Веселая логоритмика на музыкальных занятиях
методическая разработка по музыке

Лукьянчикова Инна Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx33.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Веселая логоритмика на музыкальных занятиях

Марина Кривенчук 
Веселая логоритмика на музыкальных занятиях

Веселая логоритмика на музыкальных занятиях

Кривенчук М. М.

Методическая разработка

Содержание

1. Введение

2. Основные требования к построению логоритмической деятельности

3. Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

4. Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

5. Заключение

6. Приложение. Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.

7. Список используемой литературы.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только 10% -12% новорожденных появляются на свет здоровыми. Отдельную категорию составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Диагностика воспитанников, проведенная музыкальным руководителем показала, что у 73% детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях особо у детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения. В нашем ДОУ№ 23 «Улыбка» совместная работа ведется музыкального руководителя с учителем-логопедом и воспитателями. Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, мы убедились, что они являются отличным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучших результатов в обучении и воспитании, формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева,Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество часов в год – 31. Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление

дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или учитель-логопед.

Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности

Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти.

Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т. е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию. Мы убедились, что сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных, использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука закреплению правильного произношения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, провожу работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого провожу специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является утренняя музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица. Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Заключение

В процессе проводимой работы столкнулись с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.

В целом, работа по данному направлению:

• стимулировала введение в практику музыкальной деятельности новой авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;

• способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;

• способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;

• позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.

В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.

Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особо логопедической группы.

Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:

• соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;

• высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;

• наличие комплекта методического и дидактического материала;

• заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.

Приложение.

Упражнения по логоритмике. Стихи с движениями для детей.

ПУГАЛО

Охраняет пугало Все понемножку

(Загибают пальцы)

Ягоды, огурчики,

Репку и картошку.

Рукавами машет,

(Свободно машут руками из стороны в сторону)

Шевелит усами.

(показывают «длинные» усы.)

Ну-ка вы, пернатые,

(грозят пальцем)

Улетайте сами!

(широко взмахивают руками)

А не то, как потянусь,

Движение рукой вправо вверх.

Вас достану сразу.

Движение другой рукой влево вверх

Жалко только, к палке

Жалобная гримаса

Крепко я привязан!

Покачиваясь из стороны в сторону, не отрывая но от пола

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.

МАШИНА

Би-би-би - Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук - Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

Оп-оп-оп — Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль — Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

КАША

Эта каша для Любаша,

(держат перед собой руки, сложенные ковшиком)

Пар над кашей поднялся.

(тянут руками вверх)

Где же каша?

(пожимают плечами)

Нету! Вся!

(отрицательно качают головой, а потом машут рукой)

ПЕТУХ

Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух.

(стоят лицом в центре круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями)

Разноцветный, весь цветной

(идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

И кричит как заводной: «Ку-ка-ре-ку!»

(кукарекают)

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам,

(скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

(Прыгают,сложив руки перед грудью)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

[i](идут вперевалочку)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик.

(двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

АКВАРИУМ

Улитки ползут, Свои домики везут

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят, На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут, Плавничками гребут.

(Передвигая по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот, А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

Привлекайте детей к логоритмической игре, покажите её на своем ярком примере, расскажите о животных или предметах, о которых пойдет речь.

Дети не сразу подхватят ваши действия. Сначала они будут только наблюдателями, затем при неоднократном повторении запомнят слова, станут их произносить и вместе с вами выполнять движения. Артистичное изображение вами персонажей сразу привлечет внимание детей.

Играйте вместе с детьми и получайте радость от совместной деятельности!

Желаю вам удачи в развитии ваших детей!

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»

5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

6. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

7. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

8. Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОРИТМИКА НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

«Музыкальная народная культураявляется тем чистым источником,из которого подрастающеепоколение, взяв лучшее из прошлого,сделает лучшим будущее»....

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...

Веселая логоритмика на музыкальных занятиях

Веселая логоритмика на музыкальных занятиях...