Рабочая программа по кружку " Танцевальная ритмика"
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка
по танцевальной ритмике
«Ритмическая мозаика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
по танцевальной ритмике
«Ритмическая мозаика»
Выполнила: воспитатель
Кусова Н.Б.
г.Бутурлиновка
Пояснительная записка.
Программа «Ритмика и танец» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности в образовательной области музыкальное искусство. Ритмике и танцу - как учебно-воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.
Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.
Настоящая программа по ритмике и танцу предназначена для старших и подготовительных групп детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 7 лет.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать её образное содержание.
Задачи программы.
1 .Образовательные:
-развитие физических данных;
- развитие понимания языка музыки и выражение его в танце;
-формирование навыков самостоятельной работы.
2.Воспитательные:
-формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе.
-формирование уверенности в своих силах; -воспитание культуры движения.
3. Развивающие:
-формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку;
-развитие творческих способностей, выдумки, фантазии.
-развитие образного мышления.
Все эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе
Отличительной особенностью данной программы является -организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний.) Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение формировать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, постановками концертных номеров для детей дошкольного возраста.
Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и танцевальным концертам.
Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты, и не помешают естественному развитию растущего организма.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца. Ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Поэтому и занятия называются «Ритмика и танец».
В основу обучения детей необходимо положить игровое начало. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому нужно тщательно подбирать репертуар для учащихся младшего возраста, постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.
Обучение в старшей и подготовительных группах позволяет своевременно выявить танцевальные способности учащихся, при этом наиболее одаренные дети должны получить возможность продолжить хореографического образование в специализированных учебных заведениях.
Основной формой учебной и воспитательной работы в старшей и подготовительной группе является групповое занятие педагога с детьми.
Курс обучения составляет 36 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю от 15- 25 минут (в соответствии с нормами СанПин).
Структура программы
Программа состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным группам детей, учитывающим особенности и динамику развития годичного цикла ребёнка. В каждом основном разделе выделены темы:
1 .Основные понятия предмета.
2.Танцевальные ритмические упражнения.
3.Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы-импровизации.
4.Танцы и пляски.
5.Музыкально-танцевальные игры. Первые два раздела преследуют обучающую цель, а один последний -развитие творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
Примерный объём навыков и умений к концу 1 года обучения:
- Знать простейшие музыкальные понятия.
- Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
- Знать простейшие шаги, прыжки, бег.
- Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.
- Знать простейшие массовые танцы (народные, бальные, современные).
Примерный объем навыков и умений к концу 2 года обучения:
- Уметь ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную).
- Исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы).
3. Уметь выразительно исполнять танцевальные комбинации и танцы (в паре
и соло).
4. Освоить музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание,
быстроту, реакцию и воображение.
5. Уметь образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, тематическом занятии.
Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков-концертов, тематических занятий, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения.
Методические рекомендации:
1. Основная установка работы с детьми - не стремиться к высоким исполнительским достижением, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике и танцу для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу.
2. Основными методами в работе с дошкольниками являются показ и словесно-образное объяснение ,базирующееся на взаимодействии и органическом слиянии музыки и движения.
3. Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность доступность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.
При проведении танцевальных занятий нужно разумно дозировать нагрузку на организм школьников. В большинстве случаев физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени звучания, темпу и характеру музыкального сопровождения. Быстрые по темпу и эмоциональные по характеру музыкальные произведения нужно чередовать с более спокойными.
На каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трёх разделов программы. Все эти разделы должны чередоваться не механически а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.
- Учебно-тематический план
№ | 1 год обучения ( 3-4лет) Наименование разделов | Количество занятий |
1 | Музыкально- ритмическая деятельность | 15 |
2 | Танцы и пляски | 15 |
Творческая деятельность | 6 | |
Общее количество занятий | 36 |
№ | 2 год обучения (5-6 лет) Наименование разделов | Количество занятий |
1 | Музыкально-ритмическая деятельность | 18 |
2 | Танцы и пляски | 12 |
3 | Творческая деятельность | 6 |
Общее количество занятий | 36 |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность»
Тема № 1 Знакомство с основными понятиями предмета.
Тема включает в себя понятия: линия танца, интервал, дистанция. Знакомство с точками класса. Знакомство с темпами музыки: медленный, умеренный, быстрый, а также, с характерами музыкальных произведений и динамических оттенков.
Тема №2 Подготовительные упражнения
Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений.
1. Подготовительные упражнения для постановки корпуса
- основное положение, стоя в свободной позиции
- «Вдох-выдох»
- «Деревянные и тряпочные куклы»
-упражнение «ронять корпус» (расслабление и напряжение мышц корпуса)
2. Подготовительные упражнения для изучения позиций рук (свободная,
подготовительная и 1)
-«Большие крылья»
- «Поющие руки»
- «Бабочка»
-упражнение «Твердые и мягкие руки» -упражнение «Мельница» (круговые движения рук) -круговые движения кистями рук
3. Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (свободная и 6)
-упражнение «твердые и мягкие ноги»
(напряжение и расслабление тазобедренных и голеностопных мышц) -«Круговые движения стопами» -полуприседания («напряженное» и «пружинное»)
Тема №3 Танцевальные ритмические упражнения
Комплекс упражнений помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ.
Упражнение №1
- танцевальный шаг с носка
-шаг с подскоком
-приставной шаг
-шаг с притопом
Упражнение№2
-ходьба под музыку
-ходьба с хлопками
-ходьба с движением рук
-ходьба со сменой мест
-хлопковая комбинация
Упражнение№3
-бег легкий и энергичный
-бег по кругу
-бег на месте с хлопками
-бег со сменой мест
Тема № 4 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы- импровизации
Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться.
По данной теме учащимся предлагается: 1 .Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.
2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся
3.Танцы- импровизации. «Тихий и громкий танец», «Медленный и быстрый», «Большой и маленький»
Раздел « Танцы и пляски»
Тема№5 Изучение танца «Полька»
Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки. «Полька» (музыкальный размер 2/4) -упражнение с хлопками на сильный удар музыки -подскоки в сочетании с хлопками -галоп по кругу
-галоп со сменой мест (вправо, влево) -подскоки на месте с хлопками
-выставление ноги на носок в сочетании с приседаниями
«Парная полька»
-положение в паре лицом друг к другу «лодочка»
-комбинация притопов
-галоп со сменой мест
-хлопковые комбинации
Тема №6 Изучение танца «Пляска с притопом»
Тема включает в себя умение танцевать с предметом(платком). -бег по кругу; -притопы;
-повороты вокруг себя. Тема № 7Изучение диско -танцев:
-«Весёлая стирка», «Весёлая зарядка», «Мама-Мария», «Солнечные зайчики».
Тема№8 Изучение танца «Хлопушки»»
Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений и умение ориентироваться в пространстве. «Хлопушки» (музыкальный размер 2/4) -бег по кругу; -хлопки и притопы; -сужать и расширять круг.
Тема №9 Музыкально-танцевальные игры. Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту, реакцию и воображение.
1 Музыкальные игры с элементами хореографии
«Лучше и быстрее», «Попрыгунчики», «Проверь товарища и помоги»
«Хлопки», «Переноска мяча», «Круг и кружки», «Передача мяча по кругу»
2.Имитационные игры
«Создай свой образ», «Говорящие руки», «Статуи»
2 год обучения
Раздел «Музыкально ритмическая деятельность»
Тема№1 Танцевальные, ритмические упражнения для ориентации в пространстве и развития координации движений
Комплекс упражнений и танцевальных комбинаций включающий в себя элементы разминки и ранее изученных движений. Развивает умение ориентироваться в пространстве, координировать сочетание движений рук, ног, головы.
Упражнения
-прыжки по точкам класса
-подскоки с движением рук
-упражнение «Твист»
-упражнения головы (наклоны, повороты, круги)
-плечи (прямые направления, круги и полукруги, «восьмерка»)
-танцевальный шаг с носка
-ходьба под музыку
-бег легкий и энергичный
Танцевальные комбинации
-танцевальные комбинации со сменой мест и с движениями рук
-танцевальная комбинация «Найди свое место»
Тема № 2 Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы- импровизации
Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. Возможно использование предметов (веер, платок, зонт и др.)
По данной теме учащимся предлагается:
1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом
музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может
варьироваться.
2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных
комбинациях учащихся
3.Танцы- импровизации. Изображение предметов, животных, растений.
Раздел «Танцы и пляски».
Тема №3 Изучение танца: «Вальс»
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе плавные мягкие движения.
- танцевальный шаг «вальсовая дорожка»
- покачивание «качели»
- положение в паре «лодочка»
- свободные вращения
Тема №4 Изучение танца «Чунга-чанга»
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе быстрые, ритмические движения. Движения исполняется в умеренном и быстром темпе.
- подскоки
- положение рук наверх
- повороты
- перестроения
- хлопки
Тема №5 Изучение танца «Ах вы сени»
Танцевальная комбинация, сочетающая в себе чередование элементарных движений руками, ногами, корпусом, головой.
- «ковырялочка»
- повороты
- положение в паре
- приставные шаги
Тема №6 Изучение танца «Веселый танец»
Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, а также умение передавать в движении веселый, олшвленныи характер украинской музыки.
- легкий бег
- кружения в парах
- подскоки
- воротца
- ковырялочка
Тема №7 Изучение танца «Танец птиц»»
Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре. Танец исполняется энергично, весело.
- шаг галопа и притоп
- повороты в паре
- подскоки
Тема№8 Изучение танца «Аннушка»
Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре развивающую координацию и передачу в движении ритмического рисунка.
- хлопки
- 6 шагов в повороте
- прыжки.
Тема №9 Изучение танца «Танец снежинок»
Тема включает в себя танцевальную комбинацию, сочетающую в себе лёгкий полётный бег, движения руками с лентами, умение двигаться легко и ритмично.
- лёгкий бег
- взмахи руками
- кружение в звёздочках
- перестроение в цепочку
Тема №10 Музыкально-танцевальные игры.
Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту и воображение.
- музыкальные игры с элементами хореографии: «Круг и кружочки», «Цапля», «Передача мяча по кругу», «Проверь товарища и помоги», «Попрыгунчики».
- имитационные игры: «Создай свой образ», «Говорящие руки», «Статуи».
За период обучения педагог должен:
• научить учащегося самостоятельно, грамотно разучивать и выразительно исполнять предлагаемый хореографический текст;
- давать определенный программный объем знаний, умений и навыков;
- способствовать формированию музыкально-эстетических чувств учащихся;
Преподавателю необходимо правильно распределить учебную нагрузку и грамотно спланировать формы работы на уроке,
учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Пути развития ребенка определяются в процессе занятий. Применяя дифференцированные методы обучения, можно варьировать программные требования по усмотрению преподавателя.
Танцевальный репертуар для детей первого года обучения.
- Полька круговая.
- Парная полька.
- Пляска с притопом.
- Веселая стирка.
- Танец осенних листочков
- Новогодняя полька.
- Танец снежинок.
- Танец кошек.
- Танец бабочек.
- Танец с листьями
- Танец клоунов.
Танцевальный репертуар для детей второго года обучения.
- Веселая зарядка.
- Вальс с цветами.
- Танец кукол.
- Приглашение.
- Подарки.
- Зимняя фантазия.
- Полька-Янка.
- Солнечные зайчики.
- Вару-Вару.
- .Чунга-чанга.
Календарно-тематическое планирование. Группа 4-5 года.
№ занятия | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. | 1 | |
2-4 | Разминка. Поклон.Линия.Танец. | 2 | |
5-7 | Постановка корпуса. Основные правила. | 2 | |
8-9 | Позиции рук. Основные правила. | 2 | |
10-13 | Позиции ног.Танец. | 2 | |
14-16 | Ритмико-гимнастические упражнения | 2 | |
17-19 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. | 1 | |
20-23 | Основные шаги в танце. | 2 | |
24-26 | Движения по линии танца. | 1 | |
27-30 | Ходьба.Бег.Комбинации.Танец. | 1 | |
31-32 | Поскоки.Комбинация.Танец. | 1 | |
33-34 | Приставные шаги.Комбинация. | 1 | |
35-38 | Ритмико-гимнастические упражнения | 2 | |
39-41 | Создание музыкально-двигательного образа. | 2 | |
42-44 | Танец «Солнечные зайчики». | 1 | |
45-48 | Упражнения для улучшения гибкости | 2 | |
49-52 | Ритмическая комбинация «Ладошки». | 2 | |
53-56 | Танец «Стирка» | 2 | |
57-59 | Ритмико-гимнастические упражнения | 2 | |
60-63 | Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений. | 1 | |
64-66 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | |
67-70 | Музыкально-танцевальные игры. | 2 | |
71-72 | Имитационные игры. | 1 | |
ИТОГО | 36 |
Календарно-тематическое планирование. Группа 6-7 лет.
№ урока | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1-3 | Поклон. Интервал. Линия. Танец. | 1 | |
4-6 | Разминка. Колонна .Круг. | 2 | |
7-8 | Постановка корпуса. Позиции рук.1,2.3. | 2 | |
9-11 | Позиции ног.1 свободная,2.6. | 2 | |
12-15 | Позиция рук 4, на поясе. Танец. | 2 | |
16-19 | Ритмико-гимнастические упражнения | 2 | |
20-24 | Движения на развитие координации. Бег и подскоки. | 1 | |
25-27 | Основные шаги в танце. | 2 | |
28-31 | Движения в парах. Танец. | 1 | |
32-34 | Ходьба Бег. Комбинации. | 1 | |
35-37 | Чередование шагов .Комбинация. | 1 | |
38-39 | Острый и мягкий шаг.Комбинация. | 1 | |
40-42 | Ритмико-гимнастические упражнения | 2 | |
43-44 | Создание музыкально-двигательного образа. | 2 | |
45-48 | Танец «Вальс цветами». | 1 | |
49-51 | Упражнения на перестроение. | 2 | |
52-53 | Ритмическая комбинация «Ладошки». | 2 | |
54-57 | Танец «Подарки» | 2 | |
58-61 | Музыкально-ритмические упражнения | 2 | |
62-65 | Разминка. Основные движения танца “Чунга-чанга”. Разучивание движений. | 1 | |
66-68 | Общеразвивающие упражнения. | 1 | |
69-70 | Музыкально-танцевальные игры. | 2 | |
71-72 | Имитационные игры. | 1 | |
ИТОГО | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/11/picture-21516-1644606932.jpg)
Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»
Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/16/picture-448667-1400237181.jpg)
Презентация рабочей программы «Развитие основ танцевального искусства через музыкально-ритмические движения»
В презентации отражены основные пункты программы: актуальность, цель, задачи. А так же форма работы, средства обучения, предполагаемые результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/11/picture-558052-1420995260.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ
Рабочая программа дополнительного образования по РИТМИКЕ...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Танцевальный серпантин"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-728069-1614189256.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальная мозаика" состоит из:1.Пояснительная записка.2.Учебно-тематический план на 2015-2016 уч.год.3.Содержание.4.Методическое обеспечение.5.Список ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-717663-1512321719.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК «ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КРУЖОК«ВЕСЕЛЫЕ НОЖКИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/26/picture-1471492-1682527393.jpg)
Программа дополнительного образования"Танцевальная ритмика"
Для музыкальных руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений....