«Сказ про гармонь да балалаечку» Музыкальная деятельность с детьми 5-7 лет /фольклор/
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) на тему

Баранова Наталия Александровна

«Сказ про гармонь да балалаечку»

Музыкальная деятельность с детьми 5-7 лет /фольклор/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_pro_garmoshku_i_balalayku.docx20.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сказка про гармошку и балалайку»

Музыкальная деятельность с детьми 5-7 лет /фольклор/

с презентацией

Составлено музыкальным руководителем Барановой Н.А

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Канский район, Красноярский край.

2017


Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре, продолжать знакомить с русскими народными инструментами.
Способствовать развитию познавательности, активности,  любознательности к народному творчеству.
Продолжать учить детей выразительно и эмоционально исполнять песни, русские танцы, совершенствовать навыки игры на детских шумовых инструментах. 

Ход:

               под музыку в зал входят дети с Василисой Премудрой, становятся                         полукругом.

Василиса: Здравствуйте гости дорогие! Милости просим! Всех гостей встречаем, друзей в гости приглашаем.

Ребенок: Добрый день всем добрым людям! Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую мы готовили для вас!
Ребенок:
Хлебосольством и радушьем знаменит сибирский край
Здесь у нас и сказки русские и медовый каравай!

«Хлеб – соль» - дети исполняют песню
Нынче мы гостей встречаем на своей родной земле
Хлебом – солью угощаем, как обычай нам велел!
Очень рады встрече нашей  с добрым словом и с любовью
И с душой гостям мы скажем: «С хлебом солью, с хлебом солью!»


                     девочка выносит   каравай, угощает гостей, дети рассаживаются
Василиса:
Я- премудрая девица, на все руки мастерица,
Всё я знаю там и тут , меня Василисою зовут!
Много ль знаете вы дети? На загадки вы ответите?
Кто из вас их отгадает, как и я премудрым станет!


1загадка:
Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать, 
Можно запросто, а после для друзей своих сыграть. ( ложки)
2.То толстеет, то худеет, на весь дом голосит! Что это? (гармонь)
3. Три струны ,а звук какой! С переливами, живой. Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент! (балалайка)


Василиса: Вы - премудрые ребята! Все загадки отгадали!
А сказки вы любите? ( ответы детей)
И так, мы начинаем, всех в сказку приглашаем!
Сказка «Балалайка да гармошка»

звучит сказочная музыка

«В одной деревушке жил веселый народ, люди пели, плясали, да на инструменте играли, как назвать его не знали, все болтали, да болтали, да балалайкою назвали.

Слайды с картинами художников о балалайке

 В старину люди русские очень много работали: землю пахали, хлеб на ней выращивали, дома бревенчатые строили, одежду шили.  Ленивых никогда на Руси не любили. Но при этом и отдыхать не забывали, праздники устраивали. Так в народе говорили: «Делу время -потехе час». Шуткам и веселью всегда находилось место. Жили не тужили, как вдруг   туча черная солнце застлала, поднялся сильный ветер, это из неведомых краев налетел Змей Горыныч – сам зеленый, глаза красные, крылья железные, когти медные. Засвистел змей, зашипел, с деревьев лист посыпался.

- А чего это вы прекратили мне  коров да овец доставлять?

- Так нет их у нас больше в деревне.

- Ну тогда    я вас  сожру!

Загрустили крестьяне и стали думу думать, как им змея одолеть. И придумали смастерить волшебную балалайку, от которой ноги сами в пляс идут. Начнет плясать Змей Горыныч и про зло забудет.

 Ребенок:
Я на балалаечку ленточку навешаю, русскую, раздольную песню запою
Пусть она плывет, плывет, над рекой и лесом
Пусть все скорей услышат песенку мою.

«Балалаечка» РНП - дети исполняют песню, аккомпанируя на проигрыш на ДШИ.

Василиса: Насмеялся тут Змей Горыныч над балалайкой -  Вот так инструмент, такого я не видел!
«Треугольная доска а на ней три волоска:
Волосочек тонкий голосочек звонкий»

Но не унывают ребята, новые игры с балалайкой затевают!

Проводится игра «Укрась балалайку». Девочки держат картонные балалайки, мальчики завязывают на них ленты, кто первый завяжет, тот и победил.

Василиса: С такими красивыми балалайками и играть веселее.

Игра «Веселая балалайка» Играющие стоят по кругу и передают балалайку из рук в руки со словами «Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс». У кого инструмент в руках на окончание слов – пляшет в кругу.

Василиса: Плясал Змей Горыныч три дня и три ночи, уморился и в каменного превратился. Слайд.

Обрадовались люди, что змея одолели, а музыканты мастера стали придумывать новый инструмент. Угадайте, какой…

У нее вся душа нараспашку, хоть и пуговицы есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается, и не птица, а заливается! (гармонь)

слайды

Василиса: Да, это гармонь - Русская, звонкая, нарядная, двухрядная.. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? (дети показывают на картинке два ряда кнопок) А если бы было три ряда, то как сказать про гармонь? («Трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная). 

  1. Есть у меня кошка, у кошки – гармошка,

Складная да ладная, звонкая, нарядная.

Как гармошка запоёт вся деревня в пляс идёт:

Улица с домами, корова с петухами,

Козы с утятами, бабушки с ребятами.

2.Тут гармоха, там гармоха, в городах и на селе.
Неужели гармонисты все летают на метле.

 Гармонист, гармонист, рубаха в горошек.

Поиграй -ка, не ленись для собак и кошек.

3.Тары – бары - растабары,  гармонист пусты карманы,
В полосатой маечке, гармонист зазнаечка.

Ты, играй, играй, гармошка, пока есть у нас картошка,

А картошку доедим и гармошку продадим.
    

4.    Раздаётся громкий свист - вызывают Машку,
 
Вышел только гармонист - в клеточку фуражка

  Гармонист, гармонист, «в супе поварёшка!»
  Ты играй, повеселей, поиграй немножко.

 5 По России гармонистов не собрать, не сосчитать,
 
Всех в России гармонистов надо лично уважать

   Гармонисту своему выстроила конуру,
   Радио повесила – гармонисту – весело.

Василиса:        Вы, ребята, не стесняйтесь, в круг широкий собирайтесь, заводите перепляс, поиграйте для нас!

Песня «Заиграй, гармошка» - с инсценированием.

Василиса: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.  Прослышала про гармошку баба Яга, пробралась ночью в деревню, да самую лучшую гармошку-то  и утащила…

                      Звучит музыка вбегает баба Яга с гармошкой
Баба Яга:
Растяни меха гармошка
Эх, играй наяривай
Пой частушки бабка Ежка,
пой не разговаривай!


Василиса: Здравствуй баба Яга! Ах вот и гармонь нашлась!


Баба Яга: Ягодка ты моя, гармонь никуда и не пропадала, а гармошечка то моя! Я вам ее не отдам!


Василиса: Как это – не отдашь? Ну что ж…. а что если конкурс устроим, если мы победим гармонь наша!
Баба Яга: Давайте конкурс частушек устроим, я все равно вас перепою!!!ха ха ха!!!
                                               
Конкурс частушек
Баба Яга: ( поет)
Начинаю петь частушки очень замечательно,
Ставьте ушки на макушки слушайте внимательно.


Ребенок:
Мы частушек много знаем
И веселых и смешных
Приглашаем тех послушать 
Кто не знает никаких! (Яга на проигрыше: много знают что вы)
Б.Яга:
Я летала, я летала
С ног я даже сбилася

Не отдам я вам гармонь
Я в нее влюбилася!


Ребенок:
Ты прости Бабуля Яжка

Что тебя обидела,
Забрала твою метлу
А тебя не видела! (вот дают ,так и без метлы останешься)

 
Б.Яга: 
Гармонь весело играет ( или хорошо гармонь играет)
Все ребята говорят
У Саратовской гармошки
Колокольчики звенят.


Ребенок:
Баяниста Петю я
Давно заприметила
Играет он старательно
Моргает завлекательно.


Ребенок:
Наш оркестр так играл,
Балалайки брякали
Наши мамы сидя в зале
Громко, громко плакали.


баба Яга:
Гармонист, гармонист,
Гармонист хороший!
Ты играй повеселей
Я хлопаю в ладоши!


Дети:
Мы частушек много знаем
Знаем целый миллион
Приходите их послушать 
Мы еще для вас споем..


Василиса: Молодцы! Отлично спели частушки!


Б.Яга: Частушки то вы знаете, но гармонь я вам не отдам! Давайте поиграем, а играть вы не умеете! Попробуйте угадать, что лежит в волшебном мешке…

                            Игра «Волшебный мешок» ( угадывание на слух ДШИ)


Ребенок: Музыканты выходите , инструменты вы берите,
Нам играть не надоест! И создали мы оркестр!


Игра «Оркестр» УНМ, и баба Яга участвует

Б.Яга: Эх, весело играете…! Настроение у меня отличное! Выходите, я вас плясать научу… вы будете песню петь, а я  -  плясать, а вы –за мной повторять!


ИГРА: «Тетя Весельчак»

Б.Яга: Мне понравилось у вас! Но гармошечка то как?
Василиса: Дарим мы тебе гармонь!
Б.Яга:
Вот спасибо угодили, я гармонь с собой возьму
Буду петь частушки звонко, каблучками постучу.
А за то что вы такие - пряников вам напекла,
Угощайтесь, не стесняйтесь, вы возьмите их, пока!!!
                                         (Б.Яга с приплясом уходит)
Василиса: А крестьяне  зажили в деревне припеваючи. И я там была – хлеб с квасом пила, пряник кушала, да сказку слушала. Вот и сказочке конец…

Дети: А кто слушал – молодец!

                                             все выходят на поклон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми "Что можно сказать о хозяине этой книги"

Цель мероприятия в том, чтобы сформировать у детей представление о необходимости соблюдать аккуратность при работе с книгами; показать,какие действия человека приводят к порче книг....

СТАТЬЯ Применение русского народного фольклора в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по ФГСТ.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?...

Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

Театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет по сказке «Кто сказал мяу?», В. Сутеев.

Цель:  развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной деятельности.Задачи:·       Способствовать использованию как вербальны...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «По сказам Бажова»

Обобщение и закрепление знаний детей о прочитанных сказах П. П. Бажова...