экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по музыке (старшая группа)

Петрова Елена Михайловна

Фоновая музыка как один из эффективных методов психолого- педагогического воздействия на ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksp._fonovaya_muzyka.docx37.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №236 «Лукоморье» Фрунзенского района г.Саратова

             

             

                     Экспериментальная      деятельность  в    музыкальном     развитии

Фоновая музыка  как эффективное средство

психолого - педагогического воздействия на детей.

 

                                                 Составила:

                     музыкальный руководитель

Петрова Е.М.

                                                                         Саратов

                                                                            2020

Пояснительная записка.

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в ДОУ,  поиск ее решения не теряют своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве д/с обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствуют созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего ДОУ.

Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов д/с с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала муз. искусства связан с фоновой музыкой - музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение обогащение опыта ее восприятия производят большое  значение имеет не только обучение, но стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Экспериментальная деятельность 

Цель: Развитие у детей музыкальных способностей, расширение и обогащение их  жизнедеятельности, а так же влияние на обучение и повседневную деятельность.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения помогает решить многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

Задачи:

  • - создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей.
  • - развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
  • -активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

В экспериментальной  деятельности большое значение имеет предметно- развивающая среда. Их главные принципы:

  • Безопасность
  • Доступность
  • Эстетическая привлекательность
  • Открытость

Оборудование: аудиоаппаратура, аудиозаписи.

Муз. репертуар для звучания фоном совместно подбираю я, музыкальный руководитель, и  воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образы вечных понятий - красоты, добра, любви, света, образы эмоций. Состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Неоценимую помощь в подборе муз. репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И Чайковского «Щелкунчик», произведения В.-А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающее в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетическое впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях  ДОУ.

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

  • К.Дебюсси “Облака”
  • А.П.Бородин “Ноктюрн” из струнного оркестра
  • K-В.Глюк “Мелодия”

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус)

  • Э.Григ “Утро”
  • И.-С.Бах. “Шутка”
  • И.Штраус Вальс “Весенние голоса”
  • П.И.Чайковский «Времена года» (“Подснежник”)

Активизирующая (возбуждающая)

  • B.-А.Моцарт “Маленькая ночная серенада” (финал)
  • М.И.Глинка “Камаринская”
  • B.-А.Моцарт “Турецкое рондо”
  • П.И. Чайковский “Вальс цветов” (из балета “Щелкунчик”)

Успокаивающая (умиротворяющая)

  • М.И.Глинка “Жаворонок”
  • А.К.Лядов “Музыкальная табакерка”
  • К.Сен-Санс “Лебедь”
  • Ф.Шуберт “Серенада”

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

  • И.-С.Бах “Ария”
  • А.Вивальди “Времена года” (“Весна”, “Лето”)
  • С.С.Прокофьев “Марш”
  • Ф.Шуберт “Музыкальный момент”

В течение  месяца  я,  включая  музыку на занятии

развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др. может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.

При активном  восприятии  я намеренно обращает внимание   ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства   выразительности (мелодия, темп, ритм ...).

При пассивном  восприятии   мне  помогали   в том числе и воспитатели. Музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. В основном .

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыкальным фоном.

 Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте.

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание  музыки фоном в режимные моменты

  • утренний прием детей
  • настрой на занятия
  • подготовка ко сну
  • подъем
  • одевание на улицу

создает эмоционально-комфортный климат в группе.

Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента.


Занятие

Степень активности восприятия музыки

Развитие речи

Активное

Пассивное

Математика

Пассивное

Ознакомление с окружающим

Активное

Пассивное

Ручной труд

Пассивное

Конструирование

Пассивное

Рисование

Активное

Пассивное

Физкультура

Активное

Пассивное

ОБЖ

Пассивное

                                    Примерное расписание звучания фоновой музыки

(время  звучания   музыки    корректируется для каждой группы

       в соответствии с возрастом детей)

Занятие

Степень активности восприятия музыки

07.30 - 08.00

Радостно-спокойный

08.40 - 09.00

Уверенный, активный

12.20 - 12.40

Умиротворенный

15.00 - 15.15

Оптимистично-просветленный

В течение месяца

В результате проведенных исследований  можно отметить положительные тенденции

  • уровня слухового восприятия и памяти
  • познавательного интереса к музыке, музыкальной восприимчивости
  • восприятия звуков

Таким образом, проведенная работа позволяет убедиться в том, что музыка на занятиях и в повседневной жизни оказывает на развитие детей благоприятное влияние, а так же  на развитие музыкальных способностей детей.

Литература:

  1. программа  «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой   и сборник  аудиозаписей
  2. «Музыкальное развитие детей» О.П.Радыновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...