«Вариативные способы развития музыкально – ритмических движений в дошкольном возрасте»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

На современном этапе  модернизации  дошкольного образования идут изменения в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Вследствие этого возникает потребность в инновациях. И именно поэтому в настоящее время особую значимость и остроту приобретает отношение педагога к образовательной деятельности как к  инновационному, творческому процессу. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Вариативные способы развития музыкально – ритмических движений в дошкольном возрасте»

На современном этапе  модернизации  дошкольного образования идут изменения в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Вследствие этого возникает потребность в инновациях. И именно поэтому в настоящее время особую значимость и остроту приобретает отношение педагога к образовательной деятельности как к  инновационному, творческому процессу.  

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими интересами и педагогическими воззрениями.

Работая над методической темой -  «Формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на основе ритмики, ритмопластики»,  остановила свой выбор на авторских программах: 

В.Г. Шершнева «От ритмики к танцу»,

Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»,

Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши».

А. И.  Бурениной «Ритмическая мозаика». 

 На мой взгляд, задачи и педагогические технологии этих программ наиболее соответствуют основному направлению моей работы.

Главные цели программ: развитие музыкально- ритмических движений у детей дошкольного возраста.

  Я хочу рассказать, как решается эта проблема в нашем дошкольном учреждении в музыкальной деятельности, а именно на примере формирования музыкально-ритмических навыков, потому что формирование музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО приобретает особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

    Именно через движение, дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку. А по-настоящему раскрыть красоту музыки, дать возможность ее почувствовать возможно с помощью одного из направлений музыкально-ритмического воспитания  - ритмопластики.

     С помощью ритмопластики формируются у детей правильная осанка, гибкость, выносливость; это также - профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; выработка привычки заниматься физическими упражнениями; развитие двигательной памяти.

        Ритмопластикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Занятия ритмопластикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

В отличие от традиционных занятий ритмикой и другими видами музыкальных движений, основная цель «ритмопластики» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Безусловно, развитие музыкальности, пластичности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе развития. Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя  – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой.

  Мы в своем дошкольном учреждении также сталкивались с проблемой формирования навыков  музыкально-ритмических движений.  Занятия проводились в традиционной форме, но они сводились к «муштре» и дети быстро теряли интерес, это не приносило им радость и не давало возможности раскрепоститься и творчески выразить свое «Я».  И поэтому мы стали искать другие направления музыкально-ритмической  деятельности, которые помогли бы детям сформировать музыкально-ритмические навыки, развить интегративные личностные качества, а главное получить удовольствие от занятий музыкально-ритмической деятельностью в более интересной и доступной для них форме. Коллегиально было принято решение ввести комплекс занятий по ритмопластике.

Но прежде чем использовать  комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических  навыков на основе ритмопластики мы,  опираясь на программу М.А. Васильевой,  провели диагностику детей старшего дошкольного возраста,  по следующим  видам  музыкально- ритмических движений:

- упражнения;

-танцы;

- музыкальные игры;

- музыкально-пластические импровизации.

В диагностике использовались следующие критерии оценки сформированности  музыкально-ритмических навыков на основе ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста:

-умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, регистрами, темпом; изменять движения в соответствии с 2-х,  3-хчастной формой произведения; строить ровный круг, уменьшать и увеличивать его, передавать игровые образы различного характера;

-в танцевальных движениях уметь поочередно выставлять вперед ноги в прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно опускать и поднимать руки, двигаться парами; исполнять пляски, состоящие из этих элементов;

-умение ритмично  выполнять пластические упражнения;

-умение свободно и пластично импровизировать, не подражая друг другу;

- эмоциональность  - выразительность мимики, умение передавать в жесте

разнообразную гамму чувств, исходя из музыки  и содержания композиции.

Диагностика показала, что на начало нашей работы  большинство детей имеют  уровень сформированности музыкально-ритмических навыков ниже среднего.

При разучивании упражнений у некоторых детей не получалось согласовывать движения с ритмом музыкального произведения. Неумение владеть своим телом, координировать движения делали их тяжеловесными и неуклюжими.  

В плясках и танцах вызывали затруднения изменения движений в соответствии с двух- и трех-частной формой музыкального произведения, смена движений в соответствии с музыкальными фразами и темповыми изменениями.

Неумение ориентироваться в пространстве делали движения детей в играх  невыразительными и неэмоциональными.

          Из-за  недостаточно развитой  креативности,  умения импровизировать и действовать самостоятельно дети затруднялись в выполнении заданий по музыкально-пластической импровизации.

      Все это убедило нас в правильности нашего решении провести с детьми старшего дошкольного возраста комплекс занятий по формированию музыкально-ритмических навыков  на основе ритмопластики.

Данные занятия проводились один раз в неделю по 30 минут у детей старшего дошкольного возраста. Систематичность, постепенность и последовательность, а также учет индивидуальных физических возможностей были основными педагогическими принципами данных занятий.

Система упражнений выстраивалась  по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, многократность повторения  заданий   помогала  детям успешно усваивать комплекс занятий.

Данный комплекс занятий ритмопластикой  включал в себя  упражнения, музыкальные игры,  танцы, музыкально-пластические импровизации.

Упражнения предназначались для развития гимнастических, танцевальных движений, на этих элементах построены игры, танцы и хороводы.

Упражнения всегда начинались с вводной части, которая включала в себя выполнение упражнений, непосредственно воздействующих на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Затем следовали общеразвивающие упражнения: взмахи,  повороты, наклоны,

упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).

Продолжала комплекс основная часть – нагрузочная: различные  выпады, приседания. После этого выполнялись упражнения в партере (на ковриках) для развития гибкости, укрепления мышц спины, брюшного пресса, мышц ног.

Затем следовали упражнения на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.

Так же на занятиях  мы много играли, так как музыкальные игры - ведущая форма организации  музыкально-ритмической деятельности. В ходе игры дети перевоплощались в различные образы, а музыка придавала им особый эмоциональный настрой.

Наши танцы – строились на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении, состояли из знакомых элементов движений. В первую очередь при разучивании танцев  мы учили детей целостному восприятию музыкальных произведений.

Большое значение в нашей деятельности по формированию музыкально-ритмических навыков придавалось музыкально-пластическим импровизациям, так как они формируют умение передавать в пластических свободных образах характер и       настроение музыкальных произведений, умение составлять композиции к танцам, а самое главное, помогли  детям раскрепоститься и проявить свое творческое начало.

Мы очень тщательно отбирали музыкальный репертуар. Он соответствовал художественно-педагогическим требованиям: единства содержания и музыкальной формы,  доступности восприятия  детьми старшего дошкольного возраста.

         Таким образом, использование педагогических принципов, учет физических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, правильный подбор музыкального репертуара все это в совокупности должно было  обеспечить успешную музыкальную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков.

            После апробации комплекса занятий по формированию музыкально  ритмических навыков на основе ритмопластики у детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика уровня сформированности этих навыков.

          Для этого, детям были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических  движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность. Диагностика выявила положительную динамику.

Дети стал проявлять  интерес и внимание к музыке.  Эмоционально реагировали на нее, самостоятельно, творчески подходили к инсценировке сюжета песни. Умели действовать самостоятельно, выполняли движения выразительно, умели импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывали движения, отражающие содержание музыки, активно проявляли инициативу в музыкально-пластических импровизациях.

Следовательно, применение в практике музыкально – воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста выше изложенного комплекса движений по формированию музыкально – ритмических навыков на основе ритмопластики обеспечил новый качественный уровень развития детей.

        Использование этого комплекса движений позволило нам значительно расширить программный материал, дополнить его интересным творческим содержанием,  формами работы, и повысить, таким образом, уровень формирования музыкально – ритмических навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...

«Применение инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»

   В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соот...

«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»

Выступление  с  докладом  из  опыта  работы - участие в  межрегиональном  семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный  подход  к  специфике  и...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема развития музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта актуальность поставленной проблемы и возможность её решения через все виды музыкально...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Использование инновационных технологий в развитии музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста

В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии с...