Проект "Но, Ле, Ви..." - победитель Республиканского конкурса "50 инновационных идей для Республики Татарстан" в номинации "Инновации в образовании", 2015 год
проект по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему
Краткая аннотация проекта. Существует несколько видов музыкального слуха, основанных на звуковысотном слухе, развитию которого мы уделяем особое внимание. Наш проект «Но, Ле, Ви…» (относительная сольмизация) по образовательной области «Музыка» построен на собственной авторской развивающей технологии «Музыкальный цветок». Он направлен на развитие звуковысотного слуха и творчества дошкольника посредствам зрительного восприятия, используется в нашем детском саду и предлагается Вашему вниманию. «Музыкальный цветок» основан на системе относительной (релятивной) ладовой сольмизации венгерского композитора-педагога Золтана Кодая.
Аннотация к авторской технологии «Музыкальный цветок». (Приложение-презентация №2,3)
Цель и задачи авторской технологии «Музыкальный цветок»:
· знакомство со звукорядом.
· развитие музыкального слуха и творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством относительной сольмизации, построенной на заданном зрительном восприятии ступеней звукоряда.
· накопление музыкального слухового опыта.
· формирование способности импровизировать на основе накопленного музыкального слухового опыта.
Блок-схема (Приложение №4)
Основные формы работы: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные игровые интегрированные занятия, в том числе и сюжетно-дидактические.
Педагог является тьютером, облегчающим детям ориентирование в звукоряде по принципу относительной сольмизации и инициатором на начальном этапе игровой музыкальной деятельности, а также куратором выполнения детьми поставленных задач.
Дети, являясь непосредственными участниками занятий, обогащаются в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, у них развивается интерес к музыке, музыкальные воображение и память, формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизирует словарь, эстетическое отношение к музыке.
Предлагаем Вашему вниманию 4 варианта использования «Музыкального цветка» (Приложение №5)
Актуальность проекта. Известно, что музыкальный слух - один из значимых и сложных составляющих природных способностей маленького человека, являющийся базой не только его музыкального воспитания, но и интеллектуально-личностного развития. Однако в дошкольной практике в настоящее время данному вопросу уделяется недостаточно внимания, поэтому нами и были разработаны данные технология и проект.
Описание проекта.
Цель проекта: научить детей импровизировать и транспонировать музыкальные произведения без существенного изменения музыкальных образов; сформировать у детей умение слушать и слышать музыку (даже не обладая абсолютным слухом); мотивированное развитие музыкального слуха посредством восприятия ступеней звукоряда в параллельном соотношении с цветовым рядом с использованием игр и авторской развивающей компьютерной технологии «Музыкальный цветок».
Задачи проекта:
· ознакомить воспитателей, педагога-психолога и родителей с понятием «Относительная сольмизация», авторской развивающей технологией «Музыкальный цветок» и современной методической литературой по относительной сольмизации;
· провести цикл НОД и мероприятий по теме;
· ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике проекта;
· подготовить совместными усилиями детей, воспитателей, педагога-психолога и родителей игры по теме проекта;
· провести заключительное мероприятие «Послушай музыку – она звучит в тебе».
Необходимые материалы: аудио музыкальные записи, презентации в Power Point («Музыкальный цветок», «Игры по сольмизации», видео- репродукции картин), мультимедийная установка (проектор, экран, активная колонка, микшер, ноутбук, музыкальный центр, современной методической литературой по относительной сольмизации, литературные и народные сказки.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта | ||
Подготовительный | Основной | Заключительный |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи, рефераты, интернетресурсы и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – накопление музыкально-слухового опыта (музыкальные произведения, литературные и народные сказки по темам музыкального материала); - использование игровых, в т.ч. компьютерных, технологий; – проведение бесед; − рассмотрение картин в соответствии с музыкальным материалом и беседы по их содержанию; − работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение НОД; − проведение совместных мероприятий.
| – мероприятие «Послушай музыку – она звучит в тебе» - анализ результатов проекта. |
План работы
Пошаговая разбивка | Содержание работы | Участники | Ответственные |
| |
Подготовительный этап |
| ||||
I | 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.). | Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели | Заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель |
| |
II | 1. Подбор наглядно-дидактического материала; специальной и детской художественной литературы; игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей групп старшего возраста. |
| |||
III | Разработка рекомендаций для родителей | Музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатели
| Заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель |
| |
IV | Подбор и создание видео-репродукций художественных произведений, картин и музыкальных произведений по темам НОД к проекту |
| |||
V | Организация развивающей среды в группе старших дошкольников
|
| |||
Основной этап |
|
| |||
I | Развитие певческого слуха (знакомство с понятием «Относительная сольмизация», изучение названия ступеней звукоряда и присвоение определенного цвета каждой ступени) | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог, родители
| Заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог
|
| |
II | Как говорит музыка (Знакомство с развитием художественных образов и средствами выразительности — музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Приобщение к музыкальной речи). Включение технологии «Музыкальный цветок». |
| |||
III | Развитие музыкального творчества (первые шаги к сочинению собственных элементарных музыкальных миниатюр), способность импровизировать. Использование технологии «Музыкальный цветок»
|
| |||
Заключительный этап |
| ||||
I | Послушай музыку – она звучит в тебе… | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог, родители | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели, педагог-психолог |
|
Предполагаемый продукт проекта: мероприятие «Послушай музыку – она звучит в тебе»; презентации (составленные совместными усилиями детей, воспитателей, педагога-психолога и родителей); систематизированный справочный, методический, литературный и иллюстрированный материал по теме проекта; разработка рекомендаций для музыкальных руководителей, воспитателей, педагога-психолога и родителей.
Предполагаемый результат проекта:
· у детей развивается музыкальный слух и практически-певческое освоение музыкальных произведений.
· развивается музыкальное творчество (первые шаги к сочинению собственных элементарных музыкальных миниатюр), способность импровизировать.
· испытывают радость и удовлетворение от своих развивающихся музыкальных способностей.
· дети с интересом и вниманием слушают музыку различных жанров (классическую, народную, детскую и пр., эмоционально откликаются на нее, могут дослушать произведение до конца).
· пополняется словарный запас по музыкальной терминологии.
· расширяется кругозор.
· способны вспомнить название произведения.
· умеет общаться в детском коллективе.
(Приложение №6)
Форма и режим занятий. Условием для реализации проекта является основная НОД и введение дополнительной НОД в области «Музыка». Помимо НОД работа ведется в совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности с семьей и педагогом-психологом.
В проекте учтены особенности детского голосового диапазона и возрастных возможностей старших дошкольников.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Данный проект был апробирован в МАДОУ №174 в 2014-2015 уч.году и предполагает ежегодное повторение с новыми детьми, перешедшими из старшей группы в подготовительную.
10.Новизна проекта. Использование технологии относительной сольмизации Золтана Кодая в дошкольной практике музыкального развития, а также симбиоз данной технологии с нашей авторской технологией «Музыкальный цветок». Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Данный проект является одним из методов, реализующих данный принцип, т.к. он включает в себя интеграцию следующих образовательных областей «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки»: «Музыка», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество», а также игровых и компьютерных технологий.
11.Текущая стадия реализации проекта. В настоящее время проект находится на реализации основного этапа «Как говорит музыка»(знакомство с развитием художественных образов и средствами выразительности — музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Приобщение к музыкальной речи). Включение технологии «Музыкальный цветок»).
12.Перспективные цели проекта. В случае успешной реализации проекта результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям. Публикации опыта работы, распространение его в городе и республике. Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение 1 | 67 КБ |
приложение 3 | 17.03 КБ |
Приложение 4 | 15.7 КБ |
Приложение 5 | 2.02 МБ |
Приложение 6 | 52.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 1
СПЕЦИАЛЬНЫЕ РУЧНЫЕ ЗНАКИ (ЖЕСТЫ) –
ОБОЗНАЧЕНИЯ СТУПЕНЕЙ ЗВУКОРЯДА
Согласно главному положению системы относительной сольмизации Золтана Кодая внутри лада каждый звук обладает своим характером, обусловленным его сопряжением с тоникой. Осознание ладового своеобразия мелодических ступеней положено в основу воспитания слуха.
Условные обозначения:
I - НО
II- ЛЕ
III - ВИ
IV - ТА
V - ЗО
VI - РА
VII – БИ
Для наиболее полного представления ребенком соотношения ступеней звукового ряда нами каждой ступени присвоен определенный цвет радуги, благодаря чему также расширяется и углубляется представление о высотном положении звука.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Первая встреча-знакомство детей с музыкальным цветком на наших занятиях происходит с помощью с помощью презентации PowerPoint с использованием анимации. Музыкальный руководитель или воспитатель рассказывает сказку с параллельным показом слайдов.
СКАЗКА О МУЗЫКАЛЬНОМ ЦВЕТКЕ
… не далеко, не близко, не высоко, не низко – на солнечной поляне расцвел удивительной красоты цветок, цвет необычный, а волшебный. Цветок был похож на радугу и являлся родственником Цветику-семицветику, а главное – очень любил петь, поэтому его и назвали Музыкальным цветком.
Каждый лепесток его не был похож на другой, потому что у каждого был свой цвет и свое имя. Один лепесток был красного цвета и звали его НО (мигает лепесток красного цвета, музык5альный руководитель тпропевает его имя и просит детей повторить вместе НО), второй лепесток был оранжевого цвета по имени ЛЕ (действия те же, что и при первом лепестке), третий лепесток ВИ желтого цвета (действия те же, что и при первом лепестке), следующий был зеленым, как молодая травушка-муравушка, и звали его ТА (действия те же, что и при первом лепестке), за ним шел голубой лепесток ЗО, похожий на ясное летнее небо (действия те же, что и при первом лепестке), потом синий РА (действия те же, что и при первом лепестке) и, наконец, последним, седьмым, был лепесток фиолетового цвета БИ (действия те же, что и при первом лепестке).
А теперь послушайте всю песенку Музыкального цветка (педагог пропевает каждую ступень, начиная с красного лепестка) с использованием ручных знаков (жестов, см. рисунок !). Затем предлагает сделать то же самое и детям.
Когда дул ветер, то лепестки падали на землю и при этом каждый пел свое имя. Пропеваются ступи (слайд с опадающими лепестками).
Но вот ветер успокаивался и лепестки возвращались к своему цветку (пропевается в обратном порядке).
Когда появлялось солнышко, оно своими лучами играло с лепестками и сочиняло разные песенки (анимированный слайд с солнышком и цветком). Вот одна из них (педагог пропевает, например, фрагмент мелодии «Маленькой елочке холодно зимой», параллельно исчезают и появляются соответствующие лепестки у цветка).
И мы, ребята, тоже можем сочинить свою песенку. (Дети с помощью педагога, затем самостоятельно сочиняют «песенки».)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГИСТОГРАММА
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАДОУ №174 Московского района г.Казани
2014-2015 уч.год
Количество детей в группе: 25 чел.
ДИАГРАММА
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАДОУ №174 Московского района г.Казани
2014-2015 уч.год
Количество детей в группе: 25 чел.
ДИАГРАММА
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАДОУ №174 Московского района г.Казани
2014-2015 уч.год
Количество детей в группе: 25 чел.
ГИСТОГРАММА
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАДОУ №174 Московского района г.Казани
2015-2016 уч.год
Количество детей в группе: 26 чел.
ДИАГРАММА
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МАДОУ №174 Московского района г.Казани
2015-2016 уч.год
Количество детей в группе: 26 чел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",
Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся этой игре, становиться ...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ПРИКАЗ 02.06.2015 г. № 634 г. Майкоп
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯПРИКАЗ02.06.2015 г. № 634г. Майкоп...
София Д. - победитель республиканского этапа конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»
В Центре противопожарной пропаганды и общественных связей города Чебоксары состоялся республиканский этап конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина&raqu...
Республиканский семинар-практикум "Практический опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования".Конспект интегрированного занятия на кабардино-черкесском языке"Домашние животные и птицы"во второй младшей группе
Дерс зэхэухуэна темэ: «Унагъуэ псэущхьэхэмрэ джэдкъазхэмрэ»...
Республиканский семинар - практикум" Практический опыт внедрения полилингвальной модели поликультурного образования".Конспект интегрированного занятия "Зима" на кабардино - черкесском языке во второй младшей группе
Конспект интегрированного занятия" Зима" на кабардино-черкесском языке во второй младшей группе...
Республиканский семинар-практикум "Практический опыт внедрения полингвальной модели поликультурного образования".
Республиканский семинар-практикум "Практический опыт внедрения ...