КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ . НОД. « ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС ».
методическая разработка по музыке на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

Конспект открытого мероприятия " Путешествие в осенний лес". Совместная деятельность родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knspekt_puteshestvie_v_osen._les.docx76.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НОД. « ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС ».

Цель:

Развивать взаимодействие родителей и детей  в совместном общении и выполнении определённых действий, получать радость от общения.

Задачи:

Образовательные задачи:

-обучать умению отвечать на вопросы;

-ориентироваться в пространстве групповой комнаты;

-учить концентрировать внимание, координировать движения.

Развивающие задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать целенаправленное внимание, память;

-развивать двигательную активность и основные движения;

-развивать игровые навыки и произвольное поведение;

- обогащать эмоциональный  опыт детей.

Воспитывающие задачи:

-воспитывать интерес к устному народному творчеству;

-воспитывать интерес к игровой деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая.

Методы проведения: показ, игра, совместная деятельность.

Оборудование и материалы: флешь плеер, корзинка, грибочки, листочки осенние, ёжик (игрушка), костюм зайчика.

Участники мероприятия: дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, приглашённый старший ребёнок.

Герои:

Девочка Машенька, заяц, ёж.

Предварительная работа с детьми: 

  1. Наблюдение на улице за изменениями , в природе. Осень – идёт дождик, дует ветер, падают листья.
  2. Сбор листьев, рассматривание листьев, сравнение по форме, величине, цвету.
  3. Рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику, коллективная работа с детьми « Осеннее дерево».

Предварительная работа с родителями:

  1. Оформление информационных стендов для родителей на осеннюю тематику.
  2. Выставка «Осенний букет», изготовление букетов детьми совместно с родителями дома.
  3.  Информирование родителей о предстоящем мероприятии, раздача печатного материала для разучивания и подготовки к  мероприятию.

Ход мероприятия:

Группа оформлена в соответствии с темой мероприятия. Дети и родители заходят в группу под музыку, входящих встречает девочка Машенька .

Упражнение « Зашагали ножки» .

Зашагали ножки: топ, топ, топ!

Прямо по дорожке: топ, топ, топ!

Ну – ка, веселее: топ, топ, топ!

Вот как мы умеем: топ, топ, топ!

Топают сапожки: топ, топ, топ!

Это наши ножки: топ, топ, топ!

         Машенька:

Оглянитесь, мы попали в осенний лес!

Ах, как красиво осенью! Посмотрите, какие красивые осенние листочки. Давайте потанцуем с листочками.

Вот вам листочки разные – зелёные, жёлтые, красные.

Вы ребята их возьмите в танце весело кружите!

А вы родители не зевайте и ребятам помогайте!

Танец с листочками.

В конце танца дети и родители кладут листочки на пол произвольно.

Машенька:

Вот какой у нас осенний листопад получился. А теперь отойдите немножко назад и полюбуйтесь на осенний ковёр.

Давайте ещё поиграем, соберём листочки.

Сколько листьев золотых, собери скорее их.

Игра « Собери  листочки»:

Машенька:

А теперь мы пойдём дальше по осеннему лесу.

Упражнение « Зашагали ножки» .

Появляется Ёжик с корзинкой грибов (второй воспитатель с игрушкой).

Ёжик:

Я ёжик колючий, такой не везучий!

Я в гости приду мне не рады.

Бояться колючек, уколются ручки.

Никто ни когда не погладит…

Дети гладят ёжика.

Машенька:

А давайте развеселим Ёжика и поиграем с ним.

Игра с ёжиком (ёжик раскидывает грибочки из корзинки, дети и родители их собирают).

Ёжик:

Ай да, молодцы! Как дружно поиграли!

Все грибочки мне собрали.

Дети прощаются с ёжиком и идут дальше по лесу..

Упражнение « Зашагали ножки».

Машенька:

Ой, мне кажется, что за тем кустом кто – то прячется. Кто это?

Дети находят зайчика.

Машенька:

Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик:

Я замёрз и промок, мне холодно!

Машенька:

А давайте пожалеем зайчика и поиграем с зайчиком в одну замечательную игру, которая поможет нашему зайчику согреться.

Игра : «Зайка серенький сидит».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Машенька:

Какие вы хорошие! Побывали в волшебном лесу, собрали осенние листья, встретили ёжика, помогли ему собрать грибочки, пожалели  зайчика. За такую доброту, я вас угощаю вкусным печеньем.

На этом наше путешествие по осеннему лесу закончено, мы возвращаемся в наш детский сад, пробовать угощение.

Упражнение « Зашагали ножки».

КОНСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ МАТЕРИ.

« ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ»

26.11.2015г. Группа № 2.  Ранний возраст.

. Организовали и провели: Иванова Н.С., Иванова Н.Г.

Время проведения: 20 мин.

Цель: Развивать взаимодействие родителей и детей  в совместном общении и выполнении определённых действий.

Задачи:

Образовательные задачи:

-обучать умению отвечать на вопросы;

-обучать умению рисовать фломастерами, красками;

-учить концентрировать внимание, координировать движения.

Развивающие задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать целенаправленное внимание память;

-развивать двигательную активность и основные движения;

-развивать игровые навыки и произвольное поведение.

-развивать умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты;

Воспитывающие задачи:

-воспитывать интерес к устному народному творчеству;

-воспитывать интерес к игровой деятельности.

Формы проведения:

- познавательно – игровая;

- продуктивная деятельность.

Методы проведения: 

показ, игра, совместная деятельность.

Оборудование и материалы:

 погремушки, кукла, заготовки открыток, фломастеры, краски, клеёнки, влажные салфетки.

Участники мероприятия:

 дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Предварительная работа с детьми:

  1. Игры с пальчиками.
  2. Игры с погремушками.
  3. Рисование фломастерами.
  4. Рисование красками.

Предварительная работа с родителями:

      1. Оформление уголка для родителей к празднику « День Матери».

      2. Информирование родителей о предстоящем мероприятии.

Ход мероприятия:

Группа оформлена в соответствии с темой мероприятия. Дети и родители заходят в группу под музыку, входящих встречает Ведущая мероприятия .

Ведущая:

Кто вас детки крепко любит.

Кто вас нежно приголубит.

Не смыкая ночью глаз.

Кто заботится о вас?  ( Мама).

Колыбельку кто качает.

Кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит.

Кто игрушки вам дарит?  ( Мама).

Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Да это же ваши мамочки!

Это очень хорошо! Сегодня мы покажем нашим мамам, как умеем танцевать, петь и играть.

Посмотрите, кто ещё к нам пришёл в гости (обращает внимание на большую куклу).

Это кукла Катя, она тоже хочет поздравить ваших мам. Посмотрите, что она нам принесла в корзиночке: погремушки – звонкие игрушки.

Давайте покажем нашим мамам, как мы умеем танцевать с погремушками.

Танец с погремушками. 

Ведущая:

Умницы!

А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

Пальчиковая игра « Этот пальчик».

Ведущая:

Молодцы! А теперь чтобы поздравить наших мам с их праздником, мы сделаем красивую открытку. А мамочки нам помогут.

Мамы с детьми походят к столам, где разложены заготовки открыток, фломастеры, краски  и подручными материалами. Мамы с детьми рассаживаются по местам.

Воспитатели показывают возможные варианты открыток, порядок действия при выполнении работы.

  Мамы вместе с детьми выполняют работу.

Ведущая по окончании работы:

Вот какие у нас красивые получились подарки для мам, какие молодцы наши дети и их мамы.

Наглядная информация для родителей.

«Адаптация ребёнка к детскому саду».

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

Задачи:

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут малышу пережить хотя бы малую радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка.

Второй тип адаптации - легкая. Ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, чувствует себя комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Дети с легкой адаптацией, как правило, болеют редко, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

Третий тип адаптации - средняя, когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

1. хороший аппетит;

2. спокойный сон;

3. охотное общение с другими детьми;

4. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям при тяжелой адаптации, можно отнести:

1. рвота;

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

4. неуправляемое поведение;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например) .

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность.

3. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

4. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Не следует в присутствии ребенка выказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

7. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

8. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

Адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

«Игры и игровые упражнения, облегчающие прохождение адаптации»

Период младенчества прекрасен и эмоционален для малыша, но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с детским садом. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

А для того, чтобы все процессы проходили нормально и были полезны для здоровья ребенка целесообразно в адаптационный период использовать различные игровые технологии, так как игра занимает ведущее место в жизни маленького человека. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками,   реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровые технологии играют основную роль в  работе воспитателя в адаптационный период.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.

Место и роль игровых технологий в образовательном  процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр.

Выделим наиболее важные функции игры.

1) Социокультурное  назначение игры.  Игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение  знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирования человека.

2) Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни.

3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат,  конкурентность  или достижение какой-либо цели.

4) Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по  игровым правилам и конкретная.

5) Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью: во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество) ;во-вторых, игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

6) Игротерапевтическая функция игры.  Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в обучении.

7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все дети усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль своих партнёров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

8) Развлекательная функция игры. Развлекательная  функция  связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости.

Сначала они (игровые технологии) используются как отдельные игровые моменты. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т. д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т. д.

Такие игры, как "Книжка – угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", “Игры с куклой” не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и подвижные игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

1. Сюжетно-ролевая игра.

В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести : «Дочки – матери», «Семья»

2. Подвижные игры.

Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

3. Дидактические игры.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».

4. Настольно-печатные игры.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», игры для закрепления цвета, формы, сенсорные игры.

5. Театрализованные игры.

Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей. Здесь используем небольшие по объему, понятные детям литературные произведения.

6. Пальчиковые игры.

Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

7. Игры с водой и песком.

Задача этих игр - обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей.

8. Игры со строительным материалом.

Задача этих игр — развитие творчества, фантазии, воображения, моторики.

Все эти игры мы использовали в своей работе в период адаптации детей к детскому саду. Целью нашей работы было помочь детям безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

А задачи перед собой мы ставили следующие:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

И как раз использование игр разной классификации, помогли детям раннего возраста легче пройти период адаптации к детскому саду. Кроме этого мы знакомили родителей с организацией воспитательно – образовательного процесса, и рассказывали им о важности использования разнообразных игр во время адаптации детей. Информацию мы помещали в родительский уголок в виде консультаций, например: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», «Игры пальчиковой гимнастики». Вывешивали фото - газеты, где были запечатлены дети в различных игровых ситуациях. Так же показывали различные слайды и проводились индивидуальные беседы.

Результат показал, что адаптация детей к условиям ДОУ прошла успешно: у 81% детей наблюдалась легкая степень адаптации и у 19% средняя степень адаптации. Так же и среди родителей наблюдалась повышенная активность в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей. (например родителям очень понравились игры с водой и песком, для этого они приобрели в группу столик для экспериментирования) .

Из всего этого можно сделать вывод, что игровые технологии несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, помогают успешно преодолеть адаптационный период.

«Закаливание детей раннего возраста»

Закаливание детей дошкольного возраста.

Закаливание — важный элемент здорового образа жизни человека в любом возрасте. Закаливание – это система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Закаливание – это обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для детей, так как имеет большое значение, для укрепления здоровья, улучшения работоспособности, самочувствия, настроения, бодрости. Но особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости, ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

• начинать закаливание в любом возрасте;

• закаливаться всей семьей;

• проводить закаливающие процедуры систематически;

• учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

увеличивать температуру воздействия закаливающего фактора постепенно;

• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а так же перегревания на солнце;

• закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем.

Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:

• воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;

• сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые фрамуги, форточки) ;

• поддержание оптимального температурного режима в помещении (температура +18. 20°С)

• ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;

• одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов.

Основными факторами закаливания являются

солнце, воздух и вода.

Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить устойчивость организма к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые простудные заболевания.

Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:

• мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;

• чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой;

• полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней.

К специальным закаливающим водным процедурам относятся:

«Холодный тазик»

Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребенка, стоящего в ванне. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы – 1 минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 минут. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 минуты в хорошем настроении ребенка, чем 5 минут с капризами.

«Холодное полотенце»

Если ребенку не нравится обливание холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой, рекомендуемая температура +12С. Попросите ребенка потопать ножками на нем в течение 1 минуты. Вытрите ребенку ноги, не растирая, а промокая полотенцем. Процедуру нужно проводить утром и на ночь.

«Контрастный душ»

Ребенок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в теплой воде. Затем скажите ребенку: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». Вы открываете холодную воду, ребенок подставляет воде свои пяточки и ладошки. Процедуру повторяют не менее 3-х раз. После укутайте ребенка в теплую простыню не вытирая, а, промокая воду, затем оденьте его для сна и положите в кровать.

«Солевое закаливания»

Метод доступен, прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям, а самое главное – обладает выраженным оздоровительным закаливающим эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Путь к здоровью не прост и не лёгок.

Мы его начинаем с пелёнок.

Пальчиковые игры для детей раннего возраста в период адаптации»

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребенку удовольствие и радость.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры. Придумывают новые.

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, способствует развитию кисти.

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее действие. Оказывают сильнейшее влияние на развитие речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В раннем возрасте игры с пальчиками должны быть индивидуальной игрой. На 3 году жизни ребенок должен уметь сгибать пальчики в кулачки, выполнять действия по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками, делать ушки (коза, «усики», «фонарики». Также можно показать ребенку следующую игру – сухой бассейн: наполнить емкость фасолью, горохом, бобами и т. д. детки, перебирая пальчиками, ищут игрушку («Киндер сюрприз») .

Приемы использования пальчиковых игр достаточно просты. Выполняя упражнение, сначала мы обсуждаем ее содержание, отрабатывая жесты, комбинации пальцев, движения. Постепенно от показа отказываемся, остается только словесные указания. Сначала все упражнения выполняем медленно, «слабым» детям воспитатель должен помогать.

Пальчиковые игры имеют ряд преимуществ перед другими «развивалками», например:

- Универсальность, т. е в них можно играть в любое время и в любом месте.

- Кратковременность, так как каждая игра длится не более 4-5 минут.

- Телесный контакт во время парных или групповых игр- очень активный, но безопасный.

- В процессе их проведения часто используют невербальное общение, язык жестов.

.

Главная цель пальчиковых игр- это развитие у детей:

Внимания

Воздействуют на умственное развитие ребенка

Развивают мелкую моторику рук

Формируют правильное звукопроизношение

Умение быстро и четко говорить

Совершенствуют память

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками мы должны одинакого заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между, а также между взрослым и ребенком.

Для игр с пальчиками можно использовать бумажные колпачки, рисовать на подушечках палцев глазки и ротик, можно связать персонажи. После выполнения таких игр замкнутые дети начинают раскрываться, адаптация детей проходит намного легче. Даже те, кто тяжело переносил разлуку с близкими, часто плакал забывают про слезы.

Речь ребенка тесно связана с движениями пальцев рук. Это можно наглядно увидеть при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, у которых более оживленные движения рук и пальцев, успешнее развиваются в речевом отношении. Раньше всего ребенок называет те предметы, которые трогает руками. Игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Задачу развития мелкой моторики успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковая гимнастика, упражнения с карандашами, мячами, кольцами, выполнение фигурок их пальцев, ориентировка в пространстве, работа с мелким материалом (счетные палочки) .

Что дает пальчиковая гимнастика для ребенка:

- развивает ребенку память, так как он учится запоминать последовательность движения рук и пальцев;

- развивает воображение и фантазию;

- умение подражать взрослому;

- выполняет упражнения, сопровождая их строчками стихотворения или песен;

- речь становится более четкая и ритмичная.

Такие игры очень нравятся детям, они подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

Консультации для родителей в период адаптации детей раннего возраста.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников) .

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия) ; активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик) ; либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

- сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

- индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) . Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

- Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляете ребенка в детском саду на час - два, потом до обеда или до тихого часа, затем, на целый день.

- Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2 месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.

- Во время периода адаптации, не следует наказывать малыша за его капризы, необходимо чаще обнимать ребёнка и говорить, как вы его любите. Забирая малыша из детского сада домой, не нужно сразу бросаться выполнять домашние дела. Следует побыть с ребёнком вдвоем, поиграть или почитать вместе.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с Родителями.

1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.

2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

4. Принесите в группу свою фотографию.

5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке) .

6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.

7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.

8. Устройте семейный праздник вечером.

9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.

10. Будьте терпеливы.

«Режим дня детей раннего возраста во время пребывания в группе и дома».

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов. Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует:

- своевременность приема пищи;

- своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

- соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице.

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы:

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста:

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно:

- детский сад,

- семья,

- преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным.  Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

      При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов  должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых  детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

     Организация проведения прогулки.  

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их  двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса. Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

      Процесс кормления — это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой) .

   Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

     Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

   

Организация непосредственной образовательной деятельности.

     Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

    Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут.  Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.

«Эмоциональное состояние ребёнка раннего возраста»

Комфортное психологическое состояние ребёнка определяет его поведение, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел, жизнерадостен, активно и охотно включается в детскую деятельность и общение, с удовольствием посещает детский сад. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его прав, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Чтобы малышам жилось комфортно в нашей группе, чтобы их эмоциональное состояние было благополучным, я создаю для этого все условия. Работа по эмоциональному благополучию ребёнка в группе начинается с подготовки его к поступлению в детский сад и благополучной адаптации. Провожу совместную работу с родителями по подготовке детей к поступлению в детский сад и их спокойной адаптации. С этой целью ещё задолго до прихода ребёнка в группу, провожу первое родительское собрание, где рассказываю об особенностях адаптации и обращаю внимание на факторы успешной адаптации. Предлагаю экскурс по группе, знакомлю с условиями жизни детей в группе. Рекомендую родителям формировать у ребёнка положительное отношение к предстоящему событию. Стараюсь посетить семьи своих будущих воспитанников, где ближе знакомлюсь с малышом, изучаю его индивидуальные особенности. С этой же целью предлагаю родителям посещать прогулки в детском саду, здесь же ребёнок приобретает первый опыт общения со сверстниками. В первые дни адаптации, окружаю малыша заботой, теплом, любовью. Присутствие мамы вместе с ребёнком в группе – залог успешной адаптации. Для того, чтобы детям нравилось в группе, было интересно и с удовольствием шли, я создаю все условия. Работаю над привлекательной предметно – развивающей среды, где учитываю все потребности малышей. Мини – двигательная среда – для развития биологических потребностях в движениях детей. Я стараюсь, чтобы дети двигались весь день: утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, физкультурные и музыкальные занятия, гимнастика пробуждения, пальчиковая и дыхательная гимнастика, физкультурные минутки. Движения приносят детям радость, улучшают их эмоциональное состояние, положительно влияет на физическое и психическое состояние.

Дидактический стол с различными предметами для сенсорного развития, конструирования, логического мышления и развития мелкой моторики руки. Конструированное панно для побуждения малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Жилая комната – уголок с игрушками, которые максимально приближают малышей к предметам в быту. Во время игры умело направляю действия детей, не нарушая детской инициативы. Поощряю самостоятельность, воспитываю доброжелательное и внимательное отношение друг к другу. В уголке «Ряжения» дети преображаются в различных животных и людей разных профессий, что способствует развитию у детей артистических способностей, фантазии и воображения. Игры в домике «Теремок» способствуют сближению детей между собой, это и уголок уединения, где ребёнок может побыть один, почать или поиграть. С целью укрепления здоровья ребёнка выполняю различные упражнения для формирования ЗОЖ. Дидактическое пособие «Весёлый зонтик» помогает правильно развивать дыхание малышей. Для профилактики простудных заболеваний провожу гимнастику с элементами массажа рук, стопы ног, ушных раковин. Провожу закаливающие процедуры: умывание прохладной водой, воздушные ванны. Для профилактики плоскостопия, прямохождения провожу различные упражнения – босохождение по массажному коврику, катание скалки, хождение на пяточках, носочках и др.

Для улучшения эмоционального настроения детей провожу различные игры на повышение эмоционального состояния и снятия напряжённости у детей – «Мы захлопали в ладошки», «Давай порадуемся». Прослушивание детских песенок положительно влияет на настроение детей. Успокаивает малышей наблюдение за водой, слушания журчания ручейка. Улучшает эмоциональное состояние детей метод «песочная терапия» - прекрасная среда для установления положительного контакта детей друг с другом. Учу детей правильному поведению в различных ситуациях. Учитывая индивидуальное развитие детей, показываю правильные приёмы во время кормления, одевания, при привитии навыков личной гигиены и самостоятельности, а также во время игр. Я исключаю в общения с детьми все факторы негативного поведения – всё то, что обижает, унижает, лишает инициативу и подавляет волю. Стремлюсь, чтобы в группе была атмосфера спокойствия, открытости, добра. Ласково обращаюсь с ребёнком, лёгкое прикосновение, подбадривание – словом всё то, что вызывает желание действовать, играть, общаться. В группе создаю атмосферу доброжелательности, спокойствия, уважения друг к другу, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, не был зажат, мог спокойно проявлять свои интересы и желания. Провожу большую работу с родителями по эмоциональному благополучию детей. Ещё на стадии адаптации детей, советую родителям учитывать состояние ребёнка и соблюдать щадящий режим дома, рекомендую больше общаться, любить своих малышей. Привлекаю родителей к делам группы для улучшения условий жизни детей

«Особенности роста и развития детей раннего возраста»

Основной особенностью периода раннего детства является интенсивный темп развития.

В этот период интенсивно увеличиваются рост и масса ребенка, происходит быстрое развитие всех функций организма. Быстро развивается высшая нервная деятельность. В первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Быстрым темпом развиваются разнообразные движения, эмоции, сенсорные процессы и все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими взрослыми и детьми, средством развития мышления, познания. В течение первых лет жизни совершенствуется понимание речи, собственная активная речь, где начинает формироваться вербальный интеллект.

Уже на первом году жизни происходит закладка основных черт характера и элементарных нравственных качеств личности.

В периоде становления характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание на этом этапе развития, не происходит.

Характерной особенностью периода раннего возраста является высокая пластичность всего организма, большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния.

Дети легко заболевают, у них часто нарушается эмоциональное состояние, легко изменяется состояние возбудимости нервной системы, они легко утомляются. В то же время любое систематическое воздействие оказывает влияние на ход развития, дети легко обучаются, быстро формируются положительные навыки.

У детей богаты потенциалы развития.

Здоровый ребенок рождается с богатым природным фондом, велики возможности его развития. С помощью специально направленных воздействий ребенок может достичь очень высокого уровня развития.

Процесс развития скачкообразен и неравномерен.

Темп и развитие разностороннего развития в различные периоды жизни ребенка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, которые имеют наибольшее значение для данного возраста и обеспечивается переход на новый этап.

Раннее развитие эмоциональной сферы ребенка

и зависимость реакции детей от характера из эмоционального состояния. Преобладает эмоциональная активация, закладывается эмоциональная основа личности: дети по-разному реагируют на все, у них формируется различное отношение к окружающему – одно им нравится, вызывает улыбку, радость, на другое они сердятся, плачут. В поведении ребенка можно видеть радость, гнев, страх, смущение, удовлетворение, застенчивость, обида и др.

Ребенок рождается с сенсомоторной потребностью,

т. е. с потребностью получать различные (зрительные, слуховые, тактильные и др.) раздражения и с потребностью в разнообразной двигательной активности. Эта активность ребенка способствует быстрому сенсорному и интеллектуальному развитию. Ребенок проявляет ярко выраженную ориентировочную реакцию на все новое, которая в дальнейшем превращается в специальную ориентировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное наблюдение, желание узнать «что это? », «почему? », «как? ».

Очень сильна у маленького ребенка потребность в общении с взрослыми.

Очень большое значение этой потребности для его психического развития и эмоционального состояния. Общение со взрослым, предметная совместная деятельность существенно ускоряет познавательное развитие ребенка, развивает личность. Ведущий вид общения – ситуативно-деловой.

Таким образом, первые три года жизни являются периодом быстрого становления и развития всех особенностей, свойственных человеку. Этому способствует: самостоятельность в передвижении, появление произвольных движений, развитие речевого общения, формирование деятельности с предметами. А также создаются предпосылки для развития личности, зарождения самооценки. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная. Преобладает наглядно-образное мышление.

Развитие ребенка зависит от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

.1 Характеристика возрастных возможностей детей

Направление развития Возраст

Характеристика возрастных возможностей детей

Физическое развитие 1 – 2 года Темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность, увеличивается период активного бодрствования ребенка. Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга; отмечается тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды.

Своеобразие психофизического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей строится преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазание, прыжки с места.

Детям второго и третьего года жизни свойственна частая смена движений и поз – до 550-1000раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых групп мышц, поэтому дети не устают. В этом возрасте не отмечается существенных различий двигательной активности мальчиков и девочек.

Социально-личностное развитие 1 – 2 года В период от года до двух лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенка начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения, которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении с взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними.

В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для маленького ребенка самое сложное - отрыв от матери и замена ее другим, незнакомым взрослым, потому что происходит «ломка» привычного ему образа жизни. Это вызывает у многих детей негативные эмоции. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят в течении3-6 недель, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше. У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок – взрослый» дополняются отношениями «ребенок – сверстник». На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в тоже время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги. Дети раннего возраста большую часть времени проводят в одиночных играх, играх рядом. Детские игровые объединения - диады (по двое, возникающие по их инициативе, неустойчивы. К концу первого года жизни ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего пространства. В результате предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы на третьем году жизни возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделением ребенком своего действия от предмета, за которым раннее оно было жестоко закреплено. У детей порой возникают желания, не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребенок относится как к своим: «Я играю», «Я ем». Происходит переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «Я». Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Ребенок по внешним признакам начинает различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик! », «Я – девочка! ». К трем годам возникает «система Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя («Я Саша», представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признании («Я хороший») и самостоятельности («Я сам») .

Познавательно - речевое развитие 1 – 2 года Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, сочленять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие.

Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Развитие восприятия детей этого возраста связано с практическими действиями; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. К 1году 9меяцам у ребенка формируется зрительное восприятие, и он может оценивать отношения между предметами (статичных и динамичных). Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание. Что создает для ребенка зону его дальнейшего развития. Ребенок усваивает слова - названия для обозначения величины, формы, цвета. В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей (например, достает закатившийся мяч палкой). На основе опыта практических действий с предметами, общения с взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.

Художественно-эстетическое развитие 1 – 2 года. В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. С раннего детства ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; знакомится с формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера. У большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных и музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. Отличительная особенность художественной деятельности – ее синкретичность и импровизационность: в своих свободных творческих построениях дети легко объединяют различные виды искусства. Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом. Ребенок перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. У детей от полутора до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение. До изобразительным период очень важен для развития изобразительной деятельности. От манипуляций карандашом, комком пластилина ребенок постепенно переходит к изображению простейших предметов и явлений. У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап – узнавание. Изображенный в лепке, рисунке предмет имеет некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, «что это», ребенку становится интересным результат. У ребенка нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры. Постепенно ребенок переходит от непроизвольных действий к произвольным, стремясь еще и еще увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке. Узнаваемость получаемых в рисунке, лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были раннее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом явлением.

«Ребёнок и его темперамент».

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид деятельности, реакцию на окружающую жизнь. Зная эти особенности, родители и педагоги смогут лучше понять ребенка, найти к нему индивидуальный подход.

Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент- тип высшей нервной деятельности человека. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия.

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все, потому что у каждого малыша свой темперамент - врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.

Темперамент - базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И. П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств три:

- сила, т. е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

- уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;

- подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Комбинация этих свойств и определяет различные типы темперамента:

- холерик обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;

-сангвиник характеризуется сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;

-флегматик имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;

-меланхолик отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов. Остановимся подробнее на основных свойствах темпераментов детей.

Учеными доказано, что от темперамента зависят:

- скорость возникновения психических процессов (например, восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.) ;

- пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

- темп и ритм деятельности;

- интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли) ;

- направленность психической деятельности на определенные объекты.

Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение.

Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент - больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого мероприятия на городской семинар по непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Зимушка-зима"

Знакомство детей с историческим наследием и культурой России (история о мужской и женской одежде); приобщение к духовной культуре на основе использования фольклора (загадки, пословицы, поговорки); вос...

Конспект проведения открытого мероприятия совместно с родителями на тему: Мой Любимый город Санкт-Петербург" в средней группе.

Цель:совершенствовать знания о любимом городе, о его достопримичательностях.            Формирования словаря, нравствинного  и эстетического воспитания.  ...

Конспект проведения открытого мероприятия с детьми старшей группы из серии здоровье по теме «питание, витамины»

Конспект проведения занятия с детьми 5-6 лет (старшей группы детского сада) с использованием технологий:ЗОЖ, мнемотехника, развивающих игр, игрового проблемного обучения....

Конспект проведения открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Вторая мировая война закончилась 70 лет назад. Все меньше и меньше ветеранов собирается каждый год на свой самый значимый праздник, все меньше остается очевидцев тех страшных событий. И как здорово, е...

Конспект проведения открытого мероприятия в подготовительной группе "Ярмарка золотая хохлома"

Конспект проведения открытого мероприятия в подготовительной группе "Ярмарка золотая хохлома"...

Конспект проведения открытого мероприятия «Экологический праздник»

Музыкальный праздник - развлечение , который поможет раскрыть в детях творческий потенциал, желание проявлять инициативу, восстановить открытость к окружающему миру, сформировать экологически правильн...

Конспект проведения открытого мероприятия по здоровьесбережению с детьми подготовительной к школе группы «Зимняя прогулка»

Цель.-Упражнять детей в ходьбе разного вида, в прыжках;-продолжать учить детей короткому вдоху и длительному выдоху при выполнении общеразвивающих упражнений;-продолжать укреплять артикуляционны...