«Создание условий для развития коммуникативных навыков».
статья

музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barahtyan_3_statya.docx23.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков».

      Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой.

      Дошкольный возраст – тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

     Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается и, соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие.

     А ведь психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

     Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музыкального произведения или отдельных его частей – и замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы являют собой индикатор чувств и эмоций. Участвуя в беседе о характере музыкального произведения, средствах музыкальной выразительности и изобразительности, ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать персонажам  музыкальных сказок, пьес, песен; сорадоваться им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко…

          Для слушания произведений разного характера можно создать и разные мизансцены. Так колыбельную песню уютнее слушать, сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку – в полукруге. Можно из стульчиков соорудить и поезд, и концертный зал, и даже космический корабль…

  Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения – развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно проявлять нетерпение: суетиться, выкрикивать, перебивать друг друга.

      Самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досугов ребенок тоже приобретает навыки общения с людьми. Во время знакомства с какой-либо музыкально-дидактической игрой, он может быть поставлен в условия необходимости наиболее тесного взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети будут участвовать в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп – по 3-6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи друг другу, уменьшается дистанция между детьми, начинает  нарабатываться  ситуационная терпимость (толерантность). В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.
    При предоставлении детям возможности экспериментирования со звуками, они могут сами отыскать в этом разнообразном мире самые настоящие чудеса. Для этого подойдёт и время, отведённое для свободной самостоятельной деятельности, и тот же вечер досуга. Конечно, можно и одному постучать-позвенеть, но в компании это гораздо веселее и интереснее:
-  Какой материал шуршит громче, а какой тише, и почему?
- Давай найдём похожую по тембру гремелку или шуршалку! Я нашёл! Тебе помочь?
- А что получится, если леску натянуть посильнее? Ты тяни, а я щипать буду!
- А что будет, если у тебя бутылка пустая, а моя – с водой, и мы подуем в них вместе?!
    В ходе подобной экспериментальной деятельности дети начинают тянуться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей, договариваться, сопереживать неудаче друга, радоваться общим маленьким открытиям и победам.

      Но вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент… И мы обращаем внимание, что у каждого инструмента свой голос, своё настроение: барабан может сердиться, может командовать, гусли успокаивают, утешают… А помните цирковую репризу, в которой клоуны общаются друг с другом при помощи свистков?.. И вот получается не просто оркестр – а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей.

         Теперь обратимся к такому виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок и попевок,  мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах:

- Зайчик-зайчик, что ты грустный?

- Не найду листок капустный.

- А какой?

- Вот такой: круглый, белый да крутой!

– Гуси, гуси, где ваш дом?

– Возле речки, под кустом.

 – Зайчик, зайчик, где ты был?

– На лужок гулять ходил

                     или

— Я в лесу дрова рубил.

      И тем более интересной становится игра, когда дети не ограничены точной мелодией, а импровизируют, сочиняют свои варианты.
        Незатейливая песенка (например, дуэт «Это для тебя!», музыка И. Пономаревой из сборника «Детский сад наш дорогой» выпуск № II, с.22) может превратиться в маленькую сценку с несколькими действующими лицами. И в процессе инсценирования ведётся речь о чувствах и поступках персонажей, отмечается, кто из них вежлив, приятен в общении, а кто не очень, и почему.

         Нередко случается так, что дети довольно неприязненно относятся друг к другу. Подобный негативизм особенно резко проявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми парные танцы и для решения этой непростой задачи, как нельзя лучше, подойдут коммуникативные танцы-игры.

      Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

      Во-первых, это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

     В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

     Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

     Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.

            Настоящим кладезем музыкального материала, полезного для развития живого общения, является фольклор, традиционное русское народное творчество.

Именно в фольклорном материале мы находим достаточно много шуток-дразнилок, которые на первый взгляд, могут показаться обидными, а на самом деле являются как бы прививкой от этой самой обидчивости – ведь ребёнок живёт не в теплице, и мы не можем оградить его от всех на свете неприятностей, а потому необходимо научить его некоторым элементам коммуникативной защиты. Дразнилки – столь привычное для детей явление – лучше всего подходят на эту роль. Психологи считают, что народные дразнилки учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.  Ту же роль, в сущности, играет и ещё одна форма русского народного творчества – частушка, столь любимая и детьми, и взрослыми...

     Ни для кого не является секретом, что, в значительной степени, успех учебной, воспитательной деятельности определяется личностными качествами самого педагога, его желанием развиваться, самосовершенствоваться.

     КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ  подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя): любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями – находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вовлекая детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, мы, тем самым, оказываем мощное воздействие на становление личности ребенка (развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков и т. д.), что в дальнейшем благоприятно скажется на его умении адаптироваться в сложных, быстро меняющихся условиях современной реальности.

Литература:

  • Материалы интернета (статья музыкального руководителя ГБДОУ №71 СПб «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах музыкальной деятельности».)
  • О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников». Москва, Владос, 1994 г. (Выдержка из статьи «Функции музыкального руководителя и воспитателя»).
  • А. И. Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей. «Музыкальная палитра» СПб 1994 г. (Вступительная статья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

«Создание условий на музыкальных занятиях для развития коммуникативных навыков»

В статье обобщены примеры  создания условий на музыкальных занятияй для развития коммуникативных навыков...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с помощью создания детских газет.

Сегодня каждый ребенок может с легкостью найти подробные, исчерпывающие, иллюстрированные ответы на интересующие его вопросы, не прибегая к помощи взрослого. При этом уровень речевой культуры многих д...

Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".

Практика показывает, что у большинства  дошкольников с ТНР существуют не только   речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...