Роль фольклора в музыкально - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
проект по музыке (старшая группа) на тему

Анташкевич Надежда Игоревна

Народный фольклор и творчество помогают нашему обществу приобрести духовность в жизни. Многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект на тему «Роль фольклора в  музыкально - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста».

Народный фольклор и творчество помогают нашему обществу приобрести духовность в жизни. Многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Для правильного формирования представления у детей о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим сегодня возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Жанры народного творчества – народная мудрость.

Фольклорные произведения русского, чукотского, казачьего, и других народов помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

В МБДОУ «Ладушки» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций, как  родного края, так и всей России в целом. То, что предложено и некоторое время использовалось в старшей и подготовительной группе в ходе музыкальных занятий.

Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Ладушки» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам казачьей, русской и чукотской народной культуры.

Основные цели музыкально-фольклорного развития дошкольников:

1) развитие духовно-нравственных качеств;

2) интеллектуальное развитие;

3) развиваются музыкальные способности.

4) развитие речи и слуха;

5) формирование эмоциональной сферы;

Нельзя не подтвердить значимость народного песнетворчества. С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что народное пение наиболее удобное для правильного формирования певческого аппарата ребенка.

Музыкально-фольклорное творчество правильно формирует музыкальное мышление ребенка. Так же поддерживает естественное звуковыражение.

Для каждой группы рекомендуется использовать фольклорные колыбельные, частушки, наигрыши, игры, потешки, заклички, скороговорки, песни и даже целые обряды. Все это необходимо для правильного формирования речи и дикции, голосоведения и духовно-нравственного представления о народах России. Проект занятия прилагается.

Результаты проведения музыкально-фольклорных занятий с дошкольниками старшей и подготовительной группой МБОУ д/с «Ладушки»:

1  Представление о народной культуре, традициях, обычаях, сформирована на начальном этапе.

2  Частично выработался навык правильного (фронтального) дыхания.

3       Начинает вырабатываться навык плавного голосоведения.      

Отсюда вытекает основной вывод:

Формой передачи культурных ценностей является фольклорное исполнительство. Исполняя фольклорные произведения у ребенка задействуются все каналы восприятия внешнего мира (аудиальный, кинетический, визуальный). Так же происходит правильное формирование и развитие певческого аппарата. В связи с этим считаю нужным рекомендовать изучение и использование музыкально-фольклорного творчества в дошкольных учреждениях. Одной из задач которых является правильное развитие творческо-этетических и духовно-нравственных способностей и ценностей ребенка.

Приложение:

Проект занятия для старшей группы д/с «Ладушки».

«Казачья ярмарка» На примере изучения Кубанской культуры/

Задачи:

1 Приобщение детей к Культуре казачества;

2 Воспитывать позитивное отношение к народному творчеству;

3 Обучать исполнению народной песни.

Ход занятия

(дети входят в музыкальный класс под народную музыку – «Ой при лужку при лужке» Их встречают казак с казачкой ).

Учитель Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами поговорим о культуре казачества. А знаете ли Вы. Кто такие Казаки?

Дети Нет

Учитель Если не знаете. Сейчас будем с ними знакомиться. К нам в гости пришли настоящие казаки.

Казак - в переводе с Тюркского значит «вольный». Это люди, оказавшиеся свободные от правительства России и монголо-татарского ига. У них были свои порядки и устои. Казаки любили петь и танцевать.

А теперь давайте посмотрим как жили Казаки.

Казак Ярмарка. Ярмарка.

Проходи, народ, сюда

И давай знакомиться!

Ждем на ярмарке детей

Ждем и их родителей.

Казачка поет песню «Ой на гори ярмарка».

Учитель спрашивает у детей Вы знаете что такое ярмарка?

Дети Нет

Учитель объясняет, что ярмарка – это торговая площадь, рынок. У казаков использовалась не только для сбыта товаров, но и для гуляний игр и общения.

Учитель Дети. А как Вы думаете, что поют на ярмарках?

Дети Веселые песни.

Учитель правильно! А вы знаете, что короткие веселые песенки называются частушками?

Дети Да.

Учитель Частушки маленькие, но в них заключено много юмора и задора. Частушка- маленькая история, музыкальный рассказ.

Казак и Казачка поют казачьи частушки.

Учитель Ребята, а Вы знаете частушки?

Дети Да! (поют частушки, которые знают от родителей, бабушек и дедушек).

Казак Какие Вы молодцы! Как хорошо поете. 

Казачка А знаете ли Вы казачьи песни?

Дети Да! (поют песню «По дороге жук»)

Казачка Гарно поете!

Казак А пословицы казачьи знаете?

Дети Да! (Кто пули боится -тот в казаки не годится, Казак в пути не скучает он песни играет. )

Казак и Казачка Ну а теперь можно и поиграть

Игра (перетягиванье каната, прыжки в мешках (эстафета)) Задействованы все желающие играть дети.

Казак Ловкие у нас ребята.

Казачка Рады мы были в гостях у Вас побывать. Пригласите нас еще?

Дети Да!

(Казак и Казачка уходят)

Учитель Ребята, понравилась вам ярмарка казачья?

Дети Да!

Учитель Теперь мы с вами знаем кто такие казаки, какие песни они поют, в какие игры играют.

(Звучит песня «Мы с тобой Казаки»)

Урок подошел к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

«Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей д...

«Условия. Средства. Роль педагога в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие &l...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...