ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме

Карпова Татьяна Анатольевна

Статья содержит информацию о некоторых танцах средневековой Западной Европы и может быть полезна музыкальным руководителям, заинтересованном в расширении кругозора старших дошкольников и поиске новых нестандартных форм музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как могла плясать со своими деревенскими подружками Красная Шапочка? И что танцевали король и королева на балу по случаю дня рождения Спящей Красавицы? А уверены ли вы, что принц, разбудивший её после столетнего сна знал, что такое вальс и полонез? Не уверены? Тогда обратимся к истории хореографии, а точнее, к тому, что принято называть историко-бытовым танцем. Само название подразумевает тот факт, что нам нужно занырнуть вглубь веков.

Конечно, сказка – это всегда вымысел, но практически, любой писатель создаёт свои произведения на определённом опыте поколений. То же можно сказать и о художнике-иллюстраторе. Потому всем, учившим в школе историю и любившим читать книжки с картинками, довольно быстро станет ясно, что Мальчик-с-пальчик спасал своих братьев от Людоеда веке примерно в 15-16-ом. Да и Спящая Красавица появилась на свет примерно тогда же. А потому, если мы всерьёз решили оживить сказку – поставить спектакль или просто поиграть по её мотивам, обратимся и к танцам того времени.

В деревнях и в городах в те давние годы была очень популярна ФАРАНДОЛА – танец в цепочке, которую ведёт один наиболее активный и опытный плясун. Чем же может быть интересен и полезен этот старинный танец для современного дошкольника?

Во-первых, движение в цепочке – достаточно знакомая танцевальная форма для детей. Она очень напоминает русский хоровод. Но в отличие от русского плавного хороводного шага, в фарандоле используются активные движения: поскоки и бег. Во-вторых, многообразие фигур фарандолы: змейка, улитка, лабиринт, мосты, арка – увлекательно само по себе, а кроме того, позволяет ребёнку в игровой форме приобрести навыки ориентировки в пространстве, научиться легко и непринуждённо общаться со сверстниками, что, безусловно, несёт в себе функцию социально-коммуникативного развития. В-третьих, ознакомление ребёнка с историко-бытовым танцем играет важную роль в процессе познания, а также способствует развитию творческой составляющей и способности находить нетрадиционные решения в игровых ситуациях, строящихся вокруг сказочных сюжетов Перро, братьев Гримм и другой западноевропейской детской литературы.

Предположим, вы решили поставить небольшой спектакль или устроит ролевую игру по сказке «Кот в сапогах». Чтобы создать атмосферу истории, случившейся «давным-давно», можно включить в в действие БРАНЛЬ – танец, любимый и в народе, и в аристократической среде средневековья.

Бранлей существует множество. Простые крестьяне и ремесленники, танцуя, чаще использовали прыжковые движения, а знатные особы предпочитали двигаться грациозно и куда более чинно. Как правило, бранль исполняется в хороводе. При этом, в одних случаях, участники делятся на пары, а в других – нет. Основное движение – два приставных шага влево и два приставных шага вправо. Обычно они составляют первую часть бранля. А вот вторая часть может как иметь фиксированный рисунок, так и допускать импровизацию участников. С учётом того, что темп музыки постепенно может ускоряться, нет нужды доказывать, что для тренировки умения ориентироваться в пространстве (влево-вправо-вперёд-назад) исполнение бранля становится чрезвычайно полезной музыкальной игрой, в ходе которой развивается чувство ритма, умение общатьсч с другими участниками танца.

Из дошедших до нас с 15-16 веков наиболее просты для освоения дошкольниками простой, двойной, бранль сабо (башмачный) гороховый и так называемый, турецкий. Музыку и видеозапись этих танцев можно найти в сети Интернет в исполнении музыкантов и танцоров-реконструкторов, воссоздающих их на основе средневековых трактатов и изображений.

Чуть ближе к нам по времени появления стоит КОНТРДАНС – танец, по мнению исследователей истории хореографии, появившийся в Англии в 17 веке. Как и многие другие старинные танцы, контрданс родился в народной среде, но уже к середине 17 века уверенно вошёл в дворцовые бальные залы. От других танцев контрданс отличается  тем, что его участники танцуют не только со своим партнёром, но и с контрпартнёром, и с контрпарой (пара напротив). При этом каждый раз по окончании тура пары меняются. Таким образом все участники танцевального действа, хоть и имеют фиксированного партнёра, танцуют друг с другом, что несомненно способствует развитию не только музыкальных и двигательных способностей, но и социализации, совершенствуя невербальные коммуникативные навыки детей.

Конечно, в своём кратком обзоре я не коснулась очень многих интересных и красивых танцев средних веков и раннего нового времени. Конечно, не все они просты, и некоторые из них полезно было бы включать в танцевальный детский праздник в исполнении взрослых участников – воспитателей и родителей. Так например, король и королева могут начать бал строгой и грациозной паваной. С другими танцами можно познакомить ребятишек в ходе «путешествия во времени», показав их в видеозаписи. В любом случае, тут мы явно совершим интеллектуальное вложение и в очередной раз установим связь художественно-эстетического развития с областью познания.

Итак, рассмотрев лишь небольшой пример включения историко-бытового танца 15-17 веков в процесс непосредственной образовательной и совместной деятельности, мы  смело можем сделать вывод о том, что такая форма взаимодействия между детьми и взрослыми не просто возможна, но и чрезвычайно полезна для художественно-эстетического, физического, интеллектуального, нравственного и коммуникативного развития детей, их социализации и для создания комфортного психологического климата в детском коллективе.

Ссылки по теме на интернет-ресурсы, содержащие справочную информацию:

http://dance123.ru/

http://villanella.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-образовательная деятельность старших дошкольников

Материал написан по теме музыкально образовательная деятельность старших дошкольников. Прилогается примерное перспективное планирование занятий по теме. Цели, задачи старшей подготовительной группы: к...

План непосредственно образовательной деятельности с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников.

План НОД с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников в рамках тематической недели "Цирк зажигает огни". С логикой образовательной деятельности и итоговым мероприят...

Презентация "Развитие танцевально-игрового творчества в музыкальной деятельности старших дошкольников"

Танец - как способ развития основных познавательных процессов личностиребенка и его эмоционально-волевой сферы....

Исследовательская деятельность старших дошкольников. Проект "Музыкальная лаборатория"

В данной статье описана технология реализации проекта "Музыкальная лаборатория" с детьми подготовительной к школе группы....

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...