Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе «Во поле береза стояла…»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Жога Марина Викторовна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке в подготовительной школе группе "Во поле береза стояла". Занятие, посвященное русскому народному  музыкальному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 3 г. Татарска

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе  «Во поле береза стояла…»

                      Выполнила: музыкальный руководитель

                                           Жога Марина Викторовна

г. Татарск, 2015г

Цель: Воспитание у детей желания познавать культуру русского народа (через песни, загадки, пословицы, поговорки, игры, обряды).

Задачи:

- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных песен, игр, инсценировок.

- Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении характер песен, петь без сопровождения, с солистами.

- Придумывать и исполнять небольшие мелодии на заданный текст.

- Совершенствовать координацию движений со словом, закреплять речевые и двигательные навыки.

- Слаженно, выразительно играть на музыкальных инструментах.

Оформление: В зале оформлены столы: дымковская игрушка, посуда с гжельской росписью, с хохломской росписью, с деревянными изделиями, с вязаными изделиями; в коридоре накрыты столы со сладостями, с выпечкой – обжорный ряд.

Ход занятия

Под веселую скоморошью музыку дети входят в зал

Муз. рук:  Ой вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаю всех на ярмарку веселую! Собираются сюда гости желанные, и начинается веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями. 

Глядите-ка, сколько народу на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!
(С поклоном) Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Издавна на Руси люди приветствовали друг друга поклоном. Что означает поклон?  Поклон — это приветствие, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней (но осталось в некоторых других странах: например, в Японии люди до сих пор глубоко кланяются друг другу при встрече, прощании и в знак благодарности). На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Русские люди приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Во время поклона обязательно прикладывалась рука к сердцу. Так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.

Теперь и вы поздоровайтесь с гостями по старому русскому обычаю.

Даже в русских народных сказках герои встречают друг друга поклоном, например….. А кто написал все эти сказки? (народ)

Муз.рук: Здравствуйте лебедки, здравствуйте молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые
Мы рады гостям, как добрым вестям!

 Муз.рук: Представление начинается, ярмарка открывается!
В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Муз. рук: А что это за праздник Ярмарка?

Дети: Это когда на большой городской площади продаются разные товары, сладости, тут же звучат песни, шутки, веселят людей забавные скоморохи.

Муз.  рук: Давайте посмотрим, что же продается на  ярмарке? Среди множества разного товара на празднике продаются замечательные деревянные изделия, все они красиво расписаны.

Ребенок встает у стола с хохломской росписью:

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Муз.рук: Какая это роспись? (показывает)

Дети: Хохломская роспись.

Муз. рук: Посмотрите, около каждого стола с товаром пляски да песни.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой вставала я ранешенько»

Муз.  рук: А это вот забавные матрешки и неугомонные Ваньки-встаньки. Я предлагаю вам превратиться в них, а затем пару, которую мы выберем, спляшет для всех нас.  Мальчики-Ваньки-встаньки, девочки – матрешки встают в два круга.

Девочки выполняют движение «пружинка» с подговоркой под русскую народную песню «Ах вы, сени», мальчики хлопают.

Я,  матрешечка, танцую

Раз. Два. Три. Четыре, пять,

Пою песню заводную,

Выходи ко мне плясать!

Мальчики выполняют шаг с притопом с подговоркой, девочки  хлопают.

Сух из лужи вышел гусь,

Но и ты теперь не трусь.

Шаг с притопом покажи,

А потом беги, кружи!

Повторно танцует выбранная пара под русскую народную музыку «Полянка», остальные дети хлопают в ладоши.

Муз. рук: На ярмарку народ собирался не только товар купить, но и повеселиться. Русский народ берег родную землю и воспевал ее красоту в песнях, сказках, былинах. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березоньке белой.

Ребенок: Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Муз.  рук: Какую русскую народную песню о березе вы знаете?

Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Муз.  рук: Кто написал эту песню?

Дети: Народ.

Исполнение песни в хороводе с выполнением движений.

Муз.  рук: Русские композиторы часто использовали в своем творчестве народные мелодии. И композитор (показывает портрет

П. И. Чайковского, кто это?)

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Муз.  рук: Да, Петр Ильич Чайковский. В своей 4 симфонии в финале  использовал русскую народную песню «Во поле береза стояла». Что такое симфония?

Дети: Это большое музыкальное произведение для оркестра.

Муз.  рук: Как называется оркестр, который исполняет большие произведения? (показывает фотографию симфонического оркестра)

Дети: Симфонический.

Муз.  рук: Сейчас послушайте внимательно отрывок из этого произведения, а потом скажете, как изменялась русская народная мелодия во время исполнения симфонии.

Исполняется 4 симфония-финал (отрывок) П. И. Чайковского.

(ответы детей).

Муз.  рук: Мощное громогласье всего оркестра сменяется скромной, бесхитростной мелодией русской народной песни. В своем развитии она многократно изменяется, преображая, то черты лирической жалобы, то тревожного вопроса недоумения.

Муз.рук: Пойдемте дальше, посмотрим, что же еще продается на ярмарке.)

Ребенок подходит к столу с гжельской росписью:

Ритмы сине-белых чудных красок
Неба синь и белая метель
Подмосковье - ты всегда прекрасно,
Это наша сказочная гжель.
Гжель, гжель, сказочная гжель.
Песня задушевная, песня хорошая.
Словно белая метель синие цветы запорошила.

Муз.рук: Какая эта роспись?

Дети: Это гжельская роспись.

Муз.  рук: И опять слышится музыка, народ веселится.

Дети исполняют русскую народную пляску «Калинка»

Муз.рук: Посмотрите, какие красивые изделия на следующем столе (деревянные кружки, ложки, ведра и др.). Из чего они сделаны? (из дерева)

Правильно. И делали их тоже русские мастера.

Девочка представляет деревянные изделия. Идет инсценировка песни «Пошла млада за водой»

Муз. рук: Ребята, как вы думаете, почему в этой песне такие слова: грать, рассыплюся яблонькой,  млада?

Дети: Потому что эту песню написал народ.

Муз.  рук: Правильно, так только в простом народе произносились эти слова.

Муз.рук: Отгадайте-ка загадку: «Всех кормит с охотою, а сама безротая. (ложка). Я вам приготовила ложки и предлагаю поиграть на них.

Дети разбирают музыкальные инструменты и выстраиваются в оркестр.

Исполняется песня «Во поле береза стояла»в сопровождении оркестра.

Муз.  рук: Ах, ярмарка, развеселая, приглашает нас поиграть в русскую народную игру «Заря»

«Заря» - дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих-заря-ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!»

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остаётся без места, становится зарёй.

Муз.  рук: Ребята, я совсем забыла вам сказать. Всегда на русских ярмарках был особенный  ряд. И назывался он обжорный.  Как вы думаете, что там делали? (ответы детей). Правильно, в этом ряду можно было найти любые сладости, выпечку, разные вкусности. Вот сейчас мы с вами туда и отправимся.  

Выходим в коридор. Здесь накрыты столы-ряды с выпечкой, печеньем, конфетами, чаем из самовара и др. Угощаем детей и гостей, идем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....

Конспект музыкального занятия "Как оживить музыку" для подготовительной к школе группы

Занятие для знакомства детей с музыкальными понятиями "композитор", "музыкант" и "слушатель"....

Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка» в подготовительной к школе группе «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕСА».

Цель: Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.Задачи:2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.3.Развивать у детей познавательный инте...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...