Главные вкладки

    Конспект музыкального занятия «Весенние настроения»
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

    Резедент Евгения Валерьевна

    Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию ладового чувства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект музыкального занятия

    «Весенние настроения»

    Вид занятия: тематическое

    Возрастная группа: подготовительная

    Задачи

    Обучающие:

    1. Учить слышать и различать контрастные части в музыке (мажор-минор).
    2. Учить петь напевно, естественным звуком, точно интонируя.
    3. Учить определять правильность звучания мелодии.
    4. Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки; средства музыкальной выразительности.
    5. Учить выразительно передавать игровой образ.

    Развивающие:

     Развивать ладо - высотный слух.

    Воспитывающие:

          Воспитывать слушательскую и певческую культуру детей.

    Оборудование:

    • фортепиано
    • музыкальный центр
    • мольберт
    • ноутбук (ИКТ)
    • стол
    • детские стулья

    Дидактический материал:

    • маски «настроения»
    • картина весеннего городского пейзажа
    • палитра и кисть
    • музыкальный треугольник
    • шапочка «ворона»

    План занятия

    1. Организационный момент с картиной
    2. Распевание – игра «Слово на ладошке»

    стихи Н.Пикулевой

    1. Слушание «Весело – грустно»

    Л.Бетховен

         4.  Видеописьмо с вопросами

         5.  Повторное слушание с масками

         6.  Пение «Плаксы – сосульки»

              М.Парцхаладзе

    7.  Пение «А воробьи чирикают» -  разучивание (1-ый куплет)

         8.  Коммуникативная игра «Весенние голоса»

         9.  Подвижная игра с пением «Ворона»

        10. Заключение. Сюрпризный момент.

    Методы и приёмы:

    Наглядно-зрительный:

    • маска - «настроение»

    Наглядно-слуховой:

    • сопоставление «живого» звучания и CD записи
    • сравнение контрастных произведений
    • сравнение настроений внутри  произведения

     Словесный:

    • беседа
    • характеристики музыки

    Практический:

    • сопровождение-восприятие
    • оркестровка

    Ход  занятия  «Весенние настроения»

    Звучит фонограмма песни «Плаксы – сосульки» М.Парцхаладзе

    Воспитатель: Ребята, какая красивая музыка. Давайте зайдем и послушаем.

    Воспитатель и дети проходят в музыкальный зал. Останавливаются. Слушают. Музыкальный руководитель смотрит на картину и поет (на слова «кап-кап-кап» играет на треугольнике):

    Плаксы – сосульки как солнце пригрело,

    Дружно взялись за любимое дело.

    Капают, плачут, себя не жалея,

    А за окном всё теплей, теплей.

    Припев: Кап, кап – кап, кап, кап-кап, - 2 раза

    Кап – кап – кап.

    Муз.рук.: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.

    Я пока вас ожидала, про весенние настроения рисовала. Весна – любимое время года. И мне так хочется поговорить с вами о ней. Присаживайтесь, пожалуйста.

    Дети садятся на стульчики возле фортепиано.

    Муз.рук.: Чтобы о Весне рассказать,

    Можно много слов подобрать.

    Каждый из вас сейчас подумает и назовет одно слово о Весне. Слова не должны повторяться. Начнем с меня:

    Весна – это…проталины. А теперь вы, ребята, по очереди.

    Весна – это…

    Дети: лужи, капель, ручеёк, солнце, птицы, травка, ветерок, подснежник, радуга…

    Муз.рук.: Молодцы. Вот сколько весенних слов мы назвали. Многие из них мы возьмем в нашу песенку «Слово на ладошке». Я буду пропевать, а вы за мной повторять.

    Музыкальный руководитель напоминает детям о дыхании перед пением.

    Распевание – игра «Слово на ладошке»

    Начинает петь без аккомпанемента:

    Я найду слова везде, и на небе, и в воде,

    На полу, потолке, на носу и на руке!

    Вы не слышали такого? – 2 раза

    Не беда играем в слово. – 2 раза

    Муз. рук.: (поет)  Капель…Все вместе: Капель,

    птицы…птицы, травка…травка, ручеёк…ручеёк,  ,

    лужи…лужи, радуга…радуга, солнышко…солнышко,  ветерок…ветерок.

    Весёлая получилась песенка? Давайте её повторим, а поможет нам спеть её музыка.

    Повторное распевание

    Музыкальный руководитель поёт с детьми под аккомпанемент. Последнее слово в песенке заканчивает не в тональности.

    Муз. рук.: Что-то не весело закончилась песенка. Мы так же  её спели как в первый раз?

    Дети: Нет, не так.

    Муз. рук.: Как прозвучало последнее слово «ветерок»?

    Дети: Грустно, печально.

    Муз. рук.: Так давайте весело её закончим, вот так!

    Поют, заканчивая песенку в тонике.

    Муз. рук.: В каком весёлом и игривом настроении закончилась песенка. Но настроение бывает разным. И лучше всего настроение передаёт музыка. Музыку, которая сейчас прозвучит, написал замечательный композитор Людвиг ванн Бетховен. У неё тоже есть своё настроение. Попробуйте его угадать, будьте внимательны.

    Слушание «Весело – грустно»

    Муз.рук.: Вы почувствовали настроение музыки?

    Это музыкальное произведение я играла ребятам д/с «Мальвина». Музыка их заинтересовала, и они прислали для вас видеописьмо для того, чтобы задать вам свои вопросы. Внимание.

    Видеописьмо

    Воспроизводится запись на экране ноутбука:

    Дети: Здравствуйте, ребята. Мы – ребята детского сада «Мальвина». Хотим у вас узнать:

    1. Какие настроения вы услышали в музыке?

    Ответы детей: «Весёлое» и «грустное».

    Муз.рук.: Правильно, «весёлое» и «грустное». Давайте подберём слова к «весёлому» и «грустному» настроению.

    Дети: «Весёлое»: радостное, игривое, задорное, шутливое, озорное.

    «Грустное»: печальное,  жалобное,  тоскливое.

    1. Сколько раз менялось настроение?

    Ответы детей: 3 раза. Сначала было «весёлое», потом «грустное» и опять «весёлое».

    Муз.рук.: Сначала музыка звучала весело, беззаботно, шутливо, а потом она загрустила, зазвучала печально. Но вот грусть прошла и снова хочется улыбаться и шалить.

    1. Как звучала музыка, передающая «весёлое» настроение?

    Ответы детей: Громко, быстро, отрывисто…

    1. Как звучала музыка, передающая «грустное» настроение?

    Ответы детей: Тихо, медленно, протяжно…

    Муз.рук.: Молодцы! Вы ответили на все вопросы ребят. И они вам за это говорят:

    Дети: Спа–си–бо! Мы передаём вам «маски – настроения», которые помогут показать настроения музыки. До свидания!

    Муз.рук.: Я их взяла и для вас принесла.

    Показывает «маски – настроения». Воспитатель раздаёт.

    Муз.рук.: Ребята, посмотрите, это «маска – настроение». С одной стороны – какое? «Весёлое». А с другой? «Грустное». Когда музыка будет весёлой – повернёте ко мне маску с «весёлым» настроением. Когда музыка печальная и грустная – с «грустным». Слушаем ещё раз и показываем настроение маской.

    Повторное слушание с масками

    Муз.рук.: Молодцы, все справились с этим заданием.

    Воспитатель собирает маски.

    Ребята, а как бы вы назвали это произведение?

    Ответы детей

    Муз.рук.: А композитор назвал «Весело – грустно».

    Разное настроение бывает не только у людей, у музыки. Я думаю, что оно может быть даже у времени года. Как вы думаете, какое настроение может быть у Весны?

    Ответы детей: Радостное, игривое, весёлое, тоскливое, печальное…

    Муз.рук.: Почему у Весны, может быть, весёлое настроение?

    Ответы детей: Потому, что пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, всё оживилось.  Бегут ручейки, поют птицы, звонко капает капель.

    Муз.рук.: А почему может быть грустным?

    Ответы детей: Потому, что сначала всё тает, становится серым, слякоть, лужи, деревья стоят еще без листвы.

    Муз.рук.: От этого Весне становится немного грустно. А особенно печально расставание с плачущими сосульками.

    Если вы помните, когда вы зашли в зал, я пела песенку.

    Играет и поёт: Плаксы – сосульки как солнце пригрело,

                     Дружно взялись за любимое дело.

    Припев: Кап, кап – кап, кап, кап-кап, - 2 раза

    Кап – кап – кап.

    Эта песня так и называется «Плаксы – сосульки». И капают они по-разному.

    Поёт и показывает с хлопками:

    Большая капля  «Кап» - тяжело, медленно, громко.

    Маленькие: «кап-кап» - легко, быстро, тихо.

    Мне бы хотелось, чтобы капли большой сосульки показали мальчики (вместе) – «кап», а маленькой сосульки – девочки (вместе) – «кап-кап». Потом они капают вместе большими тяжёлыми каплями.

    Вместе с детьми «кап-кап-кап».

    Давайте вместе покажем плаксы-сосульки.

    Встают со стульчиков и повторяют за педагогом.

    Под крышей острый гвоздь висит.

    Солнце взойдёт, плакать начнёт.

    Музыкальный руководитель подыгрывает и подсказывает детям.

    Пение «Плаксы – сосульки»

    Муз.рук.: По – моему у нас получилась настоящая весенняя капель. Присаживайтесь.

    Муз.рук.: Весеннее настроение разное. У сосулек оно плаксивое, а кто-то, встречая весну, радостно поёт, чирикает. Вы, наверно догадались, кто из птиц чирикает?

    Дети: Воробей.

    Муз.рук.: Песню, которую вы сейчас услышите, называется «А воробьи чирикают». С каким же настроением они это делают, вы узнаете, прослушав 1-ый куплет песни.

    Поёт 1-ый куплет песни «А воробьи чирикают».

    Дети: С радостным, весёлым, игривым, шутливым.

    Муз.рук.: Молодцы. Разучим 1-ый куплет.

    Пение «А воробьи чирикают»

     разучивание (1-ый куплет)

    Разучивание по фразам:

    • показать красоту своего голоса, пропевая ходы ч4 и м6;
    • выделить голосом слово «растает лёд»  и «чирикают»;
    • сначала проговорить, а потом пропеть припев «чирик-чирик»;

    Муз.рук.: Мне понравилось как звонко вы пропевали слова «чирик-чирик», как настоящие воробьи. Давайте в них превратимся. Встанем возле стульчиков, из рук сделаем крылышки, а на слова «чирик-чирик», будем игриво помахивать хвостиком. Вот так.

    Пение припева с показом.

    Муз.рук.: По-моему, замечательно чирикают воробьи. Что ж, теперь можно петь с самого начала. Воробушки, под весёлую музыку разлетайтесь по всему залу.

    Пение с аккомпанементом

    (с движениями)

    Муз.рук.: Молодцы. Ребята, не только птичьи голоса мы слышим весной. Всё пробуждается ото сна. И вот как это происходит.

    Коммуникативная игра «Весенние голоса»

    Пригрело весеннее солнце.  (Поднимают руки вверх)

    С пригорка побежал весёлый ручеёк. (Болтают языком, изображая бульканье ручейка).

    До краёв наполнил большую глубокую лужу.  (На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

    Выбрались из-под коры жучки  (жжж-жжж, в низком регистре) и букашки (ззз-ззз, в более высоком), расправили крылышки ( «кш» ) и полетели кто куда (взмахи рук и «тр-тр-тр»).

    Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).

    И вылез ёжик. (Сопят носом).

    Всё наполнилось  голосами весны.

    Муз.рук.: Да, весна это особое время года. И свой весенний привет хочет передать вам ворона. Роль «вороны» к нашей встрече подготовила…. (имя девочки или и.о. воспитателя). Для этой игры мы встанем с вами в хоровод.

      Воспитатель  девочке, исполняющей роль, помогает надеть шапочку «вороны» и повязать платок. Она становится в центр круга.

    Муз.рук.: Я напомню вам условия игры.

    • мы задаём музыкальные вопросы тётушке Вороне и идём по кругу хороводным шагом. Спинка ровная, носочек вытянут.
    • ответы Вороны слушаем стоя на месте.
    • Ты, Ворона, отвечай нам выразительно: громко, чётко.

    как только услышите карканье вороны, разбегайтесь от неё по всему залу. И только тот, кого она осалит, садятся на стульчики. С окончанием музыки игра заканчивается.

    Что ж, Ворона, слушай наши вопросы.

    Хороводная игра «Ворона»

    Муз.рук.: Молодцы. Ребята, вам понравилось, как  мы играли? Спасибо (называет имя ребёнка «Вороны»), ты прекрасно справилась с этой ролью.

    Вижу настроение у всех радостное, весеннее. И в подарок от весны эти вот веснушки. Подходите. Где ваши носики и щёчки для веснушек?

    Музыкальный руководитель включает музыку и ставит карандашом веснушки детям.

    Но это ещё не все подарки. Ещё мне хочется подарить вам этот городской пейзаж «весенние настроения», чтобы, глядя на него, вы вспоминали о нашей встрече.

    Спасибо. До свидания.

    Под фонограмму песни «Плаксы-сосульки» дети уходят в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение" для детей старшего возраста

    Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение"  для детей старшего возраста...

    Конспект музыкального занятия "Весенняя прогулка"

    Конспект музыкального занятия "Весенняя прогулка" для средней группы...

    конспект музыкального занятия "Весеннее настроение"

    Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ....

    Конспект музыкального занятия "Город Настроения"

    Конспект музыкального занятия в подготовительной группе по теме "Город Настроения"...

    Музыкальное занятие "Весеннее настроение"

    Музыкальное занятие, включающее в себя слушание музыки, закрепление понятий  и знакомство с новыми понятиями, музицирование...