РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по музыке (средняя, старшая группа) на тему

Дзюба Любовь Михайловна

Эти игры хорошо подходят для "разогрева " голосовых связок перед вокалом. Деткам очень нравится изображать различные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyanov_muzyka.docx39.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ

(В.В. Емельянов)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

ГОЛОСООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ

  1. У  О  А  Э  Ы – заглавные буквы6 грудной (нефальцетный режим) работы гортани (регистр), низкий речевой голос, «толстый голос».
  2. у  о  а  э  ы – строчные буквы, фальцетный режим работы гортани (регистр), высокий голос, «тонкий голос».
  3. ххх – шумовой режим работы гортани (штро-бас-регистр), шорох, рокот, скрип, урчание. Вибрант голосовых складок шумового характера без фиксированной высотности.
  4. п – момент срабатывания межрегистрового порогового эффекта (регистрового порога). «п»м – «порог»,резкий переход голосового аппарата из одного режима работы гортани в другой, сопровождающийся характерным звуком «перелома» голоса.
  5. Восходящая интонация – вопрос.
  6. Нисходящая интонация – ответ.
  7. h – шипение горлом (пропускание воздуха через гортань с плотно сомкнутыми, но не звучащими складками, т.е. через заднюю комиссуру – шепотный треугольник). Пение гласного звука «а» шепотом.
  8. [А] – пауза (молчание) с максимально открытым ртом (см. последние задания артикуляционной гимнастики).
  9. (У) (у) – гласный «у» (грудной или фальцетный) с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые, вытянутые трубочкой губы при разомкнутых боковых зубах.
  10.  (Р) (р) – губной вибрант- имитация звука «р»вибрацией губ одновременно со звуком голоса в грудном или фальцетном режиме.
  11.  (Г) (г) – согласный звук «г», придыхательный (украинский) в грудном или фальцетном режиме.
  12.  ƞ - заднеязычный носовой сонант («н» носовой).
  13.  [хр] – вибрант мягкого неба на вдохе (храпение). 
  14.  [А] – бесшумный вдох с максимально открытым ртом.

 

I цикл

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Провести языком между губами изубами, как бы очищая зубы.
  5. «Проткнуть» попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
  6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, разные лошадки по разному цокают копытами. Большие лошадки цокают медленно инизко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко).
  7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
  11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
  12. Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
  13. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев так же.
  14. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы, как гантели. Повторить это движение попеременно правой и лево стороной лица.
  15. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  16. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
  17. Поставить пальцы на челюстно-височные сочленения и помассировать их, открывая рот.
  18. Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза, сделать 4 движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах.

II цикл

РАЗВИВАЮЩИЕ ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ

  1. Ш[А] Ш[А] Ш [А] Ш[А] и т.д. в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж. упражнение произносится при растопыренном положении пальцев, ладоней на уровне лица с последующим активным ударением первого и третьего пальцев обеих рук. перед согласными В. З, Ж, которые могут быть протяжными, выполняется упражнение на освоение инспираторной фонации: звук на вдохе.

Игра: Винни Пух и Пятачок в гостях у Карлсона. Винни Пух – большой: звук на выдохе низким голосом. Пятачок – маленький и в гостях не ел, потому что Винни Пух завязал ему рот салфеткой: звук на вдохе и выдохе – фальцетным режимом (тоненьким голоском). Звучание В, З, Ж прекращать бесшумным вдохом.

  1. «Страшная сказка» – это название указывает на эмоционально-образную характеристику упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в грудном режиме («толстый голос»). Челюсти во время этого упражнения разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя ненапряженную комиссуру.

Абстрактный вариант

Конкретный вариант

У

У – О

У – О – А

У – О – А – Э

У – О – А – Э – Ы

Ы

Ы – Э

Ы – Э – А

Ы – Э – А – О

Ы – Э – А – О – У

 

СЛУШАЙ…

СЛУШАЙ ШОРОХ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ…

ГУЛКО ГОНИТ ГАЛОК ВЕТЕР ВЫШЕ…

ДЫШИТ…

ДЫШИТ ЛЕСА…

ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ…

ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ…

ДЫШИТ ЛЕСА ЧАЩИ ШОРОХ СЛУШАЙ…

ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО …

  1. «Вопросы – ответы». На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – «толстого голоса» и «тонкого голоса», соответственно грудного и фальцетного режимов. Исходное положение такое же – рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щек, протыкая их.

Абстрактный вариант

                          у?       у                                      о?       о                                            

       

                         У                      У                   У                      У

           а?        о                            э?       а                          ы?       э

                                                                                                                                                               

    О                         А           А                        Э          Э                       Ы  

Конкретный вариант

                                                                                                                             

                                                -ОС                                                       -ОСТ                

                                                                                                                     

 У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПР-              ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-      

                                               -ТЫ                                                          - ТЫ

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСО-            ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУС-    

  1. Вибрант гортани (штро-бас-регистр)

Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

хххКРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК – хххОН НЕ НИЗОК НЕ ВЫСОК…

хххРОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ…хххПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ.

  1. «Бронтозаврик»: в этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «фальцетный режим – грудной режим – штро-бас»с постепенным понижением интонации и силы тона. Устанавливается взаимосвязь объемно-пространственных представлений с высотой и силой тона.

Абстрактный вариант

у!                    у!                         у!                             у!                          у!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

        У                     УО                    УОА                 УОАЭ                УОАЭЫ

ы!                     ы!                          ы!                        ы!                       ы!

 

       Ы                        ЫЭ                    ЫЭА                ЫЭАО             ЫЭАОУ

Конкретный вариант

кто    

там ходит по болоту? ххх

но        

                                   

- ги как у бегемота ххх

го

- лова на длинной шее ххх

хвост

за ним еще длиннее ххх

  1. «Канючим»

Абстрактный вариант

                                                        у!

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ

                                                         ы?

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

Конкретный вариант

В стихотворении возникновение фиксированной звуковысотности и грудного режима на двух последних слогах строчек.

Ходит, ходит попроШАЙКА, просит, просит попроШАЙКА.

х     х   х    х   х    х                   х     х     х     х   х    х

Дайте, дайте попроШАЙКЕ все, что просит попроШАЙКА!

х    х     х    х   х    х                   х     х     х     х  х    х

  1.  «Бегемот»

В этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого неба и пытаются издавать его на вдохе и выдохе (храп), в грудном и фальцетном режимах.

Сладко спит в своей постели бегемот, − [ХР] − [ХР]

Видит он во сне морковку и компот. − [ХР] − [ХР]

Спит он, широко разинув рот, − [ХР] − [ХР]

И во сне он громким голосом поет. − [ХР] − [ХР]

  1.  «Губной вибрант»

(Р) НА МАШИНЕ ЕДЕМ К МАМЕ. (Р)

(Р) − МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ. (Р)

(Р) − ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ. (Р)

(Р) − ВСЕ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ. (Р)

(р) − ты, моя машина, не рычи. (р)  

(р) − ты, моя машина, не урчи. (р)  

(р) − ты, моя машина, не фырчи. (р)  

(р) − ты, моя машина, не ворчи. (р)  

  1. «Выдувание»

В этом упражнении дети учатся получать звук голоса в грудном и фальцетном режимах вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку).

(У) ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР, без паузы (У)

(У) − ПЕСНЬ ПОЕТ СВОЮ: (У)

(У) − «ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ, ДЕТИ (У)

(У) − ПЕСЕНКУ МОЮ». (У)

(у) − вейся, вейся, ветерок, − (у)

(у) − вейся, вейся, озорной, −  (у)

(у) − ты нам расскажи стишок, − (у)

(у) − песню нежную пропой. − (у)

  1.  «Сонорные согласные» (матрица вариантов псевдослов)

Абстрактный вариант

ххх У-МУ-МУ у-му-му у-мо-мо у-ма-ма у-мэ-мэ у-мы-мы

ххх У-МУ-МУ у-лу-лу у-ло-ло у-ла-ла у-лэ-лэ у-лы-лы

ххх У-МУ-МУ у-ну-ну у-но-но у-на-на у-нэ-нэ у-ны-ны

ххх У-МУ-МУ у-ру-ру у-ро-ро у-ра-ра у-рэ-рэ у-ры-ры

Конкретный вариант

ххх У-МУ-МУ – МЫЧИТ КОРОВА,

(У)-МУ-МУ – ЗОВЕТ КОГО-ТО,

(Р) У- МУ-МУ – БЕЖИМ МЫ К НЕЙ,

ххх У-МУ-МУ – ТЕЛЕНОК С НЕЙ.

У реки на зеленом лугу

Я буренку коровку пасу

(у) –му-му, (у) –му-му, (у) –му-му,

Я коровку свою стерегу.

  1.  «Заднеязычный носовой»

В этом упражнении происходит подготовка к осознанию головных вибрационных ощущений, назализованного звука (для удаления излишней назализации, если она есть, как дефект). Этот звук произносится с положением языка, перекрывающим ход звука в рот и направляющим его в носовую полость при широко открытом рте. Необходимо использовать и грудной и фальцетный режимы.

Конкретный вариант

Слоник по двору ходил  [ƞ] (по четыре раза после каждой строки)

Слоник хоботом водил  [ƞ]

Мы за слоником пойдем  [ƞ]

Голос в хоботе найдем  [ƞ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей....

Голосовые игры в развитии вокального слуха и голоса, как средство здоровьесбережения дошкольников.

Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой...

Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...

Презентация Голосовые игры

Презентация Голосовые игры по программе Т.Э.Тютюнниковой "Ушки на макушке"...

Консультация-практикум для родителей "Голосовые игры для развития речи ребенка"

,Консультация содержит рекомендащии родителям, как организовать с детьми  обучениег олосовым играм, чтобы оно  не было в тягость,а воспринималось с радостью и интересом.Кроме того, предостав...

ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНОГО СЛУХА И ГОЛОСА, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие &nda...

Путешествие Поющей Бабочки. Голосовые игры по фонопедической методики В.В. Емельянова.

laquo;Рисование голосом.Музыкально – дидактическая игра «Приключение поющей бабочки»».Цель: развитие детского голоса; развитие представлений детей о простейших способах графич...