Слушаем музыку в раннем возрасте
статья по музыке (младшая группа)

Аракелова Анна Юрьевна

автор: Аракелова Анна Юрьевна

музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад № 23»

Слушаем музыку в раннем возрасте

Дошкольное детство — начальный этап развития музыкального восприятия и ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushaem_muzyku_v_rannem_vozraste_statya_dlya_sayta.docx22.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слушаем музыку в раннем возрасте

Дошкольное детство — начальный этап развития музыкального восприятия и ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. 

Ранний и младший дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности это первая ступень в жизни дошкольников. В этот момент очень важно правильно организовать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы максимально облегчить им процесс адаптации к детскому саду.

 

Задачи музыкального воспитания и развития на этапе раннего возраста

  • Развивать эстетическое восприятие музыки: 
  • Вызывать восхищение музыкой, формировать устойчивый интерес к ней и способность получать от нее удовольствие;
  • В процессе пения знакомить с окружающим миром;
  • Способствовать становлению основ музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также на понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);
  • Воспитывать слуховую сосредоточенность, предлагая послушать и различить выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;
  • Обогащать музыкальную память, стимулируя запоминание небольшого количества музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев.

Активизировать музыкальную деятельность детей:

В слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

В пении: приветствовать элементарное проявление певческой деятельности (подпевание отдельных слогов, звукоподражаний и простых слов);

В танцевальной деятельности: вызывать желание выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); участвовать в пляске по одному, в паре со взрослым или сверстником;

В игровой деятельности заинтересовать простыми игровыми приемами. Содействовать элементарным музыкально – творческим проявлениям.

И  в этом возрасте особое внимание  педагоги уделяют игровой деятельности. И поэтому  уместно сделать акцент именно на игровой мотивации.

Что такое игровая мотивация?

Мотивация – (от лат. приводить в движение, толкать) 

  • Побуждение к деятельности.
  • Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Мы говорим сегодня о музыке, поэтому остановлюсь на видах музыкальных игр

Игры, развивающие восприятие музыки. С помощью классических и народных музыкальных произведений помогут вызвать у ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально – положительное отношение к ней.

Игры, развивающие слуховое восприятие. Они познакомят малыша с различными детскими музыкальными игрушками, инструментами и их голосами, помогут приобрести первый опыт по извлечению звуков, дадут элементарные понятия о некоторых средствах музыкальной выразительности.

Игры, стимулирующие певческую активность. Эти игры будут способствовать развитию звукового взаимодействия между взрослым и малышом, пониманию речи, ее активизации, формированию интереса к пению.

Игры, способствующие двигательной активности. Эти игры направлены на то, чтобы средствами музыки раскрыть двигательный потенциал маленького ребенка. Они помогут развитию основных движений, мелкой моторики, а также расширению сенсорного опыта.

Игры с сюжетными игрушками. Они будут развивать подражание и научат малыша первым сюжетным действиям с любимыми игрушками под музыку и пение, а также положительно влияют на развитие предпосылок к сюжетно-ролевой игре.

Игры, формирующие предпосылки к взаимодействию со сверстниками. Они помогут организовать первые контакты ребенка со сверстниками, вызовут положительный интерес малыша к другим детям, постепенно подведут его к играм рядом, а затем и вместе со сверстниками.

Пальчиковые игры. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, речевому развитию.

Создание игровой ситуации

Создать игровую ситуацию удобно на сюжетном занятии, в течение которого ход игрового действия разворачивается на основе сквозной сюжетной линии, логично объединяющей различные виды детской деятельности. Такие занятия по содержанию являются музыкальными, а по форме организации игровыми. Особенно важно, чтобы такие занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети увлеченно играли и были достойно оценены педагогом.

Предметно – развивающая среда

Очень важный аспект – хорошая организация предметно-развивающей среды. Использование ТСО, звучащих игрушек, шумовых и музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, сюжетных игрушек, атрибутов к танцам, хороводам, музыкально-двигательным упражнениям, элементов костюмов и т.д. обеспечит качественное запоминание материала детьми, а главное – даст им возможность проявить свои музыкальные способности, выразить себя, свои эмоции.

В заключении хочется сказать о том, что Период раннего возраста отличается уникальностью  и успех зависит от роли педагога, музыкального руководителя! Многолетние исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослым закладываются наиболее важные человеческие способности и личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

  Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю детей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности....

Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности «Музыка» детей раннего возраста

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Консультация для родителей - «Игры, развивающие восприятие музыки в раннем возрасте».

Консультация для родителей способствующая формированию интереса и любви к восприятию музыки....

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Музыка в раннем возрасте"

Рекомендации для родителей по использованию музыкальных произведений в быту и жизненном пространстве ребёнка. Предлагаемый  музыкальный материал опробован в качестве музыкотерапии для детей и взр...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста («Музыка в раннем возрасте»)

Если вы хотите, чтобы у вас вырос грамотный, жизнерадостный, уравновешенный ребёнок,умеющий понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире, то.......

Музыка. Группа раннего возраста

МАЙТема 3 недели: НасекомыеПесня "Бабочки" М.Красеваhttps://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BD%D0%...

Особенности восприятия музыки детьми раннего возраста

Особенности восприятия музыки детьми  раннего возраста...