Музыкальная игра как средство развития
материал по музыке на тему

Щербакова Елена Юрьевна

         Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство развития

        Особенности   психического развития старших дошкольников   свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для   обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребенка

   • складывается полный комплекс музыкальных способностей;

   • музыкальное восприятие-мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации;

   • более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее видам;

   • формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской

деятельности;

   • на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера,    активизируется творческий потенциал.

           Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

   • Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.

   • Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах

чувственно воспринимаемых явлений.

   • Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребенка, как взрослый-ведомый, взрослый-консультант, взрослый-наблюдатель).

          Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

   

Музыкально-дидактическая игра

«Прячем мелодию»

          

Цель. Развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат).

          Ход игры. Дети начинают петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку - снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

Методические рекомендации. В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении ее движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т.п. Чтобы не отвлекать детей зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать» мелодию или возобновить ее, можно сделать слышимым (хлопок, притоп и т.п.).

           Чтобы дети могли продолжать пение про себя в прежнем темпе, они должны обладать точным ощущением равномерной пульсации и навыком сохранения неизменного темпа. В процессе игры надо добиваться того, чтобы дети ощущали «спрятанные» фразы как части единой длинной мелодии. С этой целью педагог может помочь детям почувствовать равномерную пульсацию мелодии во время ее пения про себя легким отстукиванием, совместной ходьбой и т.п.

           Слышимый сигнал необходимо подавать на последней слабой доле предыдущей фразы, чтобы дети начали петь про себя или вслух с сильной доли следующей фразы. При переходе к пению вслух они должны интонировать мелодию самостоятельно, без помощи педагога. Некоторые в процессе игры не поют песню беззвучно, а лишь проговаривают про себя текст в его ритме. Для предотвращения этой ошибки на первых порах детей можно попросить по знаку «спрятать мелодию», петь не беззвучно, а очень-очень тихо. Можно предложить ребенку облегчить внутреннее пение беззвучными движениями губ. По мере развития внутреннего слуха такая помощь со временем может не потребоваться. В процессе игры важно обращать внимание на выразительность пения, эмоциональную передачу содержания песни.

Другие варианты игры

   • Дети поют мелодию по условному знаку с различными динамическими оттенками.

   • «Прячут» мелодию через равные промежутки времени (через два, через четыре мотива и т.д.).

   • «Прячут» мелодию через разные промежутки времени (но и в этом случае песня исполняется по мотивам).

Музыкальная игра для развития детского творчества

«Композитор»

 

Цель. Развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка в рамках решения художественных задач.

          Игровой материал. Набор детских музыкальных инструментов, ударных и звуковысотных, из которых ребенок сам выбирает нужные для практического воплощения своего художественного замысла.

          Ход игры. Игра проводится с каждым ребенком индивидуально. Ход игры строится по образцу творческого процесса. Ребенку предлагается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом. Сюжет ребенок может выбрать сам или даже придумать. Для активизации ассоциативного мышления и фантазии ребенка сюжет должен иметь программный подзаголовок «В гостях у героев любимых сказок», «Весеннее пробуждение природы», «Гроза» и т.д. После выбора сюжета ребенок самостоятельно (или с помощью педагога) размышляет о логике его построения и разрабатывает последовательность развития. Далее он выбирает средства выразительности и приемы, с помощью которых хотел бы воплотить задуманный музыкально-игровой образ, и музыкальные инструменты для воплощения своего художественного замысла, а затем оформляет результаты творческого процесса в импровизации на музыкальных инструментах. Таким образом, в результате музыкально-творческой игры ребенок «проживает» творческий процесс, начиная с рождения замысла до реального его воплощения.

Методические рекомендации. Игра требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки. Педагог должен максимально ограничить свое участие в творческом процессе. При затруднениях, возникающих в игре, можно побуждать ребенка к активизации творческого мышления путем наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребенку разработать сюжет и логику развития музыкально-игрового образа. Педагог должен поддерживать творческую инициативу ребенка, создавать ситуацию «жизни ребенка в образе», в ходе которой он сравнивает, соотносит, выбирает и находит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить именно его слышание и видение того или иного явления. В качестве средств воплощения замысла может быть использована вокальная или пластическая импровизация.

          Отсутствие принуждения, поощрение детской инициативы, создание проблемных ситуаций, вариативность методов и приемов, форм организации творческой деятельности выступают важнейшими условиями формирования музыкально-игрового творчества детей.

   

Музыкальная игра для развития детского творчества

«Дирижер»

 

Цель. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре; развивать навыки невербального общения, творческие способности в музыкально-исполнительской деятельности.

           Игровой материал. Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента.

          Количество участников. От четырех до десяти.

          Ход игры. Трое участников исполняют роли музыкантов, четвертый - дирижер, все остальные - зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (вверх - начало, вниз - окончание). Дирижер побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четверка.

Методические рекомендации. В процессе игры ребенок-дирижер не должен давать никаких словесных указаний. К творческому музицированию детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не на свои инструменты, ребенок-дирижер может стать на некоторое возвышение, например на стул. Играть на инструментах может, за исключением дирижера, вся группа, солируя по очереди или небольшими группами. Дирижер может воспользоваться «настоящей» дирижерской палочкой. Игру на детских музыкальных инструментах можно заменить вокалом.

          

Заинтересованное отношение к творческому процессу в музыкальной игре выражается в следующих показателях.

   • Увлеченность музыкально-игровой деятельностью.

   • Степень осознания творческого замысла.

   • Инициатива и самостоятельность творческого поиска при вы

полнении творческих заданий.

   • Оригинальность в воплощении творческого   замысла   и   выборе

средств его воплощения.

   • Адекватность творческих проявлений характеру музыкально-игрового образа.

   • Умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт.

   • Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развит...

Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей дошкольников...