Воспитание любви к родному краю в народном творчестве.
статья по музыке на тему

Легчакова Оксана Алексеевна

Воспитание любви к Родине явля­ется одной из главных задач нравст­венного воспитания подрастающего поколения.

Сегодня педагогика считает воз­можным и необходимым начинать вос­питание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6— 7 лет дошкольная педагогика определя­ет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление сим­патии и уважения к людям разных наци­ональностей, интереса к некоторым ис­торическим событиям, элементарное по­нимание общественной значимости тру­да людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отно­шение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях об­щественной жизни. Важным условием в воспитания начал патриотических чувств является ознакомление детей с явлениями общественной жизни и орга­низации их деятельности, направленной на формирование общественных моти­вов поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaveduyushchaya.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родному краю в  народном творчестве.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.

Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6— 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям, элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал патриотических чувств является ознакомление детей с явлениями общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.

В педагогике благодаря работам А. П. Усовой, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и др., накоплен богатый материал по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Наиболее полно разработаны вопросы формирования представлений о труде взрослых (Е. И. Радина, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, И. Д. Власова, С. А. Котлярова, В. И. Глотова, Н. М. Крылова). Но хотелось бы сформировать у дошкольников отзывчивость, чуткость к явлениям социальной действительности.

Психологами (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоциональноположительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Холикова).

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: соответствие задачам ФГОС; доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты национального искусства.

Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.

Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Формирование знаний, предлагаемые детям, можно разделить  следующим образом:

1.Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита.

2.Специфические особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах.

3.Вариативность орнаментации на русских  изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс).

4.Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий.

Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию:

  • самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение);
  • связи содержания орнамента с окружающей природой;
  • связи искусства с бытом и жизнью народа;
  • преемственности традиций народного искусства.

Для того чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского  орнамента.

Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности: «Русские узоры», «Нарядный платок для куклы Маши», «Украсим рубаху для куклы Вани» и др., можно предложить выполнить коллективную работу по декоративному рисованию и аппликации по мотивам народного орнамента для украшения групповых комнат и зала для музыкальных занятий.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап.

Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине.

Ознакомление детей с декоративным искусством должно проходить в единстве с приобщением их к особенностям традиций, обычаев, труда, быта народа, нашедших отражение в произведениях фольклора.

Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («Каким ремеслом занимался народ?», «Как об этом сказано в сказке?», «В какую одежду был одет герой сказки?»).

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов.

Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок (Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою? Как благодарил народ героя-освободителя?).

При ознакомлении детей с родным краем целесообразно сравнить современную жизнь с изображенной в сказках.

Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, следует использовать разные методы ознакомления с этим произведением (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольный театр). Особо необходимо отметить необходимость создания условий для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация.

Цель проводимых занятий — вызвать у детей 6—7 лет устойчивый и глубокий интерес к произведениям народного творчества. Это должно проявляться в желании продолжить занятие, обсудить его с воспитателем, родителями, сверстниками; в увеличении числа вопросов и поиске ответов на них; в самостоятельном и инициативном выделении народных мотивов в современной одежде, предметах быта, украшениях.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Литература.

  1. Бубарина Т. А., Куприна Л. С., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. – Знакомство детей срусским народным творчеством. 3-е издание, перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 400с.
  2. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание.-Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 304с.
  3. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ»

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры...

«Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Познавая искусство своего народа (народные песни, игры, сказки и др.) ребёнок открывает в себе свою Родину. Учится понимать и уважать свой народ, чтить его традиции и обычаи, праздники. Всё это способ...

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю.

РЕФЕРАТ: Народное творчество как средство  воспитания любви к родному краю в детском  саду....

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания - любви к родному краю»...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...