Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа)

шорикова юлия николаевна

Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.

Пояснительная записка.

Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и  психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия  строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_perspektivnoe_planirovanie.docx41.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективно-календарное планирование в старшей группе с ОВЗ.

Пояснительная записка.

Музыкальные занятия в группе с детьми с ОВЗ проводятся два раза в неделю.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и  психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление  нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия  строятся равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие. Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмопластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Образовательная область «Музыка»

Задачи работы на первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Упражнения на развитие дыхания:

  • Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.
  • Активизировать работу диафрагмы и равномерного вдоха и выдоха.

Пальчиковая игра:

  • Формировать у детей игровые навыки.
  • Развивать мелкую моторику детей.

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Активизировать работу артикуляционного аппарата.
  • Вырабатывать правильное положение рта при пении гласных А, Э, И, О, У. Вырабатывать правильный, красивый певческий звук.
  • Преодоление дефектов произношения.

Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

  • Формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
  • Формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
  • Развивать умение детей вместе начинать и заканчивать песню, вовремя вступать. Научить брать дыхание между фразами. Учить петь соло и в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
  • Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

  • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
  • Развивать быстроту реакции при смене движений.
  • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

Сентябрь.

 Диагностика.

Октябрь.

Упражнения на развитие дыхания:

  • Без звука: «Вдох-выдох».
  • Звуковое: «Воздушный шар».
  • Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка).

Пальчиковые игры:

«Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Маленькая мышка», «Паучок».

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Распевки на гласные «Колокольчик».
  • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
  • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка».

Игровое распевание. Пение:

  • «Лиса и воробей», Евтодьева А.А.
  •  Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен.

Логоритмические упражнения: «Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной.

Танцевальное упражнение с пением: «У меня – у тебя».

Ноябрь.

Упражнения на развитие дыхания:

  • Без звука: листок бумаги.
  • Звуковое: «Пузырь».
  • Под музыку: Пособия на ниточках (капелька).

Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Замок», «Пчёлки».

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Распевки на гласные «Гуси».
  • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки».
  • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба».

Игровое распевание. Пение:

  • «Кот и мышка», Евтодьева А.А.
  • Песня: «Маме» З. Качаевой (или по выбору).

Логоритмические упражнения: 

  • «Поезд» М.Ю. Картушиной.

Танцевальное упражнение с пением:

  • «Смотри» (с атрибутами).

Задачи работы на второй квартал (декабрь, январь, февраль,)

  • Развитие управления мускулатурой дыхательных мышц. Развитие равномерного выдоха, произнесение звуков и выстраивание округлого звучания.

Пальчиковая игра:

  • Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
  • «Предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
  • Повысить общий уровень организации ребёнка.
  • Развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Певческое звукообразование, артикуляция:

  • Продолжать вырабатывать правильный красивый певческий звук, ровно звучащий однородно по всему диапазону.
  • Развивать и расширять диапазон вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению. Петь естественным, высоким, светлым звуком.
  • Сочетать гласные и согласные звуки пропевая их в четком взаимодействии.
  • Регулировать работу голосового аппарата.

Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:

  • Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
  • Продолжать формировать умение детей петь напевно, протяжно, спокойно.
  • Работа над чувством ритма, закреплять понятие «длинные и короткие звуки».
  • Продолжать учить брать дыхание между фразами. Не форсировать звук. Продолжать учить петь в ансамбле. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен.
  • Развивать музыкальную память, внимание. Совершенствовать звуковысотный слух. Петь выразительно, эмоционально. Работать над чистотой интонирования.
  • Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

  • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
  • Развивать быстроту реакции при смене движений.
  • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

Декабрь.

Упражнения на развитие дыхания:

  • Без звука: «Паровоз».
  • Звуковое: «Котёнок и шар».
  • Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка).

Пальчиковые игры:

 «Диск 10 мышек» Е. Железновой: «Червяки», «Пальчики», «Перчатка».

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Распевки на гласные: «Курочка».
  • Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк».
  • Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата».

Игровое распевание. Пение:

  • «Колобок» Евтодьевой А.А.
  • Песня: по выбору на зимнюю тематику.

Логоритмические упражнения: 

  • «Строим дом» М.Ю. Картушиной.

Музыкальная игра с пением: 

  • «Игра с колокольчиком» С. Насауленко.

Январь.

Упражнения на развитие дыхания:

  • Без звука: «Платочек».
  • Звуковое: «Две собачки».
  • Под музыку: «Чайник»

Пальчиковые игры Е. Железновой: 

«Маленькая мышка», «Паучок», «Замок», «Червячки».

Певческое звукообразование, артикуляция:

  • Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова.
  • Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».
  • Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер».

Игровое распевание. Пение:

  • «Репка», «Колобок» А. Евтодьевой.
  • Песня: «Две катушки», автор неизвестен.
  • Песня: «Три веселых зайчика» К. Костина.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

  • Игра: «Лисичка и синичка» М.Ю. Картушиной.
  • Танец с пением: «Друг».

Февраль.

Упражнения на развитие дыхания:

 «Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки».

Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Пальчики», «Перчатка, «Поросята».

Певческое звукообразование, артикуляция:

  • Мимическое упражнение «Лисичка».
  • Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает».
  • Проговаривание чистоговорок.

Игровое распевание. Пение:

  • «Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой.
  • Песня про маму по выбору.
  • Знакомый репертуар.

Вокально-двигательная гимнастика: «На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной.

Танцевальное упражнение с пением: «Делай так».

Игра на внимание: «Шведский стол», «Вокалист».

Задачи работы на третий квартал (март, апрель, май)

Упражнения на развитие дыхания:

  • Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
  • Применять полученные навыки в исполнении вокальных произведений.

Пальчиковая игра:

  • Продолжать развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
  • Самостоятельно «предвосхищать» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
  • Продолжать общий уровень организации ребёнка.
  • Продолжать развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Закреплять быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих, звуковысотное пропевание – сонорных.
  • Упражнять в точном интонировании тонической терции, которая помогает ощутить ладовую опору.
  • Развивать певческую импровизацию, то есть приводит к развитию ладового чувства, музыкально – слуховых представлений.
  • Развитие речевого аппарата.

Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение:

  • Продолжать формировать и применять осознанное осмысление детьми правильного выбора звучания голоса – высокое, среднее.
  • Совершенствовать вокальные навыки: петь естественным звуком, без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне, петь под аккомпанемент, под фонограмму, а capella.
  • Слышать и оценивать правильное и неправильное пение, самостоятельно попадать в тонику. Закреплять певческие навыки, усиливать интерес к певческой деятельности.
  • Сочетать движения и пение. Развивать навыки сольного пения.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

  • Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Координировать свое пение с движениями.
  • Развивать быстроту реакции при смене движений.
  • Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. Исполнять выразительно и эмоционально.

Март.

Упражнения на развитие дыхания: «Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной.

Пальчиковые игры: «Диск 10 мышек» Е. Железновой:  «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки».

Певческое звукообразование, артикуляция.

  • Распевки на гласные (знакомый материал).
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Проговаривание чистоговорок.

Игровое распевание. Пение:

  • «Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой.
  • Песня по выбору, знакомый репертуар.

Вокально-двигательная гимнастика: «В детском садике» М.Ю. Картушиной.

Музыкальная игра с пением: «Домовой» М.Ю. Картушиной.

Танцевальное упражнение с пением: «У оленя дом большой».

Апрель.

Упражнения на развитие дыхания:

  • дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б. Толкачева.
  • «Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной.

Пальчиковые игры Е. Железновой:  знакомый материал.

Певческое звукообразование, артикуляция:

  • Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый).
  • Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол».
  • Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
  • Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).
  • Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

Пение: Репертуар по уровню достигнутых детьми результатов. По выбору педагога.

Май.    

     Диагностика.

Вид деятельности / Месяц  

сентябрь

        

октябрь

        

ноябрь

        

декабрь

         

январь

Упражнения на развитие дыхания:

Диагностика.

Без звука: «Вдох-выдох».

Звуковое: «Воздушный шар».

Под музыку: Пособия на ниточках (бабочка).

Без звука:

 листок

 бумаги.

Звуковое: «Пузырь».

Под музыку: Пособия на ниточках (капелька).

Без звука: «Паровоз».

Звуковое: «Котёнок и шар».

Под музыку: Пособия на ниточках (снежинка).

Без звука: «Платочек».

Звуковое: «Две собачки».

Под музыку: «Чайник»

Пальчиковая игра:

Диагностика.

«Диск 10 мышек» Е. Железновой:

 «Маленькая мышка», 

«Паучок».

«Диск 10

 мышек»

Е.Железновой:  

«Замок»,

 «Пчёлки».

«Диск 10 мышек»

Е.Железновой:

 «Червяки»,

 «Пальчики»,

 «Перчатка».

«Маленькая мышка»,

 «Паучок», 

«Замок»,

 «Червячки».

Певческое звукообразование, артикуляция.

Диагностика.

Распевки на гласные «Колокольчик».

Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».

Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Улыбка», «Лягушка».

Распевки на гласные «Гуси».

Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения лошадки».

Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Слон розовый», «Труба».

Распевки на гласные: «Курочка».

Артикуляционная гимнастика без музыки: «Мотоцикл», «Ручеёк».

Артикуляционная гимнастика с музыкой: «Иголка», «Лопата».

Игры на раскрепощение подбородка» Д.Е Огороднова.

Артикуляционная гимнастика без музыки : «Приключения язычка».

Распевки с музыкой: «Колокольчик», «Курочка», «Гуси», Ветер».

Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

Диагностика.

«Лиса и воробей», Евтодьева А.А.

 Песня: «Песенка про ёжика», автор неизвестен.

«Мы едем в автобусе» М.Ю. Картушиной.

«Кот и мышка», Евтодьева А.А.

Песня: «Маме»

 З. Качаевой (или

 по выбору).

«Колобок» Евтодьевой А.А.

Песня: по выбору на зимнюю тематику.

«Репка», «Колобок» А. Евтодьевой.

Песня: «Две катушки», автор неизвестен.

Песня: «Три веселых

зайчика» К. Костина.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

Диагностика.

«У меня – у тебя».

«Поезд» М.Ю. Картушиной.

 «Смотри» (с атрибутами).

«Строим дом» М.Ю. Картушиной.

«Игра с колокольчиком» С. Насауленко.

Игра: «Лисичка

 и синичка» М.Ю. Картушиной.

Танец с пением: «Друг».

Вид деятельности / Месяц  

февраль

март

апрель

май

Пальчиковая игра:

 «Диск 10 мышек» Е.Железновой: 

«Пальчики»,

 «Перчатка, 

«Поросята».

«Диск 10 мышек» Е.Железновой:  «Апельсин», «Тараканы», «Рыбки».

Знакомый материал.

Диагностика.

Певческое звукообразование, артикуляция.

Мимическое упражнение «Лисичка».

Артикуляционная гимнастика «Щенок», «Кошка лакает».

Проговаривание чистоговорок.

Распевки на гласные (знакомый материал).

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание чистоговорок.

Упражнение «Злой – добрый» (дети произносят звуки: «у» — злой, «а» — добрый).

Упражнения «Язычок проснулся», «Колокол».

Диагностика.

Развитие вокальных навыков: игровое распевание, пение.

«Машенька и медведь», «Лягушка и воробей», «Кошкин дом» А. Евтодьевой.

Песня про маму по выбору.

Знакомый репертуар.

«Лисёнок и бабочка», «Медвежонок и пчела», « Не плачь» А. Евтодьевой.

Песня по выбору, знакомый репертуар.

Упражнение «Звуковая дорожка» (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

Чистоговорка, стр. 32 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

Диагностика.

Музыкально-ритмическая игра, танцевальные упражнения с пением:

«На птичьем дворе» М.Ю. Картушиной.

 «Делай так».

 «Шведский стол», «Вокалист».

«В детском садике» М.Ю. Картушиной.

 «Домовой» М.Ю. Картушиной.

 «У оленя дом большой».

Игра «Кузнечик», стр. 56-57 (сборник «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной).

Диагностика.

Упражнения на развитие дыхания:

«Весёлый паровозик», «Сердитая муха», скороговорка «33 Егорки».

«Лягушки», «Кукареша», «Едем в гости» М.Ю. Картушиной.

дыхательные упражнения «Петух», «Ёжик», «Комарик» С.Б.Толкачева.

«Быстро – медленно», «Воздушный шарик» М.Ю. Картушиной.

Диагностика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование в средней группе ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Планирование составлено по "Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с3 до 7 лет) Н.В. Нищевой....

Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группе

Перспективное календарно - тематическое планирование в подготовительной группеПерспективное планированиеподготовительная группа     сентябрьТемаСоциально-коммуникативное разви...

Перспективное календарно - тематическое планирование в старшей группе

Перспективное планированиеСтаршая группа        ТемаСоциально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитие...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Вторая младшая группа.

Приложение к рабочей программе содержит материал непосредственно-образовательной деятельности, праздников и развлечений по темам неделей на весь учебный год....

Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год.

Перспективное календарно-тематическое планирование в старшей группе на 2019-2020 уч. год....

Перспективное календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

Перспективное   календарно-тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по программе "Детство"...

Перспективное календарно – тематическое планирование «Рисование» старшая группа

Создание социальной ситуации развития в проссе рисования....