Конспект деловой игры для музыкальных руководителей дошкольного образования на музыку П.И. Чайковского «Баба Яга
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Ярунина Марина Георгиевна

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности, демократичности, гласности, соревновательности  и неограниченной активности творческой деятельности музыкальных руководителей в вопросах драмогерменевтического подхода  в музыкальном образовании детей старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение музыкальных руководителей по теме:

«Драмогерменевтический подход в музыкальном образовании

детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на тему:

«Драмогерменевтический подход, используемый на музыкальных занятиях, в обучении дошкольников»

Подготовила

музыкальный руководитель

первой категории:

МБДОУ детского сада № 28

Г. Павлово  Ярунина  М. Г.

Февраль: Павлово 2016 г.

Что же такое драмогерменевтика?

Драмо - это действие.

Герменевтика - это  наука об искусстве понимания. Она  была весьма популярна в конце XIX века. В ней рассматривались проблемы понимания не только литературных, но и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.п.

Чтобы понять, откуда возник термин «драмогерменевтика», необходимо обратиться к истории.

В 20-х годах ХХ столетия происходили важные перемены в системе образования. Специалисты в области театрального искусства ( Н.И. Сац, С.М. Бонди, С.Г. Розанов) приходят в школу, чтобы решать проблемы воспитания и образования подрастающего поколения средствами театральной педагогики как метода художественного развития личности. Они определяли его цели и задачи, разрабатывали программы драматического направления в школе.

Исследователи детского театрального творчества (Ю.А. Рубина, Т.Ф, Завадская, Н.С.Карпинская, А.И.Розанова и др.) стремились сделать систему подготовки актера Константина Станиславского приемлемой для работы с детьми, выбирали или придумывали такие формы театральных занятий, которые были бы интересны детям и соответствовали их возрасту.

Термин «театральная педагогика» начал чаще употребляться специалистами и практиками в 80-е годы ХХ столетия. В это время стали появляться театральные классы.

С этого времени постепенно методы и приемы театральной педагогики, ориентированные вначале на юношей, подростков и школьников, начинают использоваться в дошкольном воспитании.

Развитие российской дошкольной дидактики всегда было неразрывно связано с умственным воспитанием и развитием дошкольников. Ныне дидактической основой образования дошкольников является процесс обучения. В начале 90-х годов прошлого столетия прорывом в педагогической науке стал социоигровой стиль обучения, который позволил педагогам-дошкольникам снизить возрастной барьер использования методов и приемов театральной педагогики.  Социоигровой стиль – это стиль всего процесса обучения, стиль работы педагога и детей, смысл которого -  позволить детям, глубоко заинтересовавшись, втянуться в совместную работу, предложенную педагогом. Когда позже к нему прибавилась герменевтика, в педагогике появился новый – драмогерменевтический подход к обучению, который является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками.

Основные положения данного подхода нашли достаточное отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, который вступил в силу 1 января 2014 года.  В нем, как и в основных положениях драмогерменевтики, особое внимание обращается не только на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, но и на личность воспитателя. Отмечается, что для современного дошкольного образования весьма важным является умение педагога строить развивающее вариативное образование так, чтобы оно было ориентировано на зону ближайшего развития каждого ребенка, учитывало его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Этим проблемам посвящали свои работы ученые-педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В, Запорожец, В.А. Сухомлинский, Н.Н. Поддьяков, Ш.А. Амонашвили и др. Многие прогрессивные ученые, психологи, педагоги считают недопустимым, что «школьные формы работы – предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного ученика» за столом, опрос у доски, «подведение итогов», и т.д. – добровольно воспроизводятся в детских садах многими воспитателями». Конечно, все понимают, что это происходит потому, что взрослые одержимы стремлением как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы.

К сожалению, педагоги часто забывают о предостережении физиологов, а именно о том, что у многих детей во время занятий возникает психоэмоциональное  напряжение, при котором содержание адреналина в организме долгое время оказывается повышенным. Все это приводит к тому, что обучение становится сопоставимым со стрессом у взрослых. И только используя двигательную активность детей в непосредственной образовательной деятельности, педагог снижает уровень адреналина в их крови, спасая от губительных последствий.

Формы проведения НОД в детском саду не должны быть похожи на школьные уроки. Еще в 70-80-х гг. доктор медицинских наук В.Ф. Базарный установил, что телесно-мышечное напряжение на занятиях, неизбежно возникающее про «сидяче-обездвиженном режиме»  обучения, блокирует межполушарную работу мозга и дезорганизует не только сердечно-сосудистую, но и дыхательную и даже гормонально-эндокринную систему. Для детей дошкольного возраста их обездвиженность на занятиях особо губительна.

Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников обеспечивает такое построение занятия, при котором все дети активны, деятельны, «обращены» не к педагогу, а друг к другу. Достигается это игровой формой НОД и организацией детей в небольшие рабочие подгруппы.

В каждой из них дети на протяжении всего занятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в «малой группе». При таком подходе к обучению непосредственно образовательная деятельность детей происходит, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психологического здоровья.

Приведу пример. Детям подготовительной группы на музыкальном занятии было предложено послушать пьесу «Баба Яга» П.И.Чайковского, затем было предложено просмотреть небольшой мультфильм с музыкальным оформлением,  под названием «Баба Яга». После того, как дети запомнили музыку,  я предложила поиграть. С помощью фишек разного цвета дети поделились на три группы. Понятно, что деление получилось  произвольным. Маленьким группкам было предложено придумать, а потом показать историю, которая произошла с Бабой Ягой. История должна длиться столько, сколько звучит музыка. Время на обдумывание и репетицию небольшое. Оно равно трём определённым периодам: три раза звучит музыка, пока дети придумывают свою историю, репетируют и показывают её. Работа закипела. Все принимали в ней самое активное участие, никто не остался в стороне сидеть и смотреть, как другие творят.

Нужно заметить, что и во время подготовки и придумывания истории, и во время показа дети были необыкновенно сосредоточены, внимательно слушали музыку и были  дружелюбны друг с другом. Во время показа они очень старались, не у всех получилось закончить историю одновременно с окончанием музыки, и это отметили другие группы. Но похвалили, конечно, всех.

В старшей группе, использование драмогерменевтического подхода, тоже привело к хорошим результатам. Детям было предложено прослушать  пьесу «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского. Чтобы они запомнили это произведение, я предложил  поиграть. Дети разделились на три подгруппы. С помощью разрезных картинок, изображающих разных деревянных солдатиков, нужно было придумать и показать историю, произошедшую либо с солдатиками, либо с детьми, которые в них играли, о чем маленькой группке необходимо было договориться. История должна длиться столько, сколько звучит музыка. А время на обдумывание и репетицию –это трехкратное звучание пьесы.

После показа «спектаклей» всех трех подгрупп, необходимо было выполнить еще одно задание: повторить то, что делала другая команда. Сначала это озадачило детей, так как они были погружены в свою историю, и не сильно следили за соперниками. Но я сказала, что можно ходить друг к другу «в гости», чтобы посоветоваться. Эти «гостевания» заняли чуть больше времени, но теперь ребята справились.

Необходимо отметить, что на занятии кроме слушания музыки, дети самостоятельно использовали весь свой музыкально-ритмический арсенал, который годами накапливался и не мог найти своего применения. В маленький музыкальный спектакль дети умудрялись вместить и марш, и танец, и сам сюжет. Особенно понравилось ставить «чужой спектакль». Играть придуманную друзьями историю оказалось легче, чем придумывать свою. На занятии дети самостоятельно открыли для себя новые профессии: режиссер, сценарист, драматург.

Таким образом, драмогерменевтический подход в обучении детей старшего дошкольного возраста позволяет самостоятельно освоить предлагаемый педагогом материал без ущерба их здоровью, без принуждения со стороны взрослого, в игровой форме и с более углубленной степенью понимания материала.

Драмогерменевтике нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в тех или иных источниках. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, выразительностью речи и движений,   в пробуждении и взращивании лучших качеств доверенных педагогу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - речевой досуг "Волшебная музыка П.И. Чайковского

Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Задачи:1.Учить детей определять характер музыкальных произведений, сравн...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «Мастера ФГОС ДО»

Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное в...

Конспект тематического занятия по художественно- эстетическому развитию с использованием интерактивного оборудования «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского» с детьми 6-7 лет

Конспект тематического занятия  по художественно- эстетическому развитию  с использованием интерактивного оборудования  «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского&raq...

Серия педагогических мероприятий "мультик нам снимать не лень- мы б снимали целый день" по организации работы с воспитанниками по созданию цифровой истории на музыку П.И. Чайковского «Баба-Яга»

методическая разработка по созданию цифровой истории (мультфильма) с детьми подготовительного к школе возраста. Цель: Развитие творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей чер...

Деловая игра для музыкальных руководителей: «Музыкальный ринг» на городском методическом объединении учителей и преподавателей музыки, ИЗО, музыкальных руководителей МБДОУ

Мы живем в новое время: предъявляются новые современные требования к воспитанию и образованию дошкольников, требующие профессионализма педагогов ДОУ. Современному музыкальному руководителю...