

Песня «Улыбка» В. Шаинского

Музыкальный руководитель: Дети, скажите, вы знаете, почему марш, танец и песню можно назвать тремя китами, и сказать, что на них держится музыка. Потому что, на  Земле  нет ни одного человека, который бы не спел ни одной  песни, не станцевал ни одного  танца, не маршировал бы хоть раз под музыку. Поэтому, хотя в музыке и есть другие сложные жанры, основными всё-таки являются марш, танец и песня. А сейчас, давайте изобразим музыку вальса в движениях с лентами.

Дети исполняют «Танец с лентами» муз. Г. Свиридова

Музыкальный руководитель: Мы уже знаем, что каждый музыкальный  жанр имеет свою историю. История вальса очень увлекательна: когда много лет назад родился вальс, он был простым деревенским танцем и его на праздниках танцевали крестьяне. Они весело кружились парами. От немецкого  слова «кружиться – «вальцен» произошло и название этого танца – вальс. И мы с вами тоже  будем учиться танцевать вальс парами на следующих занятиях. А сейчас наше путешествие по музыкальной стране закончилось и вам пора возвращаться в группу. Давайте споём нашу прощальную песенку , и пойдём в группу под весёлый марш.

Дети поют «До свидания»

Звучит «Весёлый марш» муз. А. Филиппенко  и дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ музыкальной культуры посредством музыкально-ритмических движений"

Данная статья раскрывает опыт работы по одному из направлений музыкального образования дошкольников музыкально-ритмического воспитания...

Творчество в музыкально-ритмических движениях, как средство формирования основ музыкальной культуры

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию реб...

Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.

Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...

«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»

«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...

Педагогический проект по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении детей 6-7 лет.

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении «Правила дорожного движения соблюдает каждый!»

Цель занятия: уточнить знания детей о правилах дорожного движения: знать назначение и сигналы светофора, повторить значение дорожных знаков....

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...