Путешествие в мир деревянных звуков. Конспект ООД в подготовительной группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Чертыковцева Марина Анатольевна

ООД в подготовительной группе с использованием методики элементарного музицирования К. Орфа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ»

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальная деятельность).

Цель: 

освоение детьми представлений о конструктивных особенностях, выразительных возможностях деревянных музыкальных инструментов, исполнительских приемах на материале к озвучиванию сказки «Курочка Ряба».

Задачи:

Обучающая: ознакомить с особенностями строения и звукоизвлечения деревянных музыкальных инструментов, охарактеризовать тембровые особенности каждого, определить роль каждого инструмента в сказке «Курочка Ряба»;

Развивающая: развивать музыкальные способности детей – чувство ритма (анализ и исполнение ритмических упражнений), тембровый слух (задания на образно-слуховой анализ);

Воспитывающая: воспитание основ работы в команде.

Предварительная работа:

  1. Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
  2. Познакомить с текстом игры  «Здравствуйте».
  3. Вспомнить русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Пособия и материалы:

обруч желтого цвета, предметы из дерева (шкатулка,  кубики, игрушки, посуда и др.), сундук для инструментов, борода, косынка. шапочка курочки, ободок-ушки мышки, медаль «золотое яичко», магнитная доска, карточки с главными героями, карточки с ритмическими формулами, мультимедийное оборудование, музыкальный центр.

Музыкальные инструменты:

Клавесы (22 шт.), барабан, ложки, коробочка, бубен, шаркунок, трещотка, ксилофон, рубель, дудочка,  колотушка, самодельные инструменты, самодельные погремушки.

     

 Ход непосредственно-образовательной музыкальной деятельности.

Дети входят в зал  за музыкальным руководителем под музыку топающим шагом:  |¯|  | (музыкальное сопровождение р. н. мелодия «Полянка»).

Без остановки образуют круг вокруг лежащего на полу обруча, продолжают ритмичные шаги. Постепенно музыка затихает, остаются только шаги. Затем музыкальный руководитель поет, импровизируя  движения в том же ритме, дети повторяют песенку по фразам и движения:

Эй, друг! Не зевай,

Этот ритм повторяй.

(«Этот ритм повторяй» сл. и муз. Т. Сафоновой)

Музыкальный руководитель:

- Здравствуйте, ребята! Настроение у вас хорошее? Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом, с нашими гостями и поприветствуем всех речевым упражнением «Здравствуйте».

Исполняется коммуникативная игра «Здравствуйте»

(под ритмическое сопровождение)

Здравствуйте, ладошки!            (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!                        (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!                («пружинка»)

Топ, топ, топ!                             (топают ногами)

Здравствуйте, щечки!                (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!                     (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки!                   (круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!                     (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки!                  (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!                      (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!                   (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!                      (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик!              (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип!                              (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости!                   (протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Здрав-ствуй-те!                            (приветственно машут рукой над головой)

 - Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир деревянных звуков. А отправимся мы туда под знакомое вам музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского (Портрет). Вспомните, как оно называется?

Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков».

Дети называют музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель:

- Правильно. В мир деревянных звуков мы отправляемся под «Марш деревянных солдатиков». А помогут нам деревянные палочки. Ими мы будем изображать шаги деревянных солдатиков. Возьмите палочки в руки (Дети берут палочки, которые с начала занятия лежат в середине обруча). Смотрите внимательно на меня и старайтесь повторять все, что я вам буду показывать.

 

Исполняется ритмическая игра-импровизация на исполнение пульса под музыку с показом педагога.

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, ребята, хорошо постарались. Палочки нам больше не понадобятся, давайте разложим их на полу вокруг обруча. Что получилось? Солнышко. Пусть оно посветит нам на занятии.

- Деревянные звуки -  повсюду, эти звуки окружают нас со всех сторон. Посмотрите вокруг и найдите деревянные предметы, предметы, сделанные из дерева. Назовите эти предметы.

(Дети называют: стул, стол, пианино, дверь)

- Давайте постучим по ним и послушаем их голоса.

(Дети с педагогом стучат по предметам разными способами – ладонью, пальцами, сильно, кулачком, ребром ладони и т. д.)

- Одинаковые или разные звуки издают эти предметы? Разные. Предметы деланы из одного материала, а звучат по-разному.

Подойдите сюда, посмотрите, что еще делается из дерева.

Подходят к столу, рассматривают предметы.

- Игрушки, шкатулки, посуда – все это сделано из дерева. Давайте и у этих предметов послушаем голоса.

- А теперь давайте присядем на стульчики и попробуем определить на слух другие деревянные звуки. Что это звучит?

Дети слушают звуки: хруст веток, стук каблуков, стук молотка, стук в дверь.

- Вы легко справились с заданием, потому, что все деревянные звуки отличались друг от друга. Ребята, а почему деревянные предметы так по-разному все звучат? Почему звуки одних предметов не похожи на звуки других? (Ответы детей)

- Все предметы разной величины, формы, разный удар по ним, удар разными предметами. Поэтому и деревянный звук разный.

Деревянный звук – какой?

Он стучащий и сухой,

Теплый и трескучий,

Тихий и гремучий.

- О том, что деревянный звук красивый и может быть разным, люди догадались с давних времен и стали переселять эти звуки из обыкновенных предметов в музыкальные инструменты.

Ставит на стол сундучок с музыкальными инструментами. Достает из нее музыкальные инструменты, сопровождая комментариями.

- Посмотрите на экран (презентация).

Ложки, которыми ели, превратились в музыкальные инструменты (слайд).

Рубель служил стиральной доской, теперь на нем можно играть (слайд).

Веточки и палочки деревьев стали палочками-клавесами (слайд). На них мы сегодня играли.

Шкатулки превратились в коробочки (слайд).

Но самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами ксилофона (слайд).

Появились и другие инструменты – трещотка, шаркунок, барабан, бубен, колотушка, дудочка.

Музыкальный руководитель раздает инструменты детям.

Давайте поиграем на них по очереди, послушаем их звучание.

Дети играют на инструментах.

 -Видите, как по-разному разговаривают деревянные музыкальные инструменты. Давайте они нам помогут рассказать сказку «Курочка Ряба». Сначала нам нужно выбрать главных героев. Вспомните, как начинается сказка? Жили-были Дед и Баба...

Выбирается подходящий инструмент, ритмическая группа, атрибут для персонажа. Ритмические формы с ритмослогами выкладываются на магнитной доске.

Дед (борода) – барабан – «дед, дед» - |  |

Баба (косынка) – ложки – «ба-буш-ка» - |¯|  |

Курочка («Шапочка») – коробочка – «ко-ко, ко-ко» -  |¯|  |¯|

Яичко (медаль) – бубен – «так» и «дзи-и-инь» - |  и   т р е м о л о

Мышка (Ободок-ушки) – шаркунок – «ш-ш-ш» - потряхивания.    

Далее музыкальный руководитель рассказывает сказку с озвучиванием  детьми главных героев и с участием остальных инструментов (трещотка – «жили-были», ксилофон – «снесла», колотушка – «бил-бил», рубель – «бежала, вильнула», дудочка – «плачет»).

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, дети и музыкальные инструменты. Интересная у нас получилась сказка? Как вы думаете, ребята, а почему сказка так интересно прозвучала? Сказка рассказывалась инструментами, каждому инструменту нашлась своя роль и место в сказке, у каждого был свой особенный, неповторимый голос. Звучали, разговаривали инструменты по очереди, не мешали друг другу, поэтому было все понятно. А могут инструменты звучать все вместе? Давайте сыграем в оркестр. Что нам для этого нужно? Музыка, дирижер. Я буду показывать, какие инструменты играют, а вы внимательно смотрите на меня и старайтесь точно выполнять мои просьбы.

Исполняется оркестр инструментов по показу музыкального руководителя под музыку. (Р. н. мелодия «Ах ты, береза»)

Музыкальный руководитель:

- Наша встреча подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что интересным было для вас на занятии?

Теперь вы сами сможете с помощью инструментов рассказывать сказки, стихотворения, играть под музыку и дома, и в группе, и на праздниках.

Ребята, а у вас дома есть музыкальные инструменты? Нет.

- Я вам помогу. Инструменты можно сделать самому. Посмотрите, какие инструменты сделаны дома, своими руками.

Рассматривание инструментов.

- Можно дома организовать целый оркестр. Я хочу, чтобы первым инструментом в вашей коллекции стал мой небольшой подарок, погремушка, сделанная из пластиковой бутылочки, наполненной горохом. Я благодарю вас, ребята, за такое приятное и веселое общение с вами и дарю вам на память этот инструмент.

- Нам пришла пора прощаться. И вы отправляетесь в группу под музыку.

До свидания.

Дети под музыку выходят из зала (Р. н. мелодия «Полянка») ритмичными шагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков». Лексическая тема: «Осень».

Цели занятия:1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений.2. Расширение и уточнение словаря по теме "Осень".3. Продолжать учить образовывать существительные во...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДЕРЕВЯННЫХ ЗВУКОВ»

Цель. Привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.Образовательные задачи:Обучающие: продолжить знакомство с деревянными му...

Конспект ОД в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"

Конспект ОД по образовательнойобласти "Познавательное развитие" в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в зимний лес. Звук и буква С"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по закреплению знаний о звуке и букве С с использованием мультимедийной презентации....

Конспект занятия в подготовительной группе по конструированию. Русь деревянная

Знакомство детей подготовительной группы с деревянным зодчеством древней Руси....

"Путешествие в мир удивительных звуков"- конспект НОД для детей подготовительной группы

В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, ...

сценарий "Путешествие в мир деревянных звуков"

конспект развлечения для старшей группы...