Акустическая экология на музыкальных занятиях в детском саду
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Киселева Оксана Викторовна

В современной жизни очень актуальна тема бережного отношения к слуху. Ученые в один голос кричат: "Человечество глохнет!" Как помочь себе и своим воспитанникам? Надо вооружиться знаниями по этому вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Акустическая экология на музыкальных занятиях в детском саду.

«Сегодняшние дети совсем другие!» - часто слышим мы от своих коллег, нередко соглашаемся с ними. Но так ли это на самом деле? Думается все же, что не дети изменились: они по-прежнему любопытны, шаловливы, непоседливы и игривы, как и десять, и двадцать лет назад. Однако, окружающая их действительность, информационное поле и общий ритм жизни изменились до неузнаваемости. Одним из факторов, ежедневно влияющих на детей и на всех нас, является звуковой фон.

Человек начинает слышать звуки задолго до рождения и перестает слышать с последним вздохом. Слух – один из важнейших органов чувств. Благодаря ему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки.

Слух действует на наше эмоциональное состояние гораздо сильнее, чем зрение. Надо признать, что мы нередко испытываем агрессивное  воздействием окружающего звукового фона. Жители городов вынуждены мириться с непрекращающимся даже ночью шумом улиц. И в том случае, если шум производит сам человек, воздействие даже громких звуков вряд ли причинит ему вред. Но  в то же время даже небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Кажущееся привыкание к чрезмерно громким звукам вовсе не исключает их вреда. В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных способностей человека, шум может оказывать на него различные действия.

Вследствие такого обширного воздействия  шума на человека возникла необходимость в изучении этого явления. В экологии – науке о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой - появился раздел «экология слуха» (звуковая экология, экология звуковой среды, акустическая экология). Акустическая экология рассматривает человека в городе, изучает влияние звуков среды обитания на живых существ. Почему именно в городе? Потому что именно здесь каждый индивидуум ежедневно подвергается сильным акустическим воздействиям, не известным ранее (звуки движущегося транспорта, навязчивая реклама и т.д.). Шумовое загрязнение среды растет и вне дома, и внутри зданий. Оно приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, сердечно–сосудистой системы и органов слуха.

Нельзя отрицать и благоприятное воздействие звука на человека. Какие звуки оказывают положительное влияние? На этот вопрос есть чисто физический ответ. Звук – это волна. Ошибочной точкой зрения является то, что мы слышим звук только с помощью ушей. Это не совсем так. Мы ощущаем и слышим звук всем телом.Дело в том, что организм человека, его внутренние органы тоже излучают волны. И когда волны самого человека входят в резонанс со звуковыми волнами извне, тогда звуки помогают улучшить настроение и расслабиться. Такое воздействие оказывают звуки природы и музыка.

 Имея все эти знания о воздействии шума, как можем мы помочь нашим воспитанникам в детском саду? Уменьшать звуковой поток и понижать громкость звуков, не забывая о необходимости тишины.

В руках музыкального руководителя есть мощный инструмент, воздействующий на органы чувств и нервную систему. Этот инструмент – музыка. Ее  благоприятное воздействие давно изучено и доказано. Учитывая эти знания, педагог должен продумывать включение  музыки в занятие.

Для начала поговорим об использовании  аудиозаписей. Без них сейчас не обходится не один музыкальный руководитель. Это – примета времени. Действительно, есть много хорошей музыки, способствующей развитию музыкальности  детей, побуждающей их к творчеству, развивающей тембровый слух. Но чтоб эта музыка вместо положительного воздействия не стала источником агрессии, нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Громкость должна быть допустимой.
  2. В занятии не должно звучать больше 50% музыки в записи, лучше меньше.
  3. Записи «живых» инструментов выгодно отличаются от музыки, созданной на компьютере, это объясняется разницей звуковых волн.
  4. Во время звучания музыки лучше воздерживаться от речевых команд. Речь может помешать, вызвать раздражение у слушателя. Слушая музыку молча, педагог своим примером обучает культуре слушания.
  5. Подобрав «хорошую» музыку, музыкальный руководитель должен тщательно продумывать чередование звучание музыки в записи с «живой» музыкой.

Огромный положительный эффект может принести систематическое использование на занятиях пения а капелла (без сопровождения). Это, во-первых, способствует развитию чистоты интонации у детей, а во-вторых, удивительным образом снимает напряжение после активного вида деятельности, успокаивает нервную систему.

Эффект, схожий с пением а капелла, дает и использование разнообразных шумовых музыкальных инструментов. Много тишины и мало звуков! Есть возможность сосредоточиться на звучании конкретного инструмента. Я имею в виду  инструментальные импровизации без использования аудиозаписей, например, под речевое стихотворное сопровождение.

Шумовые инструменты могут заменить и некоторые речевые команды музыкального руководителя. Можно договориться с детьми, что, например, звучание гуслей будет означать приглашение в общий круг, а звуки колокольчика – «внимание, посмотрите на меня!» Одним словом, чем меньше громкой речи взрослого будет звучать на занятии, тем лучше.

Мне посчастливилось однажды присутствовать на занятии мастера Леонардо Ривейро (Австрия) с русскими детьми в рамках обучающего семинара по системе К.Орфа. Между ними был языковой барьер: педагог не знал русского языка, а дети немецкого. Но этого не ощущалось. К речевым командам Леонардо практически не обращался. Мимика, жесты, международный язык нот – инструменты мастера. Ребята были предельно сосредоточены, им было интересно. Звучали  барабаны, гитара, колокольчики, голос. Не было лишних звуков. Главное, что музыка и ритм, одинаково звучащие на всех языках,  организовывали пространство удивительным образом.

Давайте беречь наших детей! Давайте перестанем кричать! Давайте помнить о тишине, как о самой большой ценности современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

"Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""

Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду....

Подборка музыкальных игр на музыкальных занятих в детском саду.

Подборка музыкальных игр на музыкальных занятиях в детском саду....

Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях в детском саду.

В данной публикации представлено осмысление роли музыкально-ритмических движений на занятиях в ДОУ...

Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет

Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет...