Главные вкладки

    Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.
    календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа)

    шорикова юлия николаевна

    Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.

    Пояснительная записка.

    Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.

    Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и  психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

    Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

    Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия  строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

    Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

    Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

    Игры и упражнения на дыхание.

    Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

    Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

    Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

    Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ovz_perspektivnoe_planirovanie.docx41.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.

    Пояснительная записка.

    Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.

    Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и  психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

    Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

    Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия  строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

    Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

    Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

    Игры и упражнения на дыхание.

    Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

    Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

    Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

    Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

    Образовательная область «Музыка»

    Задачи работы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.
    • Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха.

    Пальчиковая игра:

    • Формировать у детей игровые навыки.
    • Развивать мелкую моторику детей.

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Активизировать работу артикуляционного аппарата.
    • Вырабатывать правильное положение рта при пении гласных А, Э, И, О, У. Вырабатывать правильный, красивый певческий звук.
    • Преодоление дефектов произношения.

    Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

    • Формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
    • Формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
    • Развивать умение детей вместе начинать и заканчивать песню, вовремя вступать. Научить брать дыхание между фразами. Учить петь соло и в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
    • Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
    • Развивать быстроту реакции при смене движений.
    • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

    Сентябрь.

     Диагностика.

    Октябрь.

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Без звука: «Вдох-выдох».
    • Звуковое: «Воздушный шар».
    • Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка).

    Пальчиковые игры:

    «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Маленькая мышка», «Паучок».

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Распевки на гласные «Колокольчик».
    • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
    • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка».

    Игровое распевание. Пение:

    • «Лиса и воробей», Евтодьева А.А.
    •  Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен.

    Логоритмические упражнения: «Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной.

    Танцевальное упражнение с пением: «У меня – у тебя».

    Ноябрь.

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Без звука: листок бумаги.
    • Звуковое: «Пузырь».
    • Под музыку: Пособия на ниточках (капелька).

    Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Замок», «Пчёлки».

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Распевки на гласные «Гуси».
    • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки».
    • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба».

    Игровое распевание. Пение:

    • «Кот и мышка», Евтодьева А.А.
    • Песня: «Маме» З. Качаевой (или по выбору).

    Логоритмические упражнения: 

    • «Поезд» М.Ю. Картушиной.

    Танцевальное упражнение с пением:

    • «Смотри» (с атрибутами).

    Задачи работы на второй квартал (декабрь, январь, февраль,)

    • Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.

    Пальчиковая игра:

    • Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
    • «Предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
    • Повысить общий уровень организации ребёнка.
    • Развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

    Певческое звукообразование, артикуляция:

    • Продолжать вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно по всему диапазону.
    • Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным, высоким, светлым звуком.
    • Сочетать гласные и согласные звуки пропевая их в четком взаимодействии.
    • Регулировать работу голосового аппарата.

    Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:

    • Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
    • Продолжать формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
    • Работа над чувством ритма, закреплять понятие «длинные и короткие звуки».
    • Продолжать учить брать дыхание между фразами. Не форсировать звук. Продолжать учить петь в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
    • Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.
    • Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
    • Развивать быстроту реакции при смене движений.
    • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

    Декабрь.

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Без звука: «Паровоз».
    • Звуковое: «Котёнок и шар».
    • Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка).

    Пальчиковые игры:

     «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Червяки», «Пальчики», «Перчатка».

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Распевки на гласные: «Курочка».
    • Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк».
    • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата».

    Игровое распевание. Пение:

    • «Колобок» Евтодьевой А.А.
    • Песня: по выбору на зимнюю тематику.

    Логоритмические упражнения: 

    • «Строим дом» М.Ю. Картушиной.

    Музыкальная игра с пением: 

    • «Игра с колокольчиком» С. Насауленко.

    Январь.

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Без звука: «Платочек».
    • Звуковое: «Две собачки».
    • Под музыку: «Чайник»

    Пальчиковые игры Е. Железновой: 

    «Маленькая мышка», «Паучок», «Замок», «Червячки».

    Певческое звукообразование, артикуляция:

    • Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова.
    • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
    • Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер».

    Игровое распевание. Пение:

    • «Репка», «Колобок» А. Евтодьевой.
    • Песня: «Две катушки», автор неизвестен.
    • Песня: «Три веселых зайчика» К. Костина.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    • Игра: «Лисичка и синичка» М.Ю. Картушиной.
    • Танец с пением: «Друг».

    Февраль.

    Упражнения на развитие дыхания:

     «Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки».

    Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Пальчики», «Перчатка, «Поросята».

    Певческое звукообразование, артикуляция:

    • Мимическое упражнение «Лисичка».
    • Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает».
    • Проговаривание чистоговорок.

    Игровое распевание. Пение:

    • «Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой.
    • Песня про маму по выбору.
    • Знакомый репертуар.

    Вокально-двигательная гимнастика: «На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной.

    Танцевальное упражнение с пением: «Делай так».

    Игра на внимание: «Шведский стол», «Вокалист».

    Задачи работы на третий квартал (март, апрель, май)

    Упражнения на развитие дыхания:

    • Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
    • Применять полученные навыки в исполнении вокальных произведений.

    Пальчиковая игра:

    • Продолжать развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
    • Самостоятельно «предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
    • Продолжать общий уровень организации ребёнка.
    • Продолжать развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих, звуковысотное пропевание – сонорных.
    • Упражнять в точном интонировании тонической терции, которая помогает ощутить ладовую опору.
    • Развивать певческую импровизацию, то есть приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.
    • Развитие речевого аппарата.

    Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:

    • Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
    • Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком, без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне, петь под аккомпанемент, под фонограмму, а capella.
    • Слышать и оценивать правильное и неправильное пение, самостоятельно попадать в тонику. Закреплять певческие навыки, усиливать интерес к певческой деятельности.
    • Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
    • Развивать быстроту реакции при смене движений.
    • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

    Март.

    Упражнения на развитие дыхания: «Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной.

    Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки».

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    • Распевки на гласные (знакомый материал).
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Проговаривание чистоговорок.

    Игровое распевание. Пение:

    • «Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой.
    • Песня по выбору, знакомый репертуар.

    Вокально-двигательная гимнастика: «В детском садике» М.Ю. Картушиной.

    Музыкальная игра с пением: «Домовой» М.Ю. Картушиной.

    Танцевальное упражнение с пением: «У оленя дом большой».

    Апрель.

    Упражнения на развитие дыхания:

    • дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б. Толкачева.
    • «Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной.

    Пальчиковые игры Е. Железновой:  знакомый материал.

    Певческое звукообразование, артикуляция:

    • Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый).
    • Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол».
    • Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
    • Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
    • Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

    Пение: Репертуар по уровню достигнутых детьми результатов. По выбору педагога.

    Май.    

         Диагностика.

    Вид деятельности / Месяц  

    сентябрь

            

    октябрь

            

    ноябрь

            

    декабрь

             

    январь

    Упражнения на развитие дыхания:

    Диагностика.

    Без звука: «Вдох-выдох».

    Звуковое: «Воздушный шар».

    Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка).

    Без звука:

     листок

     бумаги.

    Звуковое: «Пузырь».

    Под музыку: Пособия на ниточках (капелька).

    Без звука: «Паровоз».

    Звуковое: «Котёнок и шар».

    Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка).

    Без звука: «Платочек».

    Звуковое: «Две собачки».

    Под музыку: «Чайник»

    Пальчиковая игра:

    Диагностика.

    «Диск 10 мышек» Е. Железновой:

     «Маленькая мышка», 

    «Паучок».

    «Диск 10

     мышек»

    Е.Железновой:  

    «Замок»,

     «Пчёлки».

    «Диск 10 мышек»

    Е.Железновой:

     «Червяки»,

     «Пальчики»,

     «Перчатка».

    «Маленькая мышка»,

     «Паучок», 

    «Замок»,

     «Червячки».

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    Диагностика.

    Распевки на гласные «Колокольчик».

    Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».

    Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка».

    Распевки на гласные «Гуси».

    Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки».

    Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба».

    Распевки на гласные: «Курочка».

    Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк».

    Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата».

    Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова.

    Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».

    Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер».

    Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

    Диагностика.

    «Лиса и воробей», Евтодьева А.А.

     Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен.

    «Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной.

    «Кот и мышка», Евтодьева А.А.

    Песня: «Маме»

     З. Качаевой (или

     по выбору).

    «Колобок» Евтодьевой А.А.

    Песня: по выбору на зимнюю тематику.

    «Репка», «Колобок» А. Евтодьевой.

    Песня: «Две катушки», автор неизвестен.

    Песня: «Три веселых

    зайчика» К. Костина.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    Диагностика.

    «У меня – у тебя».

    «Поезд» М.Ю. Картушиной.

     «Смотри» (с атрибутами).

    «Строим дом» М.Ю. Картушиной.

    «Игра с колокольчиком» С. Насауленко.

    Игра: «Лисичка

     и синичка» М.Ю. Картушиной.

    Танец с пением: «Друг».

    Вид деятельности / Месяц  

    февраль

    март

    апрель

    май

    Пальчиковая игра:

     «Диск 10 мышек» Е.Железновой: 

    «Пальчики»,

     «Перчатка, 

    «Поросята».

    «Диск 10 мышек» Е.Железновой:  «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки».

    Знакомый материал.

    Диагностика.

    Певческое звукообразование, артикуляция.

    Мимическое упражнение «Лисичка».

    Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает».

    Проговаривание чистоговорок.

    Распевки на гласные (знакомый материал).

    Артикуляционная гимнастика.

    Проговаривание чистоговорок.

    Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый).

    Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол».

    Диагностика.

    Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

    «Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой.

    Песня про маму по выбору.

    Знакомый репертуар.

    «Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой.

    Песня по выбору, знакомый репертуар.

    Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

    Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

    Диагностика.

    Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

    «На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной.

     «Делай так».

     «Шведский стол», «Вокалист».

    «В детском садике» М.Ю. Картушиной.

     «Домовой» М.Ю. Картушиной.

     «У оленя дом большой».

    Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

    Диагностика.

    Упражнения на развитие дыхания:

    «Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки».

    «Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной.

    дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б.Толкачева.

    «Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной.

    Диагностика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1 год обучения)

    Цели Примечание Коррекционно-образовательныеКоррекционно-развивающиеКоррекционно-воспитательныеЛексическая тема I период Н.В. Нищева. Конспекты подгрупп. лог. зан. в ст. гр. д/с дл...

    Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

    Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группе

    Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группеПерспективное планированиеподготовительная группа     сентябрьТемаСоциально-коммуникативное разви...

    Перспективное календарно - тематическое планирование в старшей группе

    Перспективное планированиеСтаршая группа        ТемаСоциально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитие...

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Вторая младшая группа.

    Приложение к рабочей программе содержит материал непосредственно-образовательной деятельности, праздников и развлечений по темам неделей на весь учебный год....

    Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год.

    Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год....