Досуг для старших дошкольников «Три чуда»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Александрина Валентиновна Ушакова

Развитие у детей музыкального восприятия, творческого воображения; обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

                                               

Досуг для старших дошкольников «Три чуда»

Программное содержание: развитие у детей музыкального восприятия, творческого воображения; обогащать словарный запас детей.

Оборудование: мольберт; кроссворд; портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова; иллюстрации картин М. Врубеля, С. Ковалева, иллюстрация «Белка» В. Конашевича; шлемы, щиты, мечи для мальчиков; атрибуты на голову, шарфы для девочек.

Ход досуга:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку.  Вы согласны? (Ответы детей) Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Ответы детей). А чтобы проверить это, давайте поиграем в игру «Подари улыбку».

 

По дорожке я иду                   Ведущий идёт мимо детей, с окончанием  

И улыбку всем дарю.             фразы останавливается перед кем-либо.

Улыбнись и ты скорей,       Улыбается этому ребенку, протягивая ему

Вместе будет веселей!          руку.  Вместе кружатся поскоками.

 

 (Далее игра повторяется, но ведущих уже двое.  Так до тех пор, пока в игру не будут вовлечены все дети.)

Коммуникативная игра «Подари улыбку»

(После игры все берутся за руки).

Воспитатель: Ну, что ж, пора в путь.  По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём! (Воспитатель ведёт детей змейкой, все держатся за руки).

Вот мы и пришли, только сказки нигде нет. (Оглядываются вокруг и замечают на мольберте кроссворд.) Кажется, я поняла, чтобы попасть в сказку нам нужно отгадать кроссворд.  Справимся? (Ответы детей). Тогда присаживайтесь поудобней и начнём. (Дети свободно садятся на ковёр перед мольбертом). 
1. Как называется человек, который сочиняет музыку? (Композитор).
2. Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных инструментах? (Оркестр).
3. Как называется спектакль, в котором актёры не говорят, а поют? (Опера).
4. Назовите общим словом понятия: живопись, музыка, художественное слово. (Искусство)
5. Какой оркестр исполняет музыку в опере, он же является самым большим? (Симфонический).
6. Какая сказка А. С. Пушкина превратилась в оперу? (Сказка о царе Салтане)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы и очутились в сказке, да не в простой, а музыкальной!  Звуки музыки нас зовут в сказку.  Проходите, присаживайтесь на стульчик. Посмотрим, что же будет дальше. (Дети проходят и садятся на стулья). Ребята, скажите, какой композитор написал оперу «Сказка о царе Салтане»? (Н. А. Римский – Корсаков, русский композитор). В волшебном городе у князя Гвидона было три чуда. Назовите первое из них? (Белочка). Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А.С. Пушкин. (Ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,

Да затейница какая
Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт!

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Воспитатель: Молодец! А вот белочка, которую нам нарисовал художник. (Иллюстрация «Белка» В. Конашевича). Скажите, какая белочка на картине? (Ответы детей). А сейчас, мы услышим, как композитору Н.А. Римскому – Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки. (Звучит музыкальный фрагмент «Белочка»)        

Воспитатель: Какую белочку нарисовала нам музыка? А почему вы так решили? (Ответы детей). Правильно, ребята! Помните, как у А. С. Пушкина:

... белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

В музыке белки тоже есть «присвисточка». Её исполняет инструмент с забавным названием: флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта». Голос у неё тонкий, высокий, светлый и немножечко свистящий. (Воспитатель показывает флейту-пикколо. Повторное слушание в исполнении симфонического оркестра).

Ребята, давайте возьмем инструменты, создадим свой детский оркестр и исполним это произведение (Оркестр «Во саду ли, в огороде»).

Воспитатель: А сейчас, назовите мне второе чудо. (Ответы детей. Ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).


Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Воспитатель: Тридцать три богатыря защитники волшебного города. (Иллюстрация «Тридцать три богатыря» В.Конашевича). Посмотрите на картину, что вы видите? (Ответы детей).

 А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей. (Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»).

Воспитатель: Как звучала музыка? (Ответы детей). Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (Ответы детей). Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, художник и композитор? (Ответы детей). Сейчас назовём третье чудо волшебного города – Царевна Лебедь. Девочка сейчас расскажет, как описал эту необычную царевну А.С. Пушкин. (девочка читает стихотворение).

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

Воспитатель: А сейчас послушаем, какую Царевну – Лебедь изобразит нам музыка. (Музыкальный фрагмент «Царевна - Лебедь»).

Воспитатель: Какая была музыка? (Ответы детей). Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А какое море рисует аккомпанемент? (Ответы детей). А теперь посмотрим на иллюстрации. (Иллюстрация «Царевна лебедь» М. Врубель и В.Конашевича).

Видите, как изобразили Царевну - Лебедь художники.  Скажите, настроение, картины схоже с музыкой. (Ответы детей). Ребята, я предлагаю вам совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (Ответы детей).  А девочки превратятся в Царевну – Лебедь. Какие движения будут у вас? (Ответы детей). 

(Дети берут элементы костюмов и исполняют танцевальную импровизацию под прослушанную музыку.)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по сказке завершается.
Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали? Кто ее написал? А кто написал музыку к этой сказке? Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского- Корсакова?  Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. 
 Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей музыки.