Проект «Классическая музыка в детском саду»
проект по музыке (старшая группа)

Гололобова Ирина Алексеевна

Проект «Классическая музыка в детском саду»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_muz_shk.docx33.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Классическая музыка в детском саду»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Авторы проекта: музыкальный руководитель Гололобова Ирина Алексеевна.  

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь – май) -  долгосрочный

Тип проекта: творческий

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; родители; социальные партнеры – ученики школы искусств №4.

Возраст детей: 6-7 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Реализация данного проекта поможет преодолеть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства разными видами шоу, к замене высокохудожественной классической музыки. Знакомство с исполнительским мастерством юных музыкантов ДШИ № 4.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта

Для детей: 

∙  Формировать эстетический вкус детей;

∙  Знакомство с нормами поведения в театре;

     .   Дать возможность детям  эмоционально почувствовать классическую музыку в «живом исполнении.

Для педагогов:

       ∙ Создать условия, методическое обеспечение проекта;        

  ∙ Организовать и провести  встречи  детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);

       ∙  Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;

   ∙  Создать мотивацию к занятию классическим искусством;

   ∙  Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в  разных областях образовательной деятельности классическую музыку.

         ∙  Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;

Для родителей:

        ∙  Создавать условия для знакомства ребенка  с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;

  ∙  Организовывать  семейные походы в театр, на концерты.

        ∙  Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые произведения классиков, и  участвовать  в  музыкальной  деятельности вместе с детьми.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Развлечение – концерт.

 

Продукты проекта

Для детей:

       ∙ Исполнение в разных видах музыкальной деятельности  классических произведений (танец, песня, детский оркестр)

       . Восприятие музыки в «живом исполнении

       .  Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»

 

Для педагогов:

        ∙ Презентация проекта.

Для родителей:

         ∙ Фото и видеоверсия;

   .  Оформление информационных стендов.

 

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: 

   ∙  Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь.

   ∙  Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.

   ∙   Осознанная радость и эмоциональность  во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков;

Для педагогов:

    ∙   Способствовать проявлению  положительных эмоций у детей  во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.

    ∙   Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;

    ∙  Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.  

Для родителей:

   ∙    Развивать  интерес у ребенка к  музыке композиторов классиков.

 

« Ребенок, испытавший радость творчества

                                            даже в самой минимальной степени,

                                                      становится другим, чем ребенок,

                                                          подражающий  актам других»

                                                                                                                   Б.Асафьев

Гипотеза:     Влияние классической музыки способствует  формированию музыкального вкуса и  развитию творческого  потенциала  личности ребенка.

Цель проекта:           Развитие у детей творческих музыкальных способностей через восприятие и понимание классической музыки.

Задачи проекта:

  1. Развивать   творческие способности детей  к самовыражению и самореализации;
  2. Способствовать формированию музыкального вкуса ребенка;
  3. Развивать музыкальные и сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста;
  4. Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения;
  5. Расширять эмоциональный  опыт детей,  воспитание  эстетического восприятия других видов искусства.
  6. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.
  7. Снижение эмоционального напряжения ребенка и  регулирование  его психофизического состояния через классическую музыку.
  8. Внедрение классической музыки в различные виды деятельности ребенка;
  9. Повышение музыкальной компетенции родителей, педагогов.

Актуальность:    

      Сегодня современные люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, интернет, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.  Она превращается в практически не воспринимаемый шум.  Доказано, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность, агрессию.  О том, что музыка воздействует на организм человека.  Но необходимо правильное понимание воздействия любых звуков и музыки на живой организм. Именно к этому стремится звукотерапия, цель,  которой,  добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующие звено, которое на долгие годы обеспечило бы человеку здоровье и радость бытия.

  Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное  в дошкольном детстве – невосполнимо! Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Размышляя о «здоровьетворящем» искусстве я изучала результаты современных медицинских исследователей и убедилась в том, что длительное универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения на организм  детей оказывают только хорошо известные классические и народные мелодии. Это произведения П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова, И.-С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена, Моцарта и др. Построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике (количество и соотношение длинных и коротких повторов).  

          Воспитание детского музыкального вкуса  и раскрытия творческого потенциала ребенка –  вопрос сложный и мало изученный.  Эта существенная проблема заинтересовала меня, и я решила  заняться поиском путей эффективного формирования  музыкального вкуса и развития творческих музыкальных способностей  каждого ребенка.  

Музыкальная гостиная

(в рамках проекта)

«Принцесса Капризулька в гостях у ребят»

Цель: воспитывать будущих активных слушателей и ценителей классической музыки. Приобщать детей  к классической музыке в «живом исполнении».

Задачи: вызвать эмоциональный отклик  на восприятие  «живой музыки»,

 закреплять знания детей о знакомых музыкальных инструментах, познакомить с новыми инструментами.

. Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения.

Ход мероприятия:

Музыкальный руководитель.

-Здравствуйте, дорогие ребята!

С музыкой дружны вы, дети?

Нам она, как солнце светит.

Озаряет все вокруг

Сладостен любой нам звук.

Ребята, сегодня в нашем зале будет звучать музыка в исполнении юных музыкантов. Давайте встретим их аплодисментами.

(в зал забегает принцесса Капризулька, плачет)

М,р.: Принцесса- Капризулька, почему ты плачешь? Что случилось?

Капризулька: скучно мне! Никто меня не веселит.

М.р.: Капризулька, оставайся с нами, мы попробуем поднять тебе настроение

с помощью музыки и нам помогут в этом юные музыканты. Встречайте!

(в зал входят ученики ДШИ №4)

- Откроет наш небольшой концерт ученица 4 класса  Мухина Ксения ,она исполнит  на фортепиано пьесу

«Рондо-токката» Д. Кабалевский

-Ребята, какая музыка прозвучала по настроению?

Дети: легкая, подвижная, веселая.

-Ребята, посмотрите, наша принцесса уже улыбается. Я думаю, что настроение у нее поднимется после исполнения польки.

Что такое полька?

Дети: это танец, который исполняют парами по кругу.

- Да, музыка польки веселая, задорная, отрывистая. Так и хочется под нее

поскакать, похлопать, весело покружиться.

Нам исполнит польку на фортепиано  Оля

«Полька» Д. Шостакович

(принцесса начинает прыгать, хлопать в ладоши)

Принцесса: как мне нравится у вас. А можно послушать что- нибудь мечтательное?

-Да, в исполнении Ксюши мы вновь послушаем лирическую  пьесу

« Романс» Н. Парфенова

-А сейчас мы познакомимся со звучанием другого инструмента. Отгадайте, что это за инструмент?

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (Домра)

(показать домру)

-Это струнно-щипковый инструмент, у него деревянный корпус и три струны.

В исполнении ученицы 4 класса  Виты Симоновой прозвучит этюд.

«Этюд» Ю.Блинова

-Ребята, давайте с вами превратимся в музыкантов, разомнем свои пальчики, изобразим игру на разных инструментах.


      ОРКЕСТР

Наши пальчики – артисты:            (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)

Пианисты, баянисты,                    (Пальцы обеих рук выполняют движения,

Скрипачи и трубачи,                     соответствующие игре на перечисленных

Гитаристы, гармонисты, -            музыкальных инструментах)

Все хорошие артисты                  (Поочередное соединение всех пальцев с большим)

Музыканты хоть куда,                 (То же в обратном порядке)

Веселят народ всегда!                  (Хлопать в ладоши)

 

- Ребята, вы знаете что такое ансамбль?

Ансамбль – это совместное исполнение одного произведения несколькими музыкантами. В исполнении Ксюши и Оли прозвучит фортепианный  ансамбль.

Отгадайте загадку, о чем расскажет музыка?

Загадка про Карабаса Барабаса

Доктор кукольных наук

В куклах вызывал испуг

Страшный, с длинной бородой

Догадались,кто такой?

Ответ: Карабас Барабас

-А куклы Карабаса  были такие же злые?

(ответы детей)

Давай послушаем,  как расскажет о них музыка.

- И так звучит ансамбль:

 

Ансамбль «Куклы синьора Карабаса» В. Коровицин

-Теперь послушайте ансамбль в исполнении разных инструментов- домры и

фортепиано. Прозвучит пьеса  в исполнении Ксюши и Виты.

Ансамбль «Пингвины» В. Купревича

Капризулька:  я тоже хочу научиться играть на музыкальных инструментах

и  как можно быстрее, где этому учат?

-Для этого нужно поступить в музыкальную школу, но быстрее у тебя не получится, учиться надо долго и серьезно.

Капризулька: спасибо,музыканты, вы подняли мне настроение,  побегу к папе просить записать меня в музыкальную школу. До свидания, ребята!

Конспект познавательного занятия к проекту "Симфонический оркестр".

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи: 

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных – 
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра .

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

 - А теперь я приглашаю вас потанцевать.

 - Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Классическая музыка в детском саду"

Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...

проект "Классическая музыка в детском саду"

Представляю  информационную карту проекта и системную паутинку  "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта "Классическая музыка в детском саду"

Итоги реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"...

«Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»

Сообщение «Взаимодействие с родителями воспитанников   в рамках реализации проекта«Классическая музыка в детском саду»«В мире музыкальных инструментов».Уважаемые коллеги!Представляем вашему ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....