Конспекты занятий по музыкальному кружку: "Все мы музыканты".
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки

Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Струнно-смычковая группа»

Цель: Расширить знания детей об инструментах симфонического оркестра

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра.
  • Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
  • Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.
  • Развивать музыкальную память.
  • Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Методы:

  • Наглядный – мультимедийная презентация
  • Практический – слушание
  • Словесный – беседа, использование художественного слова

Приёмы:

  • Использование ИКТ
  • Слушание музыки
  • Использование художественного слова
  • Физкультминутки

Оборудование:

  • Экран, проектор, ноутбук
  • Музыкальный центр
  • CD – диски

Дети под музыку в исполнении симфонического оркестра входят в зал, становятся рядом с расставленными заранее полукругом стульчиками.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель:

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Рада встрече с вами я, здравствуйте, мои друзья!

Дети (поют): Здравствуйте! и садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Предлагаю отправиться в путешествие в город музыкальных инструментов.

Хотите? До города добраться нелегко. А отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Слайд 2

Физкультминутка.

Мы на облаке летим,                                                               («рисуем» руками облако)

На землю с облака глядим.                                          (руки вниз, затем вверх)

Видим горы и леса, -                                                      («рисуем» горы, качаем руками – «деревья»)

Это просто чудеса!                                                          (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный                      (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём.                                       (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем                                                  (обе руки вперёд)

И с собою привезём!                                                      (руки к груди)

Слайд 3

Музыкальный руководитель: 

Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а что такое оркестр?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, это группа музыкантов, которой управляет дирижёр.

Оркестры бывают разные. Сегодня я вам расскажу о самом большом оркестре – симфоническом. Название его происходит от слова «симфония», что значит – красивое, большое произведение.

В городе музыкальных инструментов есть Оркестровая площадь. На ней мы с вами и находимся.

Слайд 4

Здесь проживает семья струнно-смычковых инструментов (показ), здесь – деревянные духовые (показ), медные духовые (показ) и, наконец, ударные (показ).

     Сегодня мы с вами отправимся в гости в семью струнно-смычковых инструментов.

Струнно-смычковая группа особая

Я вам открою секрет:

Не могут звучать инструменты как надо,

Если смычка рядом нет!

В состав струнно-смычковой группы входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Показ слайдов 6, 7, 8,  9

Королевой симфонического оркестра называют СКРИПКУ.

Слайд 6

Родом скрипка из Италии. В городе Кремона жили замечательные скрипичные мастера: Аматти, Гварнери, Страдивари. Их скрипки до сих пор считаются самыми лучшими.

Играют на скрипке, как и на других струнно-смычковых инструментах смычком (трость, на которую натянут конский волос). Им водят по струнам, и скрипка начинает звучать. Давайте и мы с вами послушаем, как звучит этот инструмент.

Прослушивание музыкального фрагмента. Н. Паганини. “Capricci per violin solo”, op.1.

В большом семействе струнно-смычковых живёт не только скрипка, у неё много родственников.

Давайте познакомимся с её двоюродным братом. Его зовут АЛЬТ.

Слайд 7

Он очень похож на скрипку, но больше по размеру. И голос у него более глубокий и бархатный.

Если музыканта, играющего на скрипке называют … Скрипач, то музыканта, играющего на альте называют … Альтист.

Давайте послушаем, как звучит альт.

Прослушивание музыкального фрагмента. Дж. Россини опера «Вильгельм Телль». Увертюра.

У скрипки и альта есть мама – ВИОЛОНЧЕЛЬ.

Слайд 8

Она больше размером и её голос более низкий, мягкий, густой, бархатный, певучий, выразительный. Играют на виолончели сидя. Внизу у неё ножка – шпиль, на который во время игры опирается инструмент.

Играет на виолончели музыкант – Виолончелист.

Вот так звучит виолончель.

Прослушивание музыкального фрагмента. К. Сен-Санс. «Карнавал животных». «Лебедь»

А вот и папа этой музыкальной семьи.

Слайд 9

Это большой красивый КОНТРАБАС.

Посмотрите, какой он огромный. Звук у контрабаса очень низкий. Играет на нём стоя музыкант – Контрабасист.

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.

Прослушивание музыкального фрагмента. К. Сен-Санс. «Карнавал животных».  «Слон»

Вот мы и познакомились с вами с семьёй струнно-смычковых инструментов.

???

  • Какие музыкальные инструменты живут в этой семье?
  • Чем играют на скрипке, альте, виолончели и контрабасе?
  • Почему эти инструменты называются струнно-смычковые?

Звучное имя у каждого есть

Попробуй запомнить или прочесть:

Скрипочка – дочка, брат её Альт,

Мама – Виолончель,

А самый большой – Контрабас,

Гудит, будто ласковый шмель.

Молодцы, ребята, вы со всем справились. До новых встреч в мире музыки!

Дети под музыку звучания симфонического оркестра покидают зал.



Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки

                 Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Деревянные духовые»

Цель: Расширить знания детей об инструментах симфонического оркестра

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: деревянные духовые  инструменты симфонического     оркестра.
  • Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
  • Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.
  • Развивать музыкальную память.
  • Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Методы:

  • Наглядный – мультимедийная презентация
  • Практический – слушание
  • Словесный – беседа, использование художественного слова

Приёмы:

  • Использование ИКТ
  • Слушание музыки
  • Использование художественного слова
  • Физкультминутки

Оборудование:

  • Экран, проектор, ноутбук
  • Музыкальный центр
  • CD – диски

Дети под музыку в исполнении симфонического оркестра входят в зал, становятся рядом с расставленными заранее полукругом стульчиками.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель:

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Рада встрече с вами я, здравствуйте, мои друзья!

Дети (поют): Здравствуйте! и садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие в город музыкальных инструментов

Вы помните, что до города добраться нелегко. И отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Слайд 2

Физкультминутка.

Мы на облаке летим,                                                              («рисуем» руками облако)

На землю с облака глядим.                                          (руки вниз, затем вверх)

Видим горы и леса, -                                                       («рисуем» горы, качаем руками – «деревья»)

Это просто чудеса!                                                           (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный                        (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём.                                         (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем                                                   (обе руки вперёд)

И с собою привезём!                                                        (руки к груди)

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.

Сегодня мы с вами познакомимся с представителями деревянно-духовой группы.

Слайд 4

Справа от скрипок – флейты, за ними – кларнеты, слева от альтов – гобои, за ними - фаготы.

Начнём с ФЛЕЙТЫ.  Слайд 6

     Звук из флейты извлекается также, как и из дудочки. Музыкант дует в отверстие, а пальцами отжимает клапаны других отверстий.

     Флейту придумали в стародавние времена пастухи. Кто-то из них, услышав как гудит на ветру тростник, попробовал подудеть в тростинку. Тростинка зазвучала.

Пастушок простую песню

Заиграл поутру рано.

Он в одной тростинке тонкой

Сделал дырочки, играя.

И запела флейта звонко,

Словно птиц весёлых стая.

     Посмотрите, флейта совсем не деревянная, а металлическая. Почему же её относят к группе деревянных духовых инструментов?

     Дело в том, что в разные времена флейты делали и из кости, и из раковин, из глины, из веток деревьев, даже из золота и хрусталя. В оркестр же флейта вошла именно как деревянный духовой инструмент. А уже позже флейту стали делать из металла. Но по традиции её причисляют к деревянной группе, к тому же звук из неё извлекается также, как и из деревянных духовых инструментов.

Послушайте, как звучит флейта.

Прослушивание музыкального фрагмента.  Бах. «Шутка»

Гобой.

     А это инструмент с одного конца узенький, а с другого – широкий, как колокольчик. И клапаны у него такие же, как у флейты. Это ГОБОЙ. 

Слайд 7

     У гобоя есть секрет. В тонкий его конец вставлены две тростниковые пластинки. Между ними – щель, в которую дует гобоист. У флейты таких пластинок нет, зато у остальных деревянных духовых они имеются.

     Звук гобоя похож на звуки пастушьего рожка, протяжный и певучий. Гобой прекрасный солист. Вот как звучит гобой в сопровождении симфонического оркестра.

Прослушивание музыкального фрагмента.   

Дж. Россини. Опера «Итальянка в Алжире». Увертюра.

КЛАРНЕТ.

     А этот инструмент похож на гобой, правда он потолще и колокольчик у него пошире, чем у гобоя.

Слайд 8

Это кларнет.

     В переводе с итальянского кларнет – маленькая труба. Звук этого деревянного духового инструмента самый богатый и самый певучий из всех инструментов его группы.

Вот так кларнет звучит в музыкальном произведении.

Прослушивание музыкального фрагмента.  С. Рахманинов. Симфония № 2, е тоll, op.27, ч. 3

ФАГОТ.

Слайд 9

     А следующий инструмент называется фагот, что в переводе с латыни значит «вязанка дров».

Такое странное название он получил потому, что фаготист когда заканчивает играть, то разбирает инструмент на части и укладывает в футляр, словно вязанку дров.

     Фагот самый низкий по звучанию из всех деревянных духовых инструментов.

Вот мы и познакомились с вами с семьёй деревянных духовых инструментов.

???

  • Какие музыкальные инструменты живут в семье деревянных духовых?
  • Голос какого деревянного духового инструмента самый низкий?

Не все из дерева они,

Инструменты эти странные.

Но зовутся тем не менее

Духовыми деревянными.

Молодцы, ребята, вы со всем справились. До новых встреч в мире музыки!

Дети под музыку звучания симфонического оркестра покидают зал.

     



Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки

                 Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Медные духовые»

Цель: Расширить знания детей об инструментах симфонического оркестра

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: медные духовые  инструменты симфонического     оркестра.
  • Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
  • Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.
  • Развивать музыкальную память.
  • Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Методы:

  • Наглядный – мультимедийная презентация
  • Практический – слушание
  • Словесный – беседа, использование художественного слова

Приёмы:

  • Использование ИКТ
  • Слушание музыки
  • Использование художественного слова
  • Физкультминутки

Оборудование:

  • Экран, проектор, ноутбук
  • Музыкальный центр
  • CD – диски

Дети под музыку в исполнении симфонического оркестра входят в зал, становятся рядом с расставленными заранее полукругом стульчиками.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель:

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Рада встрече с вами я, здравствуйте, мои друзья!

Дети (поют): Здравствуйте! и садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие в город музыкальных инструментов

Вы помните, что до города добраться нелегко. И отправимся мы туда на облаке. Рассаживайтесь поудобнее.

Слайд 2

Физкультминутка.

Мы на облаке летим,                                                              («рисуем» руками облако)

На землю с облака глядим.                                          (руки вниз, затем вверх)

Видим горы и леса, -                                                       («рисуем» горы, качаем руками – «деревья»)

Это просто чудеса!                                                           (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный                        (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём.                                         (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем                                                   (обе руки вперёд)

И с собою привезём!                                                        (руки к груди)

Музыкальный руководитель: Мы продолжаем наше путешествие по Оркестровой площади.

Слайд 4

     За группой деревянных духовых инструментов в симфоническом оркестре размещается группа медных духовых. Это семейство металлических труб, причудливо изогнутых.

     Считается, что все эти инструменты (труба, тромбон, валторна и туба) произошли от охотничьего рога.

ТРУБА.

Слайд 6

     Один из самых древних медных духовых инструментов. Труба извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжества, призывала к вниманию.

     Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. А через несколько мгновений сомнений уже не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из рук…

     Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни.

     Играть на трубе – сложная наука. У трубы очень яркий голос. Он прекрасно выделяется на фоне оркестра. Давайте послушаем.

Прослушивание  музыкального фрагмента.  Ж. Бизе. «Кармен-сюита», №2.

ТРОМБОН.

Слайд 7

     Тромбон на вид кажется небольшим, щупленьким, а голос у него на самом деле сильный, мужественный и даже суровый. Возник тромбон очень давно ( в XVв.) из трубы. Её сильно удлинили и сделали выдвигающуюся трубку – кулису. (Посмотрите на картинку). В зависимости от положения кулисы – более или менее выдвинутой изменяется длина инструмента и высота звука.

ВАЛТОРНА.

Слайд 8

     А этот инструмент похож на улитку, весь скрученный, круглый, с широким раструбом.

Знакомьтесь, перед вами ВАЛТОРНА.

     В переводе с немецкого валторна – «лесной рог».

 Почему рог, спросите вы. Потому что её предок – охотничий рожок. Кстати, считается, что от него произошли и все остальные медные инструменты. Охотники трубили в рожок, подавали друг другу сигналы. Чтобы звук был слышен как можно дальше рожок удлиняли, удлиняли, а потом для удобства стали скручивать. В итоге получилась валторна. Голос у неё сильный и благородный. Вот как звучат валторны в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Прослушивание  музыкального фрагмента.  П. И. Чайковский. «Щелкунчик». «Вальс цветов».

ТУБА.

Слайд 9

     И, наконец, ТУБА – самый большой медный духовой инструмент. Посмотрите, сколько на нём завитков, коленцев. Чем духовой инструмент длиннее, тем звук его мощнее.

     Если тубу развернуть, она окажется длинной-предлинной, и на ней неудобно будет  играть, а так – удобно. И звук такой, какой нужен. Очень низкий! Ведь туба – главный бас оркестра. Если других инструментов в оркестре может быть по два или больше, то туба только одна. Почему?

     Да ведь с таким голосом и одной достаточно, в оркестре не затеряется и будет слышна. А солирует туба редко. Раньше на ней играли только в духовых оркестрах. И сравнительно недавно усовершенствовали и ввели в состав симфонического.

Шум охотники любили,

В рог охотничий трубили.

И не ведали о том,

Что случится с ним потом.

А от этого от рога

Получилось очень много

Инструментов духовых,

Вы запомнили все их:

Круглые валторны, трубы,

Длинные тромбоны, тубы.

Все блестят как медный грош,

Звук у всех у них хорош!!!

???

  • Как называется самый большой медный духовой инструмент?
  • Что в переводе с немецкого означает валторна и почему она так называется?

Молодцы, ребята, вы со всем справились. До новых встреч в мире музыки!

Дети под музыку звучания симфонического оркестра покидают зал.

     



Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки

Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра.  Группа ударных инструментов»

Цель: Расширить знания детей об инструментах симфонического оркестра

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: ударные  инструменты симфонического     оркестра.
  • Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.
  • Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.
  • Развивать музыкальную память.
  • Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления.
  • Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Методы:

  • Наглядный – мультимедийная презентация
  • Практический – слушание
  • Словесный – беседа, использование художественного слова

Приёмы:

  • Использование ИКТ
  • Слушание музыки
  • Использование художественного слова
  • Физкультминутки

Оборудование:

  • Экран, проектор, ноутбук
  • Музыкальный центр
  • CD – диски

Дети под музыку в исполнении симфонического оркестра входят в зал, становятся рядом с расставленными заранее полукругом стульчиками.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель:

Утро начинается, вместе мы встречаемся,

Рада встрече с вами я, здравствуйте, мои друзья!

Дети (поют): Здравствуйте! и садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами в очередной раз отправляемся в путешествие в город музыкальных инструментов

     Вы помните, что до города добраться нелегко. И отправимся мы туда, как обычно, на облаке. Рассаживайтесь поудобнее.

Физкультминутка.

Мы на облаке летим,                                                              («рисуем» руками облако)

На землю с облака глядим.                                          (руки вниз, затем вверх)

Видим горы и леса, -                                                       («рисуем» горы, качаем руками – «деревья»)

Это просто чудеса!                                                           (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный                        (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём.                                         (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем                                                   (обе руки вперёд)

И с собою привезём!                                                        (руки к груди)

Музыкальный руководитель: Давайте снова возвратимся на оркестровую площадь и посмотрим, где располагается ударная группа инструментов.

Слайд 2

     Ударная группа расположена дальше всего от дирижёра, она довольно многочисленна.

Ударные инструменты делятся на 2 группы.

На одних инструментах получается сыграть мелодию (это колокольчики, колокола, литавры, ксилофон, гонг, челеста). Мелодии получаются очень даже хорошие.

     А на других музыкальных  инструментах можно только отбивать ритм. Например, на тамтаме, тарелках, треугольнике, бубне и на барабане.

ТАМТАМ.

Слайд 3

Тамтам – это разновидность гонга. Это металлический диск, подвешенный к деревянной раме. По нему бьют специальной палкой с мягким войлочным наконечником.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАРЕЛКИ.

Слайд 4

Музыкальные тарелки сделаны из металла. Звук у них лязгающий и громкий (показать тарелки, сыграть).

А теперь перейдём к ЛИТАВРАМ.

Слайд 5

Металлическая основа Литавр напоминает большой котёл. На него натягивают кожу. Натяжение можно усиливать или ослаблять. И звук от этого будет меняться. Но изменять натяжение во время исполнения музыки сложно. Поэтому в оркестре есть несколько литавр, заранее настроенных каждая на свой тон.

     Литавры могут звучать еле слышно, почти шёпотом, а могут греметь, как гром!

БАРАБАН.

Слайд 6

     Это очень редкий и распространённый инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.

     Две разновидности барабана большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров.

     Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.

     У малого барабана звук сухой и отчётливый. Его дробь хорошо подчёркивает ритм музыки. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан может стать даже солистом симфонического оркестра. Послушайте произведение композитора М. Равеля, где малый барабан не умолкает на протяжении всего произведения, чётко отбивая ритм испанского танца Болеро.

Прослушивание  музыкального фрагмента.  М. Равель «Болеро».

???

  • К какой группе инструментов относятся тамтам, тарелки, барабан, литавры?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Верно, к группе ударных инструментов.

Тамтам, Барабан, Литавры, Тарелки…

По этим инструментам бьют,

Их ударными зовут!

Молодцы, ребята, вы со всем справились. Теперь вы знаете  инструменты симфонического оркестра, можете их различить по внешнему виду и определить на слух.  

До новых встреч в мире музыки!

Дети под музыку звучания симфонического оркестра покидают зал.



Предварительный просмотр:

                       

                   «Орган – король музыкальных инструментов» (подготовительная группа)

Цель: знакомить с внешним видом и звучанием органа.

Задачи:

Образовательные:

-знакомить с творчеством И.С Баха;

-формировать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интерес к музыке).

Развивающие:

-развивать эстетические чувства детей;

-развивать восприятие средств выразительности;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к музыкальным инструментам.

Ход. Занятие начинается в группе: дети получают письмо от Олле Лукойе, в котором сказочный  персонаж  приглашает в музыкальный зал и обещает, что дети услышат что-то новое и очень интересное.

Дети приходят в музыкальный зал и видят посылку от Олле Лукойе –диск в яркой коробке.

Воспитатель.  Ребята, Олле Лукойе нас сюда позвал, а его и не видно. Смотрите, это, наверное, от него посылка. Что же здесь? Ребята, на посылке картинка – вы знаете этот инструмент?(Нет)

Муз. рук .Мы знаем много музыкальных инструментов с разными голосами. Но инструмент, о котором хотел рассказать Олле Лукойе,- орган по праву может быть назван королем всех инструментов, так как он владеет огромным количеством голосов. (На экран телевизора выводится иллюстрация). Это один из самых древних клавишных инструментов, относится к группе клавишно-духовых. Это значит, что у органа есть и трубы, и клавиши. Труб очень много. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, они начинают звучать. Трубы органа разные: большие и маленькие, металлические и деревянные, открытые и закрытые, со специальным «язычком» и без него. От величины, формы трубы и ее устройства зависит ее голос, тембр. Каждая клавиша органа соединена с десятками, а иногда и сотнями труб, каждая труба обладает своим голосом. Орган имеет несколько тысяч труб разной длины, несколько клавиатур, расположенных одна над другой лесенкой. Есть педали для ног: с их помощью извлекаются самые низкие звуки. Есть ручки-рычажки, кнопки. Клавиши могут звучать с разной окраской, подражать звучанию других инструментов. Орган – целый оркестр. Трубы могут издавать звуки, похожие на флейту, гобой, кларнет, подражать пению птиц. (Дети смотрят ряд иллюстраций с изображением органа). Между клавишами и трубами находится устройство – органный мех, с помощью которого по специальным воздухопроводам воздух нагнетается в трубы. Органный мех и часть труб спрятаны в корпус органа, а другие трубы находятся снаружи, на фасаде органа. В старинных органах воздух подавался в трубы вручную (у органиста был помощник, который занимался этим), а сейчас воздух в трубы накачивается с помощью электричества. (Воспитатель меняет изображение на экране).

Воспитатель.  Как же музыкант играет на таком сложном инструменте?

Муз.рук.  Для того, чтобы играть на органе, нужен специальный пульт управления: его называют кафедра, именно там сидит органист. На ней находятся ручные клавиатуры – мануалы. Кроме ручных клавиатур на кафедре имеется и ножная –педаль, на органе играют и руками, и ногами. (Демонстрируется иллюстрация). 

Воспитатель. Я знаю, что орган – очень древний музыкальный инструмент, ему несколько тысяч лет.  Его далеким предком была флейта Пана – несколько трубочек из тростника разной длины. Еще один предшественник органа – волынка. Одним из первых органов был гидравлос(водяной орган), в который воздух подавался в трубы с помощью водяного насоса. В древности орган звучал во время дворцовых приемов, театральных представлений, затем его стали устанавливать в соборах и использовать для церковной службы. А потом органы появились и в концертных залах.

Муз.рук.  Ребята, вы много узнали об органе. Вам, наверное, хотелось бы услышать его звучание. Посылка Олле Лукойе  сможет нам помочь.(Детям предлагается для слушания «Органная токката» И.С.Баха). Обратите внимание: орган звучит  то величественно и напряженно, то его мощное звучание противопоставляется звучанию отдельных голосов.

По окончании слушания в зале появляется Олле Лукойе.

Олле Лукойе. Здравствуйте, ребята, я рад, что вы приняли мое приглашение. Вам было интересно? Что нового вы узнали? (Дети отвечают) .

Олле Лукойе. Несмотря на то, что орган – огромный инструмент, он может играть подвижно и легко. Вот послушайте: светлая, быстрая мелодия сопровождается низкими, гудящими басами. (Дети слушают «Хорал»И.С.Баха).

 Звучит орган торжественно и ясно. 
В старинной кирхе вновь звучит мотив. 
Мелодия божественна, прекрасна… 
Я замираю, голову склонив. 

Стремится ввысь мелодия, под своды. 
Я слушаю чудесный тот напев... 
Седой Маэстро дарит гимн свободы, 
Струну души до глубины задев. 

Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен. 
Соната, Реквием, звезды полёт? 
Мир музыки огромен, чист и ясен. 
Какая сила у обычных нот! 

Мерцают свечи... Звуки тише стали... 
Волшебной птицей музыка плывёт. 
И замер где-то в ясной звёздной дали 
Моей души возвышенный полёт!   (Т.Лаврова).

 Олле Лукойе.   Я вам принес игру, где вы сможете поближе рассмотреть орган, а также поупражняться в ловкости и смекалке. Нужно внимательно посмотреть картинку с изображением органа, а потом из разрезных деталей сложить такую же. Хотите поиграть?

Воспитатель приглашает к столу 3 детей, они собирают разрезные картинки – Орган.

Муз. рук.  Ребята, вы знаете много музыкальных профессий. На скрипке играет…(дети отвечают: «Скрипач»), на виолончели играет…(дети отвечают).

Олле Лукойе. Как же вы назовете музыканта, который играет на органе?(Органист).

Молодцы! Хотите вспомнить и другие музыкальные профессии? (Проводится игра «Музыкальные профессии»).

Воспитатель.   Вы сегодня узнали много нового и интересного. Давайте звать Олле Лукойе приходить к нам еще. А сейчас пора в группу.

Олле Лукойе. Я очень рад встрече с вами, поэтому игру хочу вам подарить.(отдает детям игру  «Разрезные картинки»; дети прощаются со сказочным героем и выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка с использованием Су-джок терапии.

Занятие направлено на укрепление мышечного корсета, корректирование осанки и опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста; на укрепление и активизацию защитных сил организма при помощи С...

Конспект занятия физкультурно-оздоровительного кружка "Путешествие в осенний лес"

конспект физкультурного занятия,которое проводилось в физкультурно-оздоровительном кружке "Крепыши" на базе средней группы...

План – конспект занятия « Клуба – эрудит кружка «Мягкой игрушки»

Цель: вовлечь детей в мир познавательной игры. Задачи: Обучающие: Пополнить знания детей о мире игрушки. Развивающие:  Развивать дикцию, музыкальные способности, смекалк...

Конспект занятия для театрального кружка.

Игровое занятие, которое можно проводить на кружке по театрализованной деятельности. Игры, используемые на занятии, можно использовыать в любой деятельности,включать в свободное время....

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

Конспект занятия по лепке «Кружка для дедушки» для детей среднего дошкольного возраста

Занятие по данному конспекту необходимо проводить параллельно с показом презентации. Цель: вызвать интерес к изготовлению подарка своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно пер...

Рабочая программа музыкального кружка "Все мы музыканты"

Коллективная музыкальная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробу...