"Колобок" - НОД с элементами театрализации для старших дошкольников
план-конспект занятия по музыке

Шелудько Ольга Алексеевна

"Колобок" - НОД с элементами театрализации для старших дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок» городского округа Спасск – Дальний Приморского края.

«Колобок»

Непрерывная образовательная деятельность с элементами театрализации по курсу «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Составила:

Шелудько Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

г.о. Спасск – Дальний

2019 год

Обоснованность и взаимосвязь целей и задач, их направленность на достижение всех видов планируемых результатов (предметные, метапредметные и личностные).

Образовательная деятельность: «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формирование у старших дошкольников умения импровизировать через

           разыгрывание сказки «Колобок».

Задачи: Обучить умению составлять диалоги между персонажами сказки «Колобок».

              Обучить умению выражать свои чувства, эмоции в восприятии музыкального

              произведения «Утро» Э. Грига, музыкальных пьес, характеризующих персонажей  

              сказки «Колобок», пении песен: «Листопад» сл. и муз. М. Сидоровой, «Осень

              золотая» сл. и муз Л. А. Старченко, «Колыбельная» муз. Е. Тиличеевой, танце

              «Падают листья» муз. М. Красева, хороводе «Хорошо в лесочке» сл. и муз. Е.      

              Шаламоновой, при выполнении этюдов «Удивление», «Аромат».

              Сформировать умение мимикой, жестами, пластикой передавать образ сказочных

              Персонажей сказки «Колобок».

              Развить звуковысотное восприятие (пропевание приветствия и прощания);

              чистоту интонирования, хоровые навыки (песни«Листопад» сл. и муз. М.

              Сидоровой, «Осень золотая» сл. и муз. Л. А. Старченко, «Хорошо в лесочке» сл. и  

              муз. Е. Шаламоновой, «Колыбельная» муз. Е. Тиличеевой); способность

              определять характер и регистр музыкальных произведений(«Медведь» муз.

              Ребикова и «Зайчики» муз. Е. Тиличеевой).

              Развить двигательную активность детей в танце «Падают листья» муз. М.    

              Красева, хороводе «Хорошо в лесочке» сл. и муз. Е. Шаламоновой, в

              импровизации с осенними листьями; в передаче образов сказочных персонажей

              сказки «Колобок».

              Развить умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

              Побудить к проявлению дружеских взаимоотношений между детьми.

На занятии осуществлялась интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: знакомство с произведением «Утро» композитора Э. Грига.

«Речевое развитие»: проговаривание считалки, стихотворения «Капуста», составление

диалогов между персонажами сказки «Колобок».

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности в танцах, передаче образа сказочного персонажа, выполнение движения «прямой галоп», выполнение прыжков на двух ногах, развитие мелкой моторики в логоритмическом упражнении «Капуста».

«Социально-коммуникативное развитие»: этюды, выстраивание диалогов, самооценка и оценка деятельности друг друга, согласование своих действий с действиями партнера.

 Определение типа НОД, её структуры и способов деятельности учащихся в соответствии с целями, задачами и планируемыми результатами.

Вид НОД: Фронтальная музыкальная НОД с элементами театрализации по мотивам                          

                  русской народной сказки «Колобок» для старших дошкольников.

Структура НОД.

Вводная часть. (2 мин).     Введение в тему, мотивация деятельности, целеполагание.

Основная часть. (20 мин). Восприятие нового музыкального произведения,

Музыкально-ритмические движения.

Пальчиковая гимнастика.

Распевание.

Пение.

Танцы.

Творческие задания, этюды на протяжении основной части.

Элементарное музицирование.

Заключительная часть. (3 мин). Рефлексия.

Способы деятельности воспитанников:

1.Восприятие музыки разного характера.

2.Детское музыкальное исполнительство:

    а) пение,

    б) музыкально-ритмические движения, танцы,

    в) игра на детских музыкальных инструментах.

3. Исполнительское творчество: выполнение этюдов, творческих заданий.

4. Пальчиковая гимнастика: логоритмическое упражнение.

5. Речевая деятельность: проговаривание считалки, составление диалогов сказочных

персонажей.

6. Рефлексия.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).  2 мин.

Звучит лейтмотив песни «В мире много сказок», дети заходят в музыкальный зал. Приветствие: музыкальный руководитель поет: «Здравствуйте, дети!», используя три ступени: высокую, среднюю, низкую. Дети отвечают: «Здравствуйте!», отмечая рукой высоту звука.

М. Р. Дети, вы любите сказки? А как вы думаете, легко ли быть артистом? Предлагаю вам  

          испытать себя в роли артистов и разыграть сказку. Вы согласны? (Ответ детей).  

          Хорошо. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответ детей).

М.Р. Чтобы узнать, какую сказку мы разыграем, отгадайте загадку: «На сметане мешен, на  

         окошке стужен, круглый бок, румяный бок… кто же это? (Колобок). Правильно!

         Итак, слушаем сказку.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). 20 мин.

М.Р.  В одной деревне жили бабушка и дедушка. Наступило утро. «Тихо бродит по

          дорожке утро в золотой одёжке.  Где листочком зашуршит, где росинкой зазвенит». 

          Послушайте, как норвежский композитор Э. Григ (показывает портрет композитора)  

          изобразил утро музыкой.                            

Звучит отрывок из пьесы Э. Грига «Утро».

М. Р. Музыка спокойная, неторопливая, постепенно пробуждается природа, запели  

          петухи, замычали коровы, защебетали птицы. Лошадки тоже проснулись и самые

          быстрые из них тут же пустились вскачь. Лошадки умеют скакать галопом, мы с

          вами тоже учимся выполнять движение «прямой галоп». Давайте, выполним это

          движение.

 Звучит пьеса «Всадники» муз. Витлина, дети выполняют «прямой галоп».

М.Р.  Проснулись бабушка с дедушкой, вышли во двор, сели на лавочку. Бабушка             с

          дедушкой старенькие, спину у них ломит, ноги быстро не ходят.  

Повторно звучит фрагмент из произведения «Утро».

         Мальчики, покажите, как ходит дедушка. А девочки оценят и выберут Дедушку.                                                  

         (Дети выбрали Дедушку, дедушка надел кепку).

          Девочки, покажите, как ходит Бабушка. Теперь мальчики будут оценивать и  

          выбирать Бабушка. (Дети выбрали Бабушку, Бабушка завязала платочек).

               (Дед и Баба сели у домика).

М.Р.  Вот и говорит Дед Бабе: (речевая импровизация Деда). А Баба ему отвечает:

          «Подожди, Дед, сначала засолим капусту на зиму, а потом будет тебе колобок».

           Дети, поможем Бабе с Дедом?

Пальчиковая гимнастика «Капуста». (Приложение 1)

М.Р.  Испекла Баба Колобок. Веселый получился Колобок, заулыбался во весь рот.

          Покажите, дети, как улыбается Колобок? Давайте при помощи считалки  

          (приложение 2) выберем Колобка.

                            (Дети выбрали Колобка, надели на него шапочку).

М.Р. Положила Баба Колобка на подоконник, студиться. Надоело Колобку лежать,  

         спрыгнул он с окна, через порог перекатился и покатился по дорожке прямо в лес.                                  

Звучит музыка, Колобок бежит.

М.Р. Посмотрел Колобок вокруг себя и ахнул от удивления. Дети, почему Колобок

         удивился, когда увидел лес? Какое сейчас время года? Какие стоят деревья?

         Колобок, покажи, как ты удивился? Дети, Колобок хорошо выразил свое удивление?

         Теперь вы изобразите удивление.                                  

 Этюд «Удивление».

(Приподнять плечи, слегка развести в стороны руки, приподнять брови, округлить рот).

  

М.Р.  Катится Колобок по лесной тропинке и кажется ему, будто слышит он красивую

          мелодию. Остановился Колобок, прислушался, а это листочки на деревьях песенку  

          поют. Послушайте, дети, какую песенку поют листочки? На каком инструменте я

          сейчас играю?

 Звучит на металлофоне распевка «Листопад», М.Сидоровой. (Дети отгадывают, поют).

М. Р.  Дети, как движется мелодия этой песенки?  (Ответ детей).Катится Колобок по лесу,  

           навстречу ему… отгадайте, кто?                          

Звучит «Медведь» муз. В. Ребикова.

М. Р.  Как вы узнали, что это Медведь? Какая музыка по характеру? В каком регистре

           написана? Мальчики, покажите, как двигается Медведь?  (Девочки выбрали  

           Медведя). Говорит Медведь Колобку: (импровизация диалога между Медведем и  

            Колобком).

М. Р.  Дети, давайте поможем Колобку песенку спеть.

 Дети исполняют хоровод «Хорошо в лесочке» сл. и муз. Е. Шаламоновой.

М. Р.  А еще Колобок говорит Медведю: «Посмотри, Медведь, сколько в лесу грибов, они  

           гораздо вкуснее меня». Пошел Медведь грибы собирать, а Колобок покатился  

           дальше.  Катится Колобок, навстречу ему…отгадайте, кто?

Звучит музыка «Зайчики» Е.Тиличеевой. (Ответ детей).

М. Р. Как вы узнали, что это зайчик? Какая музыка? В каком регистре она написана?    

          Покажите, как скачет Зайчик, прыжки легкие, опускаемся мягко на носочки.  

          (Считалкой (приложение 3) выбрали Зайчика).  Увидел Зайчик Колобка и говорит

           ему (импровизация диалога между Колобком и Зайчиком).

М. Р. Только хотел Колобок пропеть Зайчику песенку, как вдруг почувствовал приятный

           аромат. Колобок оглянулся вокруг и увидел рядом с собой цветочную поляну. Дети,

            вы чувствуете, какой приятный запах, какой аромат?                                                

Этюд «Аромат»

(Дети втягивают носом воздух с улыбкой и слегка прикрыв глаза, показывая, как им нравится аромат цветов).

М. Р. Колобок говорит Зайчику: «Полюбуйся, Зайчик, последними осенними цветами».

Звучит «Вальс» муз.  А. Жилина, девочки импровизируют с цветами.    

М. Р. Побежал Зайчик цветы собирать, а Колобок покатился дальше. Катится Колобок, а  

          навстречу ему Волк. Покажите, мальчики, как Волк ходит по лесу?

 Звучит пьеса «Серый волк» муз. И. Арсеева.

          (Мальчики изображают Волка, девочки выбрали Волка). Говорит Волк Колобку  

           (импровизация диалога между Волком и Колобком).

М. Р. Только начал Колобок петь свою песенку, как налетел ветер, сорвал с деревьев      

           листья и закружил их в пляске. Колобок и говорит Волку: «Давай потанцуем с  

           осенними листочками». Дети, вы поможете Колобку и Волку?

 Звучит фонограмма песни «Падают листья» муз. М. Красева.

                     (Дети танцуют с осенними листочками).

М. Р.  Не стал Волк трогать Колобка, убежал, а Колобок дальше покатился. Катится  

            Колобок, а навстречу ему Лиса. Покажите, девочки, как Лиса по лесу ходит?

 Звучит пьеса «Лиса» муз. Л. Олифировой. 

             (Девочки изображают Лису, мальчики выбрали Лису).Говорит Лиса Колобку  

              (импровизация диалога между Лисой и Колобком).

М. Р.  Дети, поможем Колобку песенку спеть.

Дети исполняют песню «Осень золотая» сл. и муз. Л. Старченко.

М. Р.  Спел Колобок Лисе песенку, а она ему и говорит: (речевая импровизация Лисы).    

           Дети, как вы думаете, что произойдет с Колобком, если он сядет Лисе на носок? А  

           вы хотите, чтобы Лиса его съела? А как мы можем помочь Колобку? (Варианты    

           ответов детей). Давайте, споем Лисе колыбельную песню, она уснет, и Колобок            

            убежит.            

Дети исполняют песню «Колыбельная» муз. Е.Тиличеевой.

 (Лиса садится на пенек, засыпает, Колобок убегает, садится с детьми).

М. Р. Остался наш Колобок цел и невредим. Какие, дети, вы молодцы, уберегли Колобка  

           от Лисы. Давайте завершим сказку веселым оркестром. Но сначала разбудим  

          Лисичку, громко похлопаем в ладоши и пригласим ее сыграть вместе с нами.  Дети

          берут музыкальные инструменты.

 Звучит р.н.м. «Ах ты, береза». Шумовой оркестр.

Заключительная часть (рефлексивный этап). 3 мин.

М. Р.  Дети, вам понравилось разыгрывать сказку? На этом столике лежат карточки  

           зеленого, желтого и красного цвета. Если вам понравилось разыгрывать сказку,  

           поднимите карточку зеленого цвета, если не очень – желтого, если совсем не  

           понравилось – красного. А теперь продолжите предложение: сегодня я принимал  

           участие в…, я научился…, я смог…, мне было трудно…, у меня получилось…

           Молодцы. У нас получилась замечательная сказка. Давайте попрощаемся песенкой:

           «До свидания!»

            Музыкальный руководитель поет: «До свидания!», используя три ступени:          

            высокую, среднюю, низкую. Дети отвечают: «До свидания!», отмечая рукой высоту  

            звука.

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Что за скрип? Что за хруст?       Сжимать и разжимать пальцы.

Это что еще за куст?                   Соединить основания ладоней, пальцы «бутоном»,

                                                       покружить ими.

Как же быть без хруста?            

Если я – капуста!                         Сделать из пальцев «шар».

Мы капусту рубим, рубим.        Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трем, трем.          Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачками

                                                                друг о друга.

Мы капусту солим, солим.         Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.  

Мы капусту жмем, жмем.           Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

  Приложение 2

Считалка 1

Я пойду куплю дуду, я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди, мы играем, ты води.

Приложение 3

Считалка 2

Бегал зайка по дороге, да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать, выходи, тебе искать.

Литература.

1. Асмолов А. Г. Системно – деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. Педагогика М. 2009.

2. Г. В. Кузнецова. Проводим музыкальное занятие в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Музыкальный руководитель. 2016, №4.  

3. И. А. Буренина. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб. – метод. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб., 2002.  

4. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е.С. Петровой. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех  

 возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса. 2003

5. Т. Н. Доронова. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребенок в детском саду. 2001, №2.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва, 1997г.

7.«Колокольчик» 2005, № 34. Щедрая Осень. Сценарии, стихи, песни, игры, танцы. Составитель и редактор И. Г. Смирнова.  

8.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Москва. «Просвещение». 1987г.

9. Музыкальный руководитель. 2010, №6. Хоровод «Хорошо в лесочке» сл. и муз. Е. Шаламоновой.

Интернет-ресурсы:

http://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii-1

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/17/formirovanie-predposylok-uud-v-dou

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/konsultatsiya-razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие с элементами театрализации в старшей группе

Воспитатель: Когда сучил ты ножками упрямо, кто научил ходить? конечно мама!  Когда по жизни вверх ты рвался рьяно, кто спину подставлял? конечно мама!           ...

Конспект НОД в нетрадиционной технике аппликации с элементами театрализации в старшей группе «Зайчик серенький стал беленьким»

Задачи:Развивать у детей сюжетно-игровой замыселВоспитывать у детей любовь к природе, эстетическое восприятие, интерес к театрализованной деятельности, интерес к рисован...

СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ»

Методическая разработка совместного мероприятия с родителями детей с ОНР по лексической теме "Осень" с элементами театрализации....

Конспект занятия по ПДД с элементами театрализации для старшей группы

Конспект занятия по правилам дорожного движения с элементами театрализации «Как Лунтики изучали правила дорожного движения». (старшая группа)...

Развлечение с элементами театрализации для младших дошкольников «Сказка в гости к нам пришла»

Развлечение составлено по русской народной  сказке "Рукавичка". Для  создания  непринуждённой, радостной  атмосферы педагог находится в образе бабушки,  которая побу...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации в старшей группе "Путешествие в страну Снежной королевы"

Развитие креативных способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития креативного потенциала  дошкольников....