Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с помощью создания детских газет.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Быкова Людмила Николаевна

Сегодня каждый ребенок может с легкостью найти подробные, исчерпывающие, иллюстрированные ответы на интересующие его вопросы, не прибегая к помощи взрослого. При этом уровень речевой культуры многих детей, по мнению педагогов, развивается недостаточно.

Данная проблема требует от педагога умения решать задачу формирования информационной культуры детей в тесном единстве с не менее важной задачей – задачей развития коммуникативной культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdanie_detskih_gazet.docx154.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с помощью создания детских газет.

Появление информационных технологий и их широчайшее использование как взрослыми, так и детьми является одной из отличительных особенностей жизни современного общества. С одной стороны, компьютерные технологии приносят в нашу жизнь много полезного: они помогают людям оптимально анализировать стремительно растущие потоки информации, быстро находить необходимую информацию, находить множество способов решения разных проблем и многое другое. В то же время, наряду с конструктивными изменениями в нашей жизни, информационные технологии зачастую становятся и источником некоторых проблем. Одной из таких проблем является, на наш взгляд, снижение коммуникативной культуры современных людей и общества в целом.

Наиболее остро эта проблема проявляется в детском возрасте. Сегодня каждый ребенок может с легкостью найти подробные, исчерпывающие, иллюстрированные ответы на интересующие его вопросы, не прибегая к помощи взрослого. При этом уровень речевой культуры многих детей, по мнению педагогов, развивается недостаточно. В наши дни дети не пишут друг другу писем, меньше придумывают или рассказывают друг другу интересных историй, меньше читают и больше времени проводят за компьютерными играми, просмотром мультфильмов и детских передач или поиском интересной для них информации, меньше общаются со сверстниками и взрослыми.

Данная проблема требует от педагога умения решать задачу формирования информационной культуры детей в тесном единстве с не менее важной задачей – задачей развития коммуникативной культуры личности. Современному педагогу необходимо обратить особое внимание на формирование у подрастающего поколения потребности в общении, развитие умения творчески мыслить, грамотно и красиво излагать свои мысли.

Эту работу важно начать с детьми уже в дошкольном возрасте. Педагоги и психологи рекомендуют взрослым выразительно рассказывать детям сказки, читать стихи и рассказы детских писателей, проводить беседы, побуждать детей к рассказыванию.  Специалисты подчеркивают, что именно регулярный характер такой работы будет фундаментом для формирования у ребенка потребности в чтении, умения правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи. В самом раннем возрасте с ребенком необходимо регулярно организовывать рассматривание красочных иллюстраций, рассказывать о том, что изображено на картинках, задавать вопросы, стараясь вызвать при этом положительные эмоциональные переживания.

Одной из форм работы по совершенствованию речевых и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста может стать совместное создание детских газет.  Коллективом педагогов дошкольных групп ГБОУ Школы № 1359 города Москвы было принято решение провести апробацию данной формы с детьми дошкольного возраста.

На первом этапе была проведена консультация с элементами мастер-класса для педагогов на тему «Создаем детскую газету с дошкольниками». Воспитателям групп была дана информация о возможной тематике детских газет, об этапах создания газеты, вариантах её содержания, оформления и формах выпуска, о том, как дети дошкольного возраста могут презентовать свою газету, на что необходимо обратить особое внимание в процессе создания с детьми газет. В ходе проведения консультации педагоги узнали, из каких основных частей может состоять детская газета: название, детские рисунки, детские мини-рассказы, высказывания, интервью, различные рубрики, фотографии, иллюстрации, советы и рекомендации родителям. Во время проведения мастер-класса педагоги упражнялись в создании детских газет, составляли мини-презентации.

Целью следующего этапа стало формирование у детей мотивации к созданию собственных газет. На данном этапе воспитатели познакомили детей с понятием «газета», организовали рассматривание различных газет, обращали внимание детей на составные части газет: название, тексты, иллюстрации, указание на авторов, адрес редакции; рассматривали разные варианты их оформления.

На третьем этапе работа по созданию детских газет была включена в календарное планирование. Детям было предложено стать авторами собственной детской газеты. Это было организовано в виде сюжетной игры «Редакция». Тематика детских газет была созвучна актуальным проблемам, которые решались в конкретный период в конкретной возрастной группе или перекликалась с темами образовательной деятельности или происходящими в тот или иной временной отрезок событиями. Например, газеты под общим названием «Наш веселый светофор» были посвящены соблюдению правил дорожного движения; «Моя мама самая, самая…» были посвящены Дню матери; газеты «В мире чудес и научных открытий» рассказывали о том, какие опыты, эксперименты или интересные открытия сделали наши дошколята. В некоторых группах воспитатели изготавливали с детьми газеты, посвященные различным календарным праздникам.

В ходе работы над созданием газет педагоги познакомили детей с новыми профессиями: редактор, художник-иллюстратор, писатель, автор статьи, поэт, оформитель. Детям предлагалось рассказать интересный рассказ, историю или сказку, который запишет взрослый и разместит на странице газеты; нарисовать рисунок по теме газеты; старшим детям предлагалось подумать, как газета будет оформлена. Затем с помощью взрослого все компоненты газеты дети объединяли в единое целое.

Когда газеты были готовы, педагоги вместе с детьми вспоминали, как ее создавали, показывали еще раз на примере готовых газет как можно сделать из нескольких небольших частей одну большую творческую работу.  

Следующим важным и необходимым моментом стала организация просмотра детских газет другими детьми и взрослыми. Детские газеты размещались сначала в помещении группы, а затем там, где их могли бы увидеть взрослые и дети других групп. Воспитатели организовали рассматривание газет, изготовленных детьми других групп, обращали внимание детей на разнообразие в оформлении газет, их содержании.

Интересной и полезной стала также организация презентации детских газет. Для презентации дети с помощью педагога составляли небольшие рассказы о своей газете и воспроизводили их перед детско-взрослой аудиторией.

В ходе данного проекта значительно расширился словарный запас детей, речь детей стала более разнообразной и выразительной. С особыми эмоциями и интересом дети рассказывали о событиях, касающихся их самих. Например, про своих домашних питомцев в ходе создания газет «Наши любимые домашние животные». Педагоги отметили, что детям было очень важно наблюдать, какой интерес у окружающих вызывает результат их творчества. Они с удовольствием слушали отзывы других детей и взрослых о своих творениях, высказывали собственное мнение, задавали вопросы и отвечали на вопросы других. Данная форма работы с дошкольниками на сегодня не является широко распространенной, но вполне может стать не только средством развития речевых и коммуникативных навыков, но и источником формирования творческого потенциала детей.

Быкова Людмила Николаевна,

старший воспитатель ГБОУ Школа № 1359

C:\Users\user\Downloads\e0c91321-cce2-45be-b279-bb81a0f2595f (1).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье кратко изложены факты, подтверждающие интегративные связи таких образовательных областей как музыка, коммуникация и социализация....

Коммуникативные ситуации для развития коммуникативных навыков у дошкольников 4-7 лет

Игры и коммуникативные ситуации на развитие эмоциональности речи....

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....