РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по музыке (младшая группа) на тему

Воробьева Оксана Николаевна

 В статье представлен опыт работы по музыкальному воспитанию детей раннего возраста. Содержится описание применяемых в работе с детьми раннего возраста методов, приёмов, методик и технологий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_npk_2016.docx33.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Возможность, предоставленная в детском саду детям раннего возраста соприкасаться с музыкой, даёт им возможность развить те природные задатки музыкальности, которые могли бы быть упущенными в условиях дома или в том детском саду, в котором таких условий не создано.

Ранний период обучения благоприятен для эстетического развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка [2]. Об этом сказано и во ФГОС дошкольного образования. Разработчики  предусмотрели, что ранний возраст самое благоприятное время для предпосылок развития музыкальности дошкольников и включили в основные виды деятельности детей раннего возраста восприятие смысла музыки.

В работе с детьми раннего возраста, целью моей профессиональной деятельности является: развитие музыкальности детей раннего возраста, приобщение к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, развитие элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.

Роль и педагогическая значимость музыкального искусства в развитии личности наиболее полно и глубоко раскрыты в трудах Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. А. Ветлугиной, К. В. Головской,  Д. Б. Кабалевского, В. В. Медушевского, Н. М. Михайловской, К. Орфа, О. П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Б. М. Теплова и др.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по представлениям Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [6].

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность [3].

Основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения под аккомпанемент аккордеона (реже – фортепиано), звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек, а так же аккордеона. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь со второго года жизни.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие смысла музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание. На занятии поощряются малейшие музыкальные проявления малышей, их действия, согласующиеся с музыкой. Большое значение имеют тон общения взрослого с детьми, внимательное, заботливое отношение к ним.

Уже в раннем возрасте начинаю использовать первый уровень проблемного обучения (педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании детьми), как общепедагогическую технологию, на ее основе строятся все занятий с детьми. На проблемную технологию накладывается определённое содержание, а это следующие технологии частно-методического уровня: 

Музыкальное воспитание строится на основе традиционной методики И.Л. Дзержинской. Считаю, что данное пособие и сегодня является актуальным, т.к. предполагает определённую систему музыкальных занятий, рассматривает различные способы использования музыкального материала и возможные варианты его включения в другие виды детской деятельности. Это полностью соответствует требованиям ФГОС ДО [3].

Наряду с традиционной программой И.Л. Дзержинской  в целях формирования  интереса  к  музыкально-ритмическим     движениям, эмоциональной отзывчивости  на  музыку реализую программу-технологию музыкально-ритмического  воспитания детей раннего   возраста   (2- 3  лет) Т.Н.Сауко,  А.И. Бурениной «Топ-хлоп, малыши». [5]. Наиболее важным  является  органичное  использование  представленного в программе репертуара   в  непосредственной  образовательной  деятельности, а   также в  процессе проведения  развлечений  и праздников. Основной  метод   музыкально – ритмического воспитания  детей – «вовлекающий»   показ (С.Д.Руднева)  двигательных  упражнений. Важной  особенностью  также  является  тщательный  подбор  музыки (кассета  с фонограммами  прилагается). Но я не являюсь сторонником использования технических средств в музыкальном воспитании детей раннего возраста и, владея игрой на аккордеоне и фортепиано, могу создать душевный настрой на музыкальных занятиях, используя живое исполнение, что является немаловажным для развития детей раннего возраста.  

Ещё одним удачным дополнением к традиционной программе считаю программу Ладушки И. Каплуновой и И. Новоскольцевой  (раздел для детей раннего возраста «Ясельки»). В ней авторы дают большое разнообразие игровых приёмов, благодаря которым дети с удовольствием выполняют определённые действия. Использование данной программы позволяет мне сделать занятия более разнообразными, доступными для понимания и эмоционально окрашенными [4].

В работе с детьми раннего возраста используется методика Е. Железновой. Пособия представлены в виде аудиокассет и CD-дисков. Но, несмотря на это, я использую живой аккомпанемент, а аудиоприложения рекомендую воспитателям. Данная технология облегчает работу с родителями, для них я даю рекомендации по приобщению ребёнка к музыке с помощью подвижных игр с малышами дома. Например, выполнение утренней гимнастики в выходной день становится приятным и полезным занятием, которое после нескольких повторений ребёнок осваивает и  может выполнять самостоятельно. Песенный репертуар представлен «плюсом», что позволяет даже не имеющим музыкального слуха родителям дать возможность детям слышать профессиональный вокал (в высоком регистре – а это важно для слуха ребёнка раннего возраста) и  приятные детские лейтмотивы с большим количеством повторений, что является одним из принципов подбора музыкального материала в раннем возрасте.

В детском саду музыкальное воспитание не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Давая профессиональные советы воспитателю по закреплению  полученных знаний на занятии в самостоятельной деятельности детей, воспитателю легче грамотно организовать развивающую предметно-пространственную музыкальную среду группы и использованию знакомого музыкального материала в работе с детьми в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Дифференцированный подход заключается в ненавязчивости качества выполняемых упражнений. Дети, имеющие более развитую восприимчивость к музыке, подпевают знакомые песенки, группируются в пары при выполнении плясовых движений. Дети, у которых раньше других сформировалась «Я» - позиция, активно участвуют в музыкальных играх, предусматривающих ведущую роль.

Использую разнообразные формы занятий по восприятию музыки: Занятие-путешествие, занятие-прогулка, занятие-превращение, занятие-экскурсия. Применяю следующие методы и приемы: игровые, словесные, наглядные и практические.

Планирование является частью рабочей программы и строится на следующих принципах: комплексность; неразвернутость процесса обучения; повторность заданий, упражняемость; небольшой объем программных умений и музыкального репертуара [3].

В  настоящее время очень актуально стоит вопрос о педагогической диагностике музыкального  развития детей дошкольного возраста. Но ещё в 60 года прошлого столетия Т.С. Бабаджан  разработала  показатели уровня музыкального развития детей второго года жизни, которые сегодня и я использую в своей деятельности для определения эффективности и целесообразности применяемых методов и приёмов работы с детьми [1].

Считаю, что не корректно в этом возрасте использовать бальную систему оценки музыкального развития детей или определять их развитие уровнями. Поэтому самым оптимальным способом считаю описательные характеристики маршрута развития ребёнка при восприятии смысла музыки. Фиксация результатов индивидуального развития выражается в форме подчёркивания определений сформировонности показателей музыкальности ребёнка.

Результаты педагогической диагностики использую для решения задач: индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.

По результатам педагогической диагностики у 100% моих воспитанников происходит положительная динамика в развитии всех критериев.

Как правило, к концу раннего возраста выявляются дети, имеющие одарённость в музыкальном развитии, и в условиях преемственной деятельности с музыкальным руководителем групп детей дошкольного возраста осуществляется развивающая работа с ними.

Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир музыки.

Литература:

  1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / М.: Просвещение, 1967.
  2. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  3. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада (из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 1985. – 160c.
  4. Каплунова И., Навоскольцева И. Ладушки: программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – СПб.: «Невская нота», 2010. – 63 с.
  5. Сауко, Т. Н. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет / Т. Н. Сауко, А. И. Буренина. – СПб., 2001. – 120 с.
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:.  М.: Педагогика,1985. – 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи детей раннего возраста с использованием музыкальной деятельности «Мы пошли гулять»

Игровое занятие с детьми 1 мл.группы по развитию речи с использованием музыкального материала и оформления....

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей раннего возраста

Организация музыкального воспитания детей раннего возраста....

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...