Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста "Духовые инструменты"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Ащеулова Евгения Михайловна
Конспект интегрированного занятия
 
для детей старшего возраста
 
 
Тема: "Духовые инструменты"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovye_instrumenty.docx30.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Конспект интегрированного занятия

для детей старшего возраста

Тема: "Духовые инструменты"

Музыкальный руководитель: Ащеулова Евгения Михайловна

г.Барнаул 2018 год

Интеграция образовательных областей :

  • Музыка,
  • Художественное творчество (аппликация),
  • Чтение художественной литературы,
  • Физическая культура,
  • Познание (целостной картины мира),

        

Возрастная группа:старшая.

Тема: «Духовые инструменты»

Дидактическая цель:  создавать условия для открытия детьми новых знаний, развивать интегративные качества.

Тип и вид занятия: интегрированное.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать ретроспективный взгляд на происхождение духовых музыкальных инструментов.
  • Развивать умение определять духовые музыкальные инструменты по звучанию на слух.
  • Продолжать развивать умение создавать узоры из готовых элементов.
  • Развивать слух, творчество, чувство ритма в узоре, мелкую моторику.
    Образовательные:
  • Познакомить детей с особенностями духовых музыкальных инструментов.
  • Развивать  художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности.
  • Закрепить навыки аккуратного наклеивания.
    Воспитательные:
  • Формировать основы уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;
  • Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Методы: проблемный, словесный, наглядный,.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: занятие-беседа.

Форма общения: диалогическая.

Средства обучения:

  1. Видео-презентация с изображением духовых инструментов.
  2. Записи музыкальных произведений.
  3. Деревянные и глиняные свистульки.
  4. Детский духовой шумовой музыкальный инструмент.
  5. Картонные «трубы» для дыхательной гимнастики.
  6. Формы-заготовки для аппликации.
  7. Готовые элементы узоров, клей, кисти, подставки для кистей, салфетки, подкладные листы.

Ход занятия:

         Ребята, вы сейчас услышите музыку в исполнении многих музыкальных инструментов. Как называется группа инструментов, которая исполняет музыку одновременно? (оркестр).Но говорить мы будем только об одном.  О каком, подскажет нам загадка.

Очень весело поет,
Если дунете в нее,
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?
...(Дудочка)(слайд №2)

Правильно. Это дудочка.

(Звучит музыкальное произведение "Во саду ли в огороде", в исполнении которого участвуют духовые инструменты -  трек № 1). 

        У дудочки есть много братьев и сестер. )(слайд №3)

Все эти музыкальные инструменты называют духовыми. Как по-вашему, почему они получили название «духовые»? (Ответы детей). Чтобы получить звук, в эти инструменты нужно дуть. Именно поэтому они и называются духовыми.

        В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину ) (слайд № 4), в камышовый стебель (слайд №  5) , в рога животных  (слайд № 6) . Шло время, человек становился все более мудрым и умелым.        Со временем человек научился делать музыкальные инструменты из металла  (слайд № 7).  Чтобы играть на этих музыкальных инструментах, нужно учиться в музыкальной школе.

        А мы с вами сейчас поиграем в трубы из картона. Представим, что мы на музыкальной полянке, подышим носиками и настроим наши инструменты-голоса  (слайд № 7 ).

Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»

Дети берут в руки «трубы» из картона и дуют в них.

Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)

Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)

Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)

Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.

 Разучивание песни "Дудочка"

         -Ребята, про духовые музыкальные инструменты  написано немало песен. Вот послушайте одну из них. (Слушают песню «Дудочка» - трек № 2). (слайд №  9).

М.р: Какое настроение у песни?

Дети: - Веселое, игривое.

М.р: -  Да. Давайте  споём эту песню.

Музыкальный руководитель разучивает с детьми песню «Дудочка».   Вокально-хоровая работа над песней.

Слушание сказки "Иванушка и дудочка". Игра на детских муз. инструментах.

        - А сколько сказок написано о дудочке. Сегодня я расскажу вам сказку о волшебной силе голоса дудочки. Но мы с вами будем не просто слушать сказку, а помогать главному герою играть на музыкальных инструментах (дети используют детские музыкальные духовые инструменты).

        Жили в одной деревне старик да старуха, бедные- пребедные, и был у них сын Иванушка. С младых лет полюбил он на дудочке играть. И так – то он мастерски играл, что все слушали - наслушаться не могли. Заведет Иванушка унылую песнь - все горько плачут, заиграет веселую – все улыбаются, смеются и частушки поют. (слайд № 10 )

        Возмужал сынок Иванушка к восемнадцати годам и просит батюшку с матушкой отпустить его в работники, чтоб помочь семье деньгами на пропитание да житие – бытие. Благословили родители кровинку, попрощались и отпустили с миром. И отправился Иван в путь неблизкий.

        Пришёл в одну деревню - никто не принимает. Во вторую пришёл, и там работники не нужны. Пришёл в третью работу искать, ищет, ищет, а найти не может. Опечалился Иванушка, сел на придорожный камушек и заиграл на дудочке. (Звучит музыка "Душа Руси" гусли и дудочка - трек № 4 ). А в это время мимо проходил барин, услышал он песню Иванушки, сжалился и взял его к себе на службу.

        Сытно зажил Иванушка: спит на мягкой постели, мед да вино пьёт, сладости заморские кушает. И служба несложная, знай себе на дудочке играй да барина весели, забавляй.

        Но была на усадьбе у барина башня высокая, у которой грозная стража стояла. И вот как-то слышит Иван, голос жалобный с вершины башни доносится. Любопытно ему стало, кто в башне томится.

        Взял дудочку и пошёл к башне. Заиграл Иванушка колыбельную, стража и заснула. Подошёл он к двери дубовой, а на ней замок с колесо висит, открыть не разрешает. Заиграл Иванушка на дудочке песню, да такую грустную, что услышав её, упал замок на землю). 

Зашёл молодец в башню, поднялся по лестнице дубовой. В палатах мраморных красная девица печалится. Поведала она ему про то, как ёе отец, не желая терять дочь, запер в башне высокой.

        Каждый вечер приходил он к девице в темницу, песни на дудочке играл и небылицы со сказками рассказывал. (Звучит голос дудочки. Александр Переменин "Кельтская дудочка" - трек № 3). Полюбила дочь барская молодца. И Иванушке она тоже люба стала. Захотел он её освободить да замуж взять. (слайд № 11)

        Пришёл молодец к барину и начал упрашивать: - Отпусти ты дочь, освободи её из заточения, зачахнет красота её девичья, выдай её за меня замуж.

        Долго Иван его упрашивал, да не выходит: не может отец свою милую кровиночку в земли дальние отпустить да за холопа своего отдать. И заиграл вдруг Иванушка на дудочке своей так печально любовный напев, что разжалобил старика непреклонного. Согласился барин, исполнил просьбу молодца.

        На следующий день свадьбу сыграли да такую, что любой заморский хан позавидует. (слайд №  12)  Стол от яств ломится. Иванушка на дудочке играет, гостей радует да веселит, лучшие музыканты ему подыгрывают. Да и приглашенные в стороне не сидят: песни поют, пляшут, молодых славят. (Звучит музыкальное произведение "Во саду ли в огороде", в исполнении которого участвуют духовые инструменты -  трек № 1. Дети играют на детских музыкальных инструментах). А на утро, как закончилось пиршество, благословил отец детей своих в дорогу дальнюю и отпустил с богатым приданым да дорогими подарками. (слайд № 13 )

        Вернулся Иван с молодой женой в отчий дом, и жили они долго и счастливо. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

Игра "Жмурки с дудочкой".

        На дудочке могли играть не только музыканты, но и простые люди: пастухи например. (слайд № 14).   Коровы или козочки слышат дудочку и идут за пастушком. Долго ходит по полям и лугам пастушок, а с дудочкой-свирелькой ему веселей. И если волк или какой другой дикий зверь захочет напасть на стадо, то, заслышав звуки свирельки  - побоится.
        Свирель обычно делали из мягких пород дерева или камыша.
(слайд № 14 ) Срезал пастушок  пустотелый тростник, либо брал кусок дерева, очищал серединку, делал прорези, отверстия, - и свирелька готова. Я предлагаю вам поиграть в игру "Жмурки с дудочкой". Для игры нам нужно выбрать пастуха, а остальные дети - стадо.

Правила игры "Жмурки с дудочкой"

        Один ребенок берет в руки дудочку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок с дудочкой начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание дудочки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как дудочка перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего, играющего на дудочке.

Аппликация «Птичка-свистулька»

        Не только взрослые любят играть на дудочке, но и дети тоже. Особенно детям полюбились игрушки-свистульки. Для того чтобы играть на этих инструментах, учиться в специальной школе не надо. Взгляните на эти свистульки. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? (слайд №  16, 17, 18, 19, 20)  (Ответы детей). Часто глиняные свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете? А эта свистулька? (Ответы детей).

«Поиграй на свистульке»

У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В 
небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.

        Ребята, сегодня я предлагаю вам сделать своими руками птички-свистульки. Это будет инструмент из бумаги, аппликация. (слайд №  21)

        Детям предлагаются готовые формы в виде птички и элементы узора. Также предлагается готовый образец. Дети могут повторить узор образца, могут сделать его иначе. (Работают дети под музыку Андрея Воронкова "Пой, ты пой, моя дудочка" -трек № 5).

        

Рефлексия.

        О каких инструментах мы с вами сегодня говорили? Почему они так называются? Из чего можно сделать духовые инструменты (глина, дерево, рог животного, тростник, металл)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИНСТРУМЕНТЫ"ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ИНСТРУМЕНТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного НОД детей старшей группы

Конспект НОД по воспитанию у детей культуры поведения: "Путешествие в страну Вежливости"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ИНСТРУМЕНТЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ИНСТРУМЕНТЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...