педагогический проект "Музыкальное экспериментирование: голос, звук, движение"
проект по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Цвелодуб Татьяна Игоревна

Проект выполнялся совместно с воспитателями 1-ой младшей, 2-ых младших, средней, старшей и подготовительных групп для детей этих групп.

Экспериментирование относится к образовательной области познавательного развития дошкольников, поэтому интересна детям всех возрастных групп детского сада. Любознательность достигает своего апогея, недаром возраст 4-6 лет считается психологами возрастом «почемучек».

Музыкальное экспериментирование для ребят нашего детского сада не проводилось ранее, мы остановимся на работе со звуком, голосом и движением. В результате мы рассчитываем на более бережное отношение к музыкальным инструментам, к своему голосу и голосам окружающих; на более раскрепощённую двигательную активность детей через импровизацию в танцах и музыкальную театрализацию; на создание авторских шумовых инструментов. Поэтому важно грамотное подключение родителей к музыкальному экспериментированию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Голосовая сказка «ЛЯГУШКА КВАКУШКА»

(для детей младших и средней групп)

      Упражнение проводится на «штро-басе» по фонопедическому (доречевому) методу  развития голоса новосибирского фониатора В.В. Емельянова.

      Жила-была Лягушка квакушка и квакала она вот так: «Ква-ква-ква» (на штро-басе!). Родился у неё маленький лягушонок.

   D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210109.JPGD:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210110.JPG

    Стала Лягушка искать ему еду повкуснее. А тут как раз мимо летел Комарик (изображаем летящего Комара пальчиком) и пищал: «Пи-и-и-и». Сел комарик на правую руку (садимся пальчиком на противоположную ручку). Притаилась Лягушка и как прыгнет на руку, сказав при этом: «Ква!», хорошо открыв свою пасть, чтобы Комарик точно к ней попался! Поймала она Комара и принесла своему детёнышу. Малыш отведал Комарика, поблагодарил свою маму и попросил её ещё что-нибудь вкусненькое принести. Поскакала мама на поиски ещё добычи. Встретилась ей Муха, которая злилась: «З-З-З-З-З», присела Муха на левую коленку. Лягушка подкралась, открыла широко пасть и «Ква!», поймала Муху. Принесла она её своему лягушонку, с удовольствием съел её лягушонок, сказал маме «Спасибо!» и попросил добавки. Поскакала мама Лягушка в 3-ий раз, оставив малыша её дожидаться. И услышала она, как жужжит Пчела. Присела Пчела на левый локоток, а Лягушка, притаившись, хвать её своей широкой пастью. Донесла она свою жужжащую добычу сыночку, накормила его досыта. Наелся, наконец, малыш, поквакал довольный (более высоким голоском) и лёг спокойный спать.

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210101.JPG                                                                D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210102.JPG

Музыкальная игра

«ВНОВЬ СОЛНЫШКО СМЕЁТСЯ»

(для детей младших и средней групп)

      Дети встают в круг, выбираются герои – Солнышко, Король, 2 дочки, герой с цветами в кармашке, – которые встают в середину круга. Дети поют по куплету, закончив каждый из них, дети замирают в любой позе, а герой данного куплета ходит между детьми и наблюдает, кто не замер. Тот, кто отмирает, садится на скамеечку.

1.Вновь Солнышко смеётся,

Под крышей зяблик вьётся.

Прыгай, прыгай и замри!

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210107.JPG

2.Король послал 2-х дочек

За хворостом в лесочек.

Прыгай, прыгай и замри!

3.Цветут в моём кармашке

Гвоздики и ромашки.

Прыгай, прыгай и замри!

Игра «ДУДАРЬ» для детей всех возрастных групп

(по мотивам народной игры)

Выбирается Дударь – олицетворение болезней и невзгод, на которого одевается колпак или другой отличительный атрибут. Дударь становится в круг, остальные участники водят вокруг него хоровод, пропевая следующие слова:

- Дударь, Дударь, Дударище,

Старый, старый старичище.

Его под колоду,

Его под гнилую,

Его под старую.

Дударь, Дударь, что болит?

Дударь называет любую часть тела.

- У кого?

- У соседа моего!

Дударь становится к любому участнику, берётся за эту часть его тела + за часть тела другого участника с другой стороны хоровода. Каждый делает то же самое, гладя «больную» часть тела своих соседей, излечивая её от хвори.

- Дударь, Дударь, ты здоров?

- Я здоров!

Далее в круг становится тот «сосед», которого он выбрал. Так можно «вылечить» нескольких участников, содействуя их выздоровлению.                         D:\Desktop\ТИЦ\ФОТО\МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО\КУРС ПО МУЗТЕРАПИИ\8 занятие\P1190412.JPG

Голосовые упражнения

«ДРАКОНЧИК» и «ЗМЕЯ»

(для детей всех возрастных групп)

       По фонопедическому доречевому методу В.В. Емельянова «прорисовываем» голосом хвост (низко), 4 лапы, спинку, шею и ма-а-ленькую (в высоком головном регистре) головку Дракончику и вниз – с головки «проходим» до хвоста.

D:\Desktop\ТИЦ\ФОТО\МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО\КУРС ПО МУЗТЕРАПИИ\Фото от Подопригора\Музыкотерапия (декабрь)\IMG_20161215_172635.jpg

На несколько секунд мы становимся «злой» змеёй, которая «шипит: Ш-Ш-Ш», я «забираю» всю злость руками и растворяю её в мажорном арпеджио на фортепиано, все «змеи добреют!» и «свистят: С-С-С» уже на улыбочке.

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210098.JPG

Песня-игра «КУКУШКА» для детей младших и средней групп (по мотивам народной песни)

Выбираются главные герои – Кукушечка и Медведь, которым одеваются шапочки-ободочки. Все остальные дети – другие звери. Кукушечка машет крыльями, когда поёт свою вокальную партию, Медведь сидит или лежит в «берлоге» и ворчит «толстым» голосом. Звери поют «слова автора», можно и всю песенку:

1.Зовёт зверей Кукушка:

«Довольно, сони, спать!

Весна пришла к нам в гости!

Давно пора вставать!

Ку-ку! Ку-ку!» – торопится она.

«Ку-ку! Ку-ку! Пришла уже весна!»

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\7 2-ая МЛ.ГР\P1210157.JPG

2.Обиженно в берлоге

Ворчит старик-Медведь:

«Кукушечка, молчи-ка,

Дай сон мне досмотреть!»

«Ку-ку! Ку-ку!», «Мешаешь старику!»

«Ку-ку! Ку-ку!», «Поспать бы на боку!»

После этого дети «мирят» Кукушечку и Медведя, убеждая его в том, что уже пора вылезти из берлоги, приглашают его поиграть в какую-нибудь другую игру.

Танцевальная импровизация

«С ВЕРБАМИ» перед Вербным воскресеньем

(для детей средней, старшей и подготовительной групп)

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\13 СР.ГР\P1210205.JPG

     Под авторскую песню Валерия Марченко «Помiж вербами» дети сидят на корточках с вербами в руках, «спят» на вступлении. Начиная со слов 1-го куплета песни вербы «оживают», раскачиваясь. На припеве собираемся в круг, сужаем, расширяем, нежно соприкасаясь вербами:

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\13 СР.ГР\P1210206.JPG

      На 2-ом куплете идём по кругу, раскачивая вербами из стороны в сторону.

     На 3-ем куплете я позволяю делать своё любое движение (импровизация). В конце песни (кода) замираем, «засыпаем» обратно со своими вербами.

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\13 СР.ГР\P1210221.JPG

Танцевальная импровизация

«ЁЖИКИ» (для детей всех групп)

    Вначале проводится разминка – дыхательное упражнение «Ёжик» или «Пыхтелка»: 5 раз нужно «пыхтеть» прессом: «Пых-пых-пых-пых-пых…», на 5-ый раз выдыхаем остатки...

    Слушаем эстрадную детскую песню «Разноцветная семья» с детьми. После беседы выясняем, какой способ нашёл папа Ёж вместе с Филином-мудрецом, чтобы различать одинаковых ёжиков – покрасить ежат в разный цвет.

I:\DCIM\121_PANA\P1210686.JPG

   Далее мы двигаемся, как ежата в «клубочках». Ежата умеют не только ходить, бегать, танцевать импровизацию под эстрадную подвижную музыку, но и внимательно слушать звучащую красивую классическую музыку.

ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

(для детей всех возрастных групп)

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\МУЗ.ИНСТР-ТЫ\P1200505.JPG старшая группа №11 «Звёздочки»;

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\МУЗ.ИНСТР-ТЫ\P1200723.JPGсредняя группа №13 «Капитошки»;

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\МУЗ.ИНСТР-ТЫ\P1200757.JPG 1-ая младшая группа «Крепыши»;

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\МУЗ.ИНСТР-ТЫ\P1210791.JPG 2-ая младшая группа «Бусинки».

«КАК СОЗДАТЬ СВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ?»

(для детей старшей и подготовительной групп)

    Прежде чем дети с родителями и воспитателями примутся за создание авторского маракаса или колокольчика, я провожу вместе с детьми такого рода эксперименты:       D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\11 СТ.ГР\P1200942.JPG

1.)рассматриваем сыпучие крупы (в данном случае это рис, горох, пшеница и корм для попугаев) и прислушиваемся, как они «звучат» в стеклянных баночках, пластиковых бутылочках, кружках и т.д. Делаем наблюдения, что меняется в зависимости от выбранной ёмкости и количества насыпанного – когда звук глуше, звонче, переливистее: D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\11 СТ.ГР\P1200946.JPG   D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\11 СТ.ГР\P1200966.JPG;

2.) переливаем воду различными предметами и утварью, слушаем звучание струек воды: D:\Desktop\ТИЦ\ФОТО\МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО\КУРС ПО МУЗТЕРАПИИ\4 занятие\P1180316.JPG;

3.) прислушиваемся к звону стеклянной посуды: D:\Desktop\ТИЦ\ФОТО\МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО\КУРС ПО МУЗТЕРАПИИ\Фото от Подопригора\Музыкотерапия (ноябрь)\IMG_20161129_173030.jpg;

4.) угадываем голоса животных: D:\Desktop\ТИЦ\ФОТО\МУЗЫКА И ТВОРЧЕСТВО\КУРС ПО МУЗТЕРАПИИ\Фото от Подопригора\Музыкотерапия (декабрь)\IMG_20161208_173400.jpg

Игра-разминка «МУРАВЬИШКИ»

(полезна для детей и взрослых всех возрастных категорий)

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210078.JPG

      «Муравьишки»  – это все 10 наших пальчиков на руках, которые бегают по всему нашему телу, начиная с пальцев ног, туловища, рук, плеч, шеи и заканчивая головой (пробегая и по волосикам, лбу, щекам, ушам).  Далее «остаются» по 2 муравьишки на каждой руке, чтобы поразмять ушки (массаж мочек).

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210082.JPG

Потом 2 муравья на любой руке – для разминки носа, D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210083.JPGа позже по 1-ому муравью с каждой руки – чтобы «причесать» бровки. D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210084.JPGДалее «муравьи» отправляются к себе «муравейник» (на колени) для прослушивания музыкального произведения.

Песня-игра «ЧАСИКИ»

(для детей всех возрастных групп)

   Исполняется песенка-разминка с показом:

Бьют часы на башне (длительности четвертные): Бим-Бом, Бим-Бом (наклоны сидя),

А стенные поживее (восьмые): Тик-Так, Тик-Так (головой качаем).

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210091.JPG

А ручные всё спешат (шестнадцатые): Ти-ки-та-ки, Ти-ки-та-ки (тикаем по руке),

 БУХ! Часы сломались, все «запчасти» повалились на пол.

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210093.JPG

      Нужно срочно собрать всё с пола, починить, подчистить, закрутить, завести, стёклышко протереть и послушать, как тикают отремонтированные часики:

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210095.JPG

«РАЗМИНКА для ЯЗЫЧКА и ГУБ»

(для всех возрастных групп)

D:\Desktop\ТИЦ\ПРОЕКТЫ\МУЗ.ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ\10 2-ая МЛ.ГР\P1210087.JPG

  1. «Потягушки» язычком» – тянем язычок до носика, затем до подбородка.
  2. «Чистим зубки» — рот открыт, тщательно чистим языком вначале каждый зубчик сверху с наружной и с внутренней сторон, затем снизу; потом проводим язычком сплошным движением по кругу сверху вниз и наоборот.
  3. «Кусачка» — вытаскиваем язычок наружу-внутрь постепенно, покусывая его передними зубами.
  4.  «Жевачка» — жуём язык то на одной стороне, то на другой.
  5. «Чупа-чупс»—  рот закрыт, напряжённым языком упираемся то в одну, то в другую щеку.
  6. «Часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком узкого языка попеременно тянемся к уголкам рта.
  7. «Качели» — рот открыт, напряженным языком тянемся то вперёд, то обратно внутрь рта, при этом не сбросив «пассажира».
  8. «Ящерица» — ротик закрыт, узкий язык сильно выдвигаем вперёд и резко убираем в глубь рта, закрыв и рот.

9. «Горка»  — рот открыт, кончик языка упираем в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатываем» вперёд и убираем в глубь рта.

10. «Лошадка» – язык прирос к нёбу, щелкаем языком. Цокаем  медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Цокаем быстро.

11. «Болтушка» рот раскрыт, язык «болтает» очень быстро, прикасаясь к губам.  

12. «Миньоны»  – говорим «Ми-Мо» поочерёдно вытягивая губы в улыбке и складывая их в трубочку.

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад  общеразвивающего  вида с приоритетным  осуществлением  деятельности  по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

КАРТОТЕКА АВТОРСКИХ ГОЛОСОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР, СКАЗОК, ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ

РАЗРАБОТАЛА:

Цвелодуб Т.И.

музыкальный руководитель I кв. кат.

Бердск-2017 года

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение «Детский  сад  общеразвивающего  вида с приоритетным  осуществлением  деятельности  по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

КАРТОТЕКА АВТОРСКИХ ГОЛОСОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ИГР, СКАЗОК, ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ

РАЗРАБОТАЛА:

Цвелодуб Т.И.

музыкальный руководитель I кв. кат.

Бердск-2017 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Экспериментирование со звуком"

Эксперименты со звуками в старшем дошкольном возрасте. Позволяет ребёнку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, вызывает у ребенка интерес к окружающему ...

Педагогический проект по правилам дорожного движения " Правила дорожного движения достойны уважения"

Цель: организация активного досуга старших дошкольников.Задачи: 1. Закрепить знания правил дорожного движения, дорожных знаков.2. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания дет...

Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме «От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Задачи интегрированного занятия в средней группе "Экспериментирование и развитие речи": Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об озране органов речи.Познак...

Конспекты ООД с использованием игрового экспериментирования со звуком в подготовительной группе "Звуки природы" по художественно - эстетическому развитию, музыкальная деятельность.

Конспекты ООД с использованием игрового экспериментирования со звуком в подготовительной группе "Звуки природы" по художественно - эстетическому развитию, музыкальная деятельность....

Мастер – класс для педагогов «Экспериментирование со звуком - "Чудеса звука"

Мастер-класс направлен на активизацию знаний педагогов о технологии экспериментирования со звуком....

Выступление на педагогическом совете на тему "Экспериментирование со звуками"

В данном выступление представлена инфографика и мастер-класс для педагогов, как можно экспериментировать со звуками с детьми....