Главные вкладки

    Конспект музыкального занятия "Военные песни - далёкие и близкие" для старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

    Ямакина Татьяна Владимировна

    Этот материал поможет приобщить детей к истории своей страны, истории Великой Отечественной войны на основе знакомства с песнями военных лет. Дети смогут различить настроение, эмоции, характер песни, отметить наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные), научит сравнивать их, находить сходство с интонациями других песен.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_muz._zanyatiya.docx23.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальное занятие  «Военные песни – далёкие и близкие».

    Задачи.

    1.Познакомить детей и взрослых с различными видами военной песни.

    2.Развивать  эмоциональную отзывчивость на песни Великой Отечественной войны: побуждать различать настроение, эмоции, характер песни, отмечать наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные), учить сравнивать их, находить сходство с интонациями других песен.

    3. Воспитывать патриотизм и чувство уважения к мужеству и героизму людей в годы ВОВ;

    4. Активизировать слуховую и зрительную память;

    5.Развивать речь, пополнять ее новыми словами и выражениями.

    Ход.

    Звучит  песня «Прощание славянки», дети торжественным маршем входят в зал.

    Муз. р. Я бы с песни начала рассказ,

    Пусть узнают юные солдаты,

    Как однажды, в предрассветный час,

    Песни взяли в руки автоматы.

    Им наград не вешали на грудь,

    Их портретов не было в газете,

    Но прославлен их нелёгкий путь,

    И народ, воспевший песни эти!

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше музыкальное занятие посвящено песням военных лет. Вы знаете, что 22 июня 1941 года фашистская

    Германия напала на нашу Родину.  Все встали на защиту своей страны. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Что это значит? Это значит то, что песня помогала солдатам идти в бой, придавала силы,  а в минуты отдыха песня позволяла сделать передышку, вспомнить дом, родных.

    Первая песня Великой Отечественной войны называется «Священная война», написанная композитором Александровым и поэтом В. И. Лебедевым –Кумачом. Она была необходима в эти грозные годы. Быстроте её появления удивлялись и удивляются до сих пор. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде.

    Слушание первого куплета песни «Священная война».

    Муз. р. Вы почувствовали, какая она взволнованная, мощная и звучит как призыв. С этой песней уходили на фронт солдаты.

    Всегда в минуты затишья звучали песни. Все они разные по характеру, но одинаково вселяющие веру в победу, напоминающие о доме.

     В числе таких песен знаменитая песня «В землянке» К. Листова.  Сначала это были строки из письма поэта Алексея Суркова жене. Позже, после встречи с композитором Константином Листовым, которому он передал  эти стихи, родилась и зазвучала эта задушевная  песня. В ней говорится о доме, о любви, о надежде на скорую встречу

    Слушание первого куплета песни «В землянке» муз. К. Листов, сл. А. Суркова

    Муз. р. Какая по характеру песня? (Лирическая, нежная, добрая)

    Муз. р. Какое настроение у этой песни? (спокойное)

    Муз. р. О чём в ней рассказывается? (о том, как боец вспоминает свою любимую)

    Муз. р. Слушая эту песню, солдаты вспоминали своих близких.

    Муз. р. Ещё одна лирическая песня, с которой мы познакомимся, называется «Тёмная ночь». Написал её композитор  Н. Богословский и поэт В. Агатов.

    Эта песня из кинофильма «Два бойца». В 1943 году режиссёр Л. Луков, работая над фильмом, задумался, как снять эпизод, где солдат пишет письмо домой. Ему пришла мысль, что песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. За несколько часов была написана музыка и созданы легендарные стихи.

    Слушание первого куплета песни «Тёмная ночь» муз.  Н. Богословского, сл. В. Агатова

    Муз. р. Эта песня очень задушевная, в ней слышны интонации грусти, печали и тоски.

    Для кого солдат поет свою песню? (для родного человека, для жены)        

    Какой характер этой песни? (грустный, тоскливый)

    Муз. р. Она выражает душевное состояние солдата, его думы о родном доме, о любимой, о вере в победу и возвращение домой.

    Муз. р. А сейчас прозвучит задорная песня «Катюша» композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского.

    Слушание песни «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

    Муз. р. Я знаю, что это любимая песня в семье Тимофея и сейчас он нам о ней расскажет.

     Тимофей.  Начало песни было написано до войны, а продолжение в первые годы войны. Эта песня о весне, о цветущих садах, о девушке.

    Муз. р. Спасибо, Тимофей. Эта песня действительно о девушке, которая переживает разлуку с любимым. Поэт М. Исаковский написал первое  яркое восьмистишие, а дальше у него «не получалось». Однако когда стихи попали к композитору М. Блантеру и тот написал мелодию, была написано  продолжение знаменитой «Катюши». Легкая  мелодия быстро стала популярной. Через несколько лет этим ласковым  именем стали называть миномёты времен В. О. войны, наводившие ужас на врага.

    Муз. р. Какая по характеру песня?

    Муз. р.  Всё верно, песня шуточная, светлая, благородная.

    Муз. р. Какое настроение у песни?

    Муз. р. Да, эта песня взволнованная, задорная.

    Давайте попробуем её спеть на слог «ля».

    Пение «Катюша» на слог «ля».

    Муз. р. А сейчас мы с (И. О. в – ля) исполним песню  «Эх, дороги».

    Исполнение взрослыми песни «Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина

    Муз. р. Эта песня об  идущем по фронтовой дороге солдате, о его друге, которого сразила  вражеская  пуля, и он остался  лежать в траве у дороги. О матери, которая ждёт сына домой. Это песня – утрата. Песня о том, через что прошлось пройти нашему народу.

    Муз. р. Какое настроение у этой песни? (грустное, прощальное)

    А сейчас мы послушаем  семейную историю Димы о том,  как его прапрадедушка со своей ротой совершали военный переход.

    Рассказ Димы.

    Муз. р. Да, прапрадедушке  Димы пришлось выполнить такую непростую миссию, как навестить семью погибшего однополчанина.

    Вот через какие трудности пришлось пройти нашему народу.

    Вы, ребята, подрастёте,  и тоже будете служить в армии, будете  готовы защищать Родину. Сейчас предлагаю поиграть в игру  «Мы военные». Проверим, какие вы внимательные, быстрые и ловкие, как вы слушаете музыку, своих командиров.

    Игра  «Мы военные»  (муз. Л. Сидельникова)

    Муз. р.  Бывают события, значение которых не уменьшается со временем, а, напротив, становится более значимым, становится бессмертным. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

    9 мая мы будем отмечать День Победы, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных  лет.

    Сейчас прозвучит песня, которая стала Гимном Великой Победы, давайте споем ее вместе.

                                 Звучит песня «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова

    Муз. р. О чем говорится в песне? (о победе, о гордости  и «радости со слезами на глазах»)

    Муз. р. Какая она по характеру? (бодрая, энергичная)

    Муз. р. На что похожа эта песня? (на военный марш)

    Муз. р. Это победная, торжественно-печальная песня.

    А сейчас предлагаю вам небольшую викторину.

    Викторина.

    - Какая песня возникла из письма, посланного солдатом с фронта своей жене? («В землянке»)

    - Какая песня была написана  до войны и посвящена русской девушке? («Катюша»)

    - Чем отличаются песни «Катюша», «В землянке»? (характером,  настроением)

    _ Чем похожи песни «В землянке», «Темная ночь» (обе песни лирические)

    -Какая  песня стала главной песней ВОВ, гимном советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. («Священная война»)

    -Какой праздник отмечают «со слезами на глазах»? (День Победы)

    Спасибо за внимание! Пойте и слушайте хорошую музыку!

    Звучит песня «День победы», дети торжественно обходят зал, возвращаются в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

    Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

    Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

    Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

    Конспект НОД по Нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Песни военных лет»

    Воспитывать патриотизм, гордость за свою  Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.Учить свято, помнить мужество, самоотверженность и героизм, как фронтовиков, так...

    Конспект "Спортивно-музыкальный праздник "Юные пожарные" для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    Праздник "Юные пожарные" используется в старшей группе. Цели и задачи: формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;  закреплять знания о причинах возникновения пожара, о пожароопасных пре...

    Конспект музыкально- тематического занятия "Города-герои" для старшего дошкольного возраста

    Много лет прошло после Великой Отечественной войны, но не все люди помнят и чтят героев, защищавших нашу Родину. Советский народ сражался с фашистами на фронте, самоотверженно трудился в тылу, боролис...