Развитие музыкальных способностей детей в условиях Дома ребенка
консультация по музыке (младшая группа) на тему

Дмитриева Галия Гумеровна

В статье представлена методика постороения коррекционно-музыкальных занятий. Описаны задачи и принципы построения коррекционной работы музыкального руководителя. Подробно расписаны виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_muz.rukovoditelya.odt30.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему : «Развитие музыкальных способностей детей в условиях Дома ребенка».

Подготовила муз.рук-ль Дмитриева Г.Г.

Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста, лишенные попечения родителей.

 Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребёнка, формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития.

Поэтому очень важно в условиях дома ребёнка, где малыш лишён материнского общения, найти максимальные возможности эмоционального взаимоотношения с ним.

Благотворное влияние на стабилизацию состояния таких детей оказывают любые положительные эмоции. И здесь, совершенно особое место занимает музыкальное воспитание. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создает основу для эмоционального контакта между ними. Говоря о раннем возрасте, нельзя не отметить, что это очень важный уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия.

Обогащая эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, музыкальное воспитание способствует его всестороннему развитию. А уровень развития ребёнка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития.

Большинство детей в нашем доме ребёнка имеют различные диагнозы, связанные с умственным и физическим отставанием. Это дети с органическими поражениями головного мозга, нарушениями опорно-двигательного аппарата и многочисленная категория, разнородная по своему составу – дети с задержкой психического развития. (3ПР). Несмотря на разнообразие врожденных и ранее приобретенных нарушений, большинство таких детей имеют сходные проблемы:

  • отклонения в развитии познавательной деятельности в целом, что связано с ограниченными возможностями познания окружающего мира;
  • замедление темпов нервно-психического развития. (Больше всего страдают сложные ментальные функции: память, мышление, сенсорная координация);
  • патология речи, которая имеет органическую природу и усугубляется дефицитом общения;
  • низкий уровень адаптационных возможностей;
  • отставание в физическом развитии;
  • отклонения в эмоционально-поведенческом статусе.

Свою работу я строю с учетом ведущих мотивов и потребностей детей раннего возраста, принимая во внимание потенциальные возможности каждого ребёнка, учитывая те искажения в развитии, которые происходят в результате органических или функциональных нарушений. Исходя из этого, возникла необходимость коррекционной работы. 
Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы.

Основной целью коррекционно-музыкальной работы является:

  • создание условий для повышения адоптационных возможностей;
  • развитие познавательных возможностей;
  • эмоциональное развитие.

Существуют также общие правила, о которых следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Необходимо:

  • устанавливать доверительные отношения;
  • учитывать интересы детей;
  • повышать активность детей; через творческое взаимодействие;
  • учитывать психофизические возможности детей;
  • создавать ситуации успеха для повышения самооценки ребенка.

 Коррекционно-музыкальные занятия решают следующие задачи:

  • развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия, слухомоторной координации;
  • развитие пространственной ориентировки внимания, памяти;
  • формирование умений и навыков взаимодействия с другими детьми;
  • повышение самооценки ребёнка;
  • формирование умения адекватно, эмоционально воспринимать музыку;
  • формирование музыкальных способностей;
  • развитие общей и тонкой моторики;
  • формирование и развитие умения согласовывать движение с музыкой.

Занимаясь с детьми младенческого возраста, очень важно создать атмосферу психологического комфорта. Необходимо установить контакт с ребёнком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное положительным, эмоциональным настроем. Ведь даже самый маленький ребёнок способен почувствовать неискреннее, безразличное отношение к нему и обязательно выразит свой протест отрицательными эмоциями. Не менее важно на музыкальных занятиях с проблемными детьми создать специальные условия : для ребенка с нарушениями в двигательной сфере – обеспечить удобное положение тела; для ребёнка слабовидящего – определить подходящее расстояние до предмета или в большей степени использовать звучащие игрушки; для ребёнка вялого, апатичного – выбрать музыкальную игрушку яркую, которая сможет его заинтересовать и так далее.

Любые контакты и действия следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующие его собственным действиям, а так же пассивным или активным действиям ребёнка. Ведь дети с ограниченными возможностями особенно нуждаются в постоянном полноценном общении.

Методика коррекционно-музыкальных занятий имеет свою специфику: занятия должны проходить в живой игровой форме, основываясь на интересе ребёнка. Только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема, ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальных занятиях. Интерес создается яркими, красочными пособиями, игрушками, подбором музыкальных инструментов с различным тембром звучания.

Но нельзя не отметить и тот факт, что внимание детей младенческого возраста очень неустойчиво, они не могут долго слушать непрерывно звучащую музыку. Поэтому совершенно недопустимо, если в группе целый день работает радио или сотрудники, не контролируя время и громкость звучания, ставят диски и кассеты пусть даже с очень хорошей народной или классической музыкой.

Следует исключить также слишком громкую речь. Шум утомляет, в результате ребенок теряет много энергии, его нервная система истощается. К тому же малыш, не приученный с первых месяцев жизни прислушиваться к тихому голосу взрослого, будет реагировать только на громкие звуки, повышенный тон. Вот почему так важно создать благоприятную атмосферу для слуха.

 Основные виды деятельности на музыкальном занятии.

Слушание музыки

Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах.

Слушание развивает музыкальный слух, на занятиях дети приучаются сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детских музыкальных инструментах.

Музыкальные способности детей с отклонениями интеллектуального развития отличаются определённой спецификой. Дети не умеют слушать музыку, у них ограниченны возможности узнавания эмоциональных переживаний, воплощенных в музыке.

В процессе слушания музыки дети учатся прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать её при повторном слушании. Современные научные исследования подтверждают благотворное влияние вокальных произведений на развитие ребёнка.

На занятиях мы слушаем музыку как в аудио записях, так и «живую», исполненную голосом или музыкальным инструментом.

Подпевание.

Овладение певческими навыками у детей происходит постепенно, в результате множества проб, в процессе которых у детей создаётся умение владеть голосовым аппаратом, вырабатываются музыкальные слуховые представления.

Следует отметить, что подпевать дети в норме начинают к 2-м годам. Но как правило, это можно услышать в свободной деятельности ребенка.

Музыкально-ритмические движения.

Движения под музыку широко используются как инструмент физического воспитания, как средство коррекции движений при различных патологиях.

Использование этого вида музыкальной деятельности на занятиях также помогает развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений.

Я стараюсь, как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и  интересной для детей форме.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.

В основе обучения лежат подражательные действия малышей. Начиная работу в этой области, я обращаю внимание детей на то, что двигаться надо, только тогда когда звучит музыка, помогаю правильно реагировать на смену частей музыкального произведения, показываю сама, как надо это делать. Наряду со свободными подражательными плясками предусмотрены и пляски с заданными движениями.

С предметами дети учатся выполнять следующие действия: поднимают цветы и фонарики, помахивают ими, звенят погремушкой, прячут её за спину, стучат по полу.

Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего развития ребёнка, но и служат незаменимым инструментом их эмоционального взаимодействия. В своей работе я использую различные музыкально - речевые игры, которые формируют навыки эмоционального общения и ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым.

С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения, воспитание навыков адекватного группового поведения. Методика разучивания игр, плясок основана на подражании, показе взрослого, на совместных действиях.

Игра на музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах отображена в программе, однако детей дома ребенка я только ввожу в эту деятельность, придавая ей игровой характер. Поставленные здесь задачи сводятся к следующему: привлечь внимания, вызвать заинтересованность веселым звучанием инструментов.

Дети должны осваивать простейшие приемы игры на барабане, бубне, колокольчиках, металлофоне и применять их в играх, плясках.

Музыкально-двигательный показ.

На занятиях с нашими детками очень большое значение имеют музыкально-двигательные показы. Игрушки уже известные детям, становятся действующими лицами (персонажами) музыкально-двигательных показов.

Дети всегда эмоционально воспринимают эти показы и всё более активно откликаются на них голосом и движениями. Музыкально – двигательный показ побуждает ребёнка к игровым действиям, к пляске, к подпеванию.

Музыкально – двигательные показы очень важны и как иллюстрации к тексту песни, так как это помогает детям лучше понимать её слова.

В коррекционной работе я использую специально подобранные музыкальные произведения, которые воздействуют на аффективную сферу ребёнка, развивают высшие психические функции (мышление, мотивацию, волю). При выборе репертуара для занятий я принимаю во внимание интеллектуальные особенности и возрастные возможности детей. Ввожу в структуру занятия прослушивание классических произведений, с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка.

Праздники и развлечения в условиях СДР «Малютка».

Праздники в жизни любого ребёнка имеют огромное значение. А для малыша 1-3-х лет, который по-особому воспринимает мир, праздник, прежде всего, это не просто какое-то радостное событие, это особое «состояние души», яркое эмоциональное переживание, встреча с чем-то интересным, необычным, и в то же время, приятным и желанным.

 Праздничный утренник рассматривается также как своеобразный итог проведённой работы. Здесь можно увидеть достижения детей, и то, чему они научились на повседневных занятиях. Подготовка и проведение праздника — долгая и кропотливая работа, требующая совместной деятельности воспитателей, дефектологов, музыкального руководителя и детей. Правильная организация праздников предполагает их предварительное планирование, работу над сценарием, репетиции, оформление зала, изготовление костюмов, проведение праздника, подведение его итогов.

Кроме запланированных праздников и развлечений я вместе с воспитателями провожу в группе дни рождения детей и знаменательные события (приход гостей, получение подарков и т.д.), участвую в развлечениях и играх, которые проводят сами воспитатели.

 Детям очень нравятся кукольные театры. Они вызывают у ребят положительные эмоции, стимулируют активное внимание, а следовательно, и понимание происходящего в спектакле, также способствуют развитию речи малыша.

Составляя сценарий, я использую различные увлекательные формы проведения, чтобы праздник доставлял детям радость, расширял их кругозор, обогащал новыми впечатлениями.

На праздники в Дом Ребёнка часто приходят гости: это родители и родственники детей, а также люди, которые помогают нашим детям. Но здесь нужно отметить, что праздничные утренники – это праздники для детей. Дети не выступают для гостей, а играют, веселятся. Общая задача для всех сотрудников в день праздника и на празднике – доставить детям радость ярким оформлением зала, хорошей музыкой и настроением, интересной сюжетной игрой и занимательными сюрпризами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС ДО»

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка …………………………………………………………………51.1  Формирования музыкально-творческих способ...

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"

Презентация "Дидактическая игра как средство развития речи детей в условиях дома ребенка"...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА"

В статье изложены научные данные о развитии эмоционального интеллекта детей раннего возраста.  Материал полезен для понимания особенностей эмоциональной сферы ребенка, пережившего травму разлучен...

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140 Статья "Педагогические условия развития музыкальных способностей детей 5-7 лет"

Публикация в печатном сборнике «Аксиологические проблемы педагогики» Выпуск №12 Смоленск, Издательство СмолГу 2021. С.140. Статья "Педагогические условия развития музыкальных способно...