Статья "Развитие творческой свободы личности средствами музыкально-ритмической деятельности"
статья по музыке на тему

Мелетиева Валентина Саргеевна

В статье говориться о развитии творческой свободы детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meletieva_v._s._statya.docx20.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Современное российское образование и педагогика характеризуются поиском новых стратегий и путей развития на основе гуманистических и социокультурных приоритетов, наиболее актуальным из которых являются феномены свободы и творчества. Сегодня они – одни из значимых социальных и личностных ценностей. Соответственно, развитие творческой свободы личности становится целью и условием воспитания подрастающего поколения.

Категория «творческая свобода» состоит из двух понятий: «свобода» и «творчество». Н. Бердяев писал, что творчество – это превращение небытия в бытие через акт свободы [3, с. 133].

В наиболее общем понимании, свобода – это наличие у человека возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие выбора и его реализации равносильно несвободе. В некотором смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».

Большой интерес к проблеме свободы и несвободы проявил русский философ Н. Бердяев. Он говорил, что из необходимости рождается эволюция, а из свободы рождается творчество [4, с. 56].

В наиболее общем понимании, творчество есть процесс человеческой деятельности, направленной на создание качественно новых материальных и духовных ценностей, или итог создания субъективно нового. Важнейший критерий, отличающий творчество от изготовления производства – это уникальность его результата. Продукт творчества невозможно прямо вывести из исходных условий. Пожалуй, никто, кроме самого автора, не сможет получить точно такой же результат, если даже создать для него такую же исходную ситуацию [4, с. 15].

Л. С. Выготский говорил, что творчество доступно, оно оживляет познавательный процесс, активизирует и формирует личность. Но творчество, без творческой свободы – невозможно, следовательно, нужно развивать ее [6, с. 34].

Свобода творчества – это принцип, по которому человек может выбирать направление своей творческой деятельности, применять необходимые средства и художественные приемы, которые он посчитает подходящими для достижения своей творческой цели.

Из данного определения можно сделать вывод, что каждый человек сам ставит перед собой цели, сам выбирает средства и определяет последовательность своих действий. Тот результат, который он получит, в наибольшей степени определит особенности его личности. Можно сказать, что свобода, творчество, личность – в какой-то степени являются эквивалентными понятиями, так как самовыражение личности происходит в свободном творчестве.

Нидерландский философ Бенедикт Спиноза говорил, только Бог или природа могут обладать такой свободой, а человек лишь выбирает из того, что они ему предлагают [7, с. 227].

Ю. Б. Азаров считал, что суть творческой свободы в духовном освобождении человека [1, с. 187].

Педагог Е. Н. Шадриков, указывает, что способности раскрываются, прежде всего тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в формах ее реализации, свобода в выборе самой деятельности, и наконец, в возможности творчества [8, с. 65].

Проблема развития творческой свободы личности особенно актуальна для образовательной деятельности в области искусства. Здесь она является приоритетной, приобретая глубокий педагогический смысл, заключающийся в расширении художественного кругозора, усилении продуктивности фантазии, развитии эмоциональной сферы личности обучающегося, его воли к продуктивной деятельности, требующей, в свою очередь, настойчивости и изобретательности во взаимодействии с художественным материалом.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство развития личности. Она помогает полнее раскрыть способности человека, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать личности возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкально-ритмическая деятельность.

Поскольку основная цель применения музыкально-ритмических движений – это развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности для развития творческой свободы.

Музыкально-ритмическая деятельность определяется как вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения [5, с. 45].

Задачей музыкальной ритмической деятельности является выявление, раскрытие и развитие специальных (хореографических) способностей каждого воспитанника, развитие личности школьника, его творческой свободы.

В области развития творческой свободы музыкально-ритмические движения позволяют решать следующие задачи:

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

2. Развивать ритмичность движений под музыку.

3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.

Музыкально-ритмическая деятельность включает следующие виды: игры, пляски и упражнения, драматизацию, пантомиму, пластику и танец.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры.

Музыкально-ритмическая игра представляет собой активную деятельность, направленную на выполнение определенных музыкально-ритмических задач. [5, с. 77].

Пляски являются важным видом музыкально-ритмического движения. Они активизируют музыкальное восприятие ребенка, способствуют выработке четких красивых движений, развитию творческой активности.

Упражнения представляют собой многократное выполнение одного и того же движения в целях его лучшего освоения.

Драматизация предусматривает развитие сюжета, действия в рамках танцевальных композиций и спектаклей. Развитие действия происходит в мимических рассказах, в разнообразных пантомимах. Здесь раскрытие смысла поступков действующих лиц, характер персонажей передается через музыку и пластику человеческого тела [5, с. 80].

Пластическое интонирование – это движение человеческого тела, вызванное звучанием музыки и выражающие ее образ [5, с. 82].

Педагогическими условиями развития творческой свободы личности в процессе музыкально-ритмической деятельности являются:

– работа по трем направлениям: развития метроритмического чувства, овладение необходимыми движениями, развитие художественно-образного мышления;

– подбор репертуара, а также требованиям художественности, моторного характера, разнообразия стиля, тематики, жанров, характера, учета разнообразия движений;

– учет возрастных особенностей детей как в группе в среднем, так и индивидуальных.

Работа по развитию творческой свободы в рамках музыкально-ритмической деятельности так же предполагает:

Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений, работа над целостным восприятием музыкального произведения.

Работа над совершенствованием движений. Важно научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению таких заданий, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении новых вариантов.

3. Немаловажным условием развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности является создание эмоционального настроя детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмическая деятельность является воспитывающим процессом и помогает развитию многих сторон личности: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях, обеспечивающих развитие творческой свободы учащихся.

Список использованных источников

  1. Азаров, Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. – М. : Политиздат, 1989. – 335 с.
  2. Арютюнян, М. Ю. Учителя и ученики – два мира? : Кн. для учителей и родителей / М. Ю. Арютюнян, О. М. Здравомыслова, И. И. Шурыгина. – М. : Просвещение, 1992. – 160 с.
  3. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избранные труды / Н. А. Бердяев. – М. : Флинта, 1999. – 312 с.
  4. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. В 2-х т. Т. 1. Философия творчества, культуры и искусства. – М. : Искусство, 1994. – 103 с.
  5. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М., 1968. – 334 с.
  6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
  7. Спиноза, Б. Избранные произведения: В 2-х томах. / Б. Спиноза. Т. 1. – М. : Политиздат, 1957. – 407 с.
  8. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Формирование творческих способностей детей средствами музыкально-ритмических движений.

Одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики является развитие творческих способностей детей....

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Тема самообразования «Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - ритмической деятельности»

Одним из самых привлекательных видов деятельности для детей старшего  дошкольного возраста является движение под музыку.         На танцевальных занятиях д...

«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, н...