Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста. февраль 2020
материал по музыке

Ковалева Светлана Викторовна

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz-ritm_dvizh_soobshch_opyt_rab.docx17.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста.

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №33 Ковалевой Светланы Викторовны.

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. 

Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в детском саду.

Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц?

Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком движений.

Музыкально-ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Основываясь на собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Учитывая это, включаю в занятия музыкально – двигательные упражнения, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки.

На музыкальных занятиях осуществляются следующие задачи:


  1. Развитие музыкальных способностей;

  2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;

  3. Формирование красивой осанки, выразительным движениям;

  4. Развитие творческих способностей.


Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:


  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

  • систематичность;

  • постепенность;

  • последовательность;

  • повторность;


В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку.

Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Вот поэтому так важны эти занятия для детей. На занятиях ритмикой дети получают большой заряд энергии, большое удовольствие от общения с музыкой, а также эмоциональный заряд.
В музыкальной работе выбираю два основных этапа:
Первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, показывают
движения танца, играют на инструменте, а он слушает, запоминает, пытается повторить самостоятельно.
Второй строится на методе « освобождения творческих сил», благодаря этому ребенок творит в музыке, импровизируя в танце, использует знакомые движения.

Ритмические танцы с сопровождением, упражнения, игры, игра на детских музыкальных инструментах, яркая, красивая, образная музыка вызывает живой интерес у детей. Смешные песенки обеспечивают выполнение легких танцевальных движений и забавных упражнений подражательного характера.

Этот музыкальный материал позволил раздвинуть рамки занятия, пополнить его красивой музыкой, необычными песнями. Использование фонограмм позволило мне оторваться от инструмента и увлечь детей предлагаемыми музыкальными образами, расширить кругозор детей, пополнить музыкальный опыт, познакомить с новыми образами сказочных героев, заметила, что ребят очень увлекает эта деятельность.

Эти занятия радуют детей, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Во время занятия у детей формируется навык быстро реагировать на ситуацию и слова взрослого, развивается уверенность в себе.

Веселые занятия ритмики способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Дети с большим удовольствием посещают их.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Работаю по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. Процесс усвоения ритмической структуры стараюсь ускорить направленным обучением с помощью музыкальных игр и забав.

В организации этих занятий опираюсь на игровую форму проведения этого вида деятельности.

В первую очередь учитываю возрастные особенности детей. Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в каждое музыкальное занятие. Они становятся его неотъемлемой частью.

Для лучшего усвоения предлагаемых игр неоднократно повторяю их на занятиях и варьирую в течении всего учебного года.

Иногда целое занятие посвящаю развитию чувства ритма. Эти занятия носят непринужденный игровой характер.

Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав.

Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.