Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)

Насекина Наталья Марксовна

Опыт работы по проекту «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»

Главная задача музыкального руководителя в детском саду – прививать детям любовь к музыке, исполнительству, создавать условия для развития музыкальных способностей, раскрывать детскую индивидуальность в творчестве.

В наше время и взрослые, и дети получили возможность слушать музыку хоть каждый день в любом месте. Но вот что кажется странным: мы гораздо чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят звук, чем о музыкальных инструментах, которые в руках человека этот звук создают. Мы  лучше знаем характеристики разных магнитофонов, акустических колонок, плееров, чем достоинства и недостатки музыкальных инструментов.

В последние годы педагоги музыкальных школ сетуют на низкий уровень музыкальных способностей детей, беспокоятся о том, что конкурс в школы искусств пропал. Исполнение музыки отдалилось от слушателя во времени и пространстве.

Результаты анкетирования в ДОУ, проведенные в 2018 г. показали, что 99% семей в домашних условиях имеют магнитофон или плеер, но детскую музыку слушают лишь 39% детей. Имеют дома детские музыкальные инструменты 22% опрошенных, а играют на них лишь 8% детей. 89% родителей не владеют игрой на музыкальных инструментах и не учат ребенка играть на них, хотя 10% из них посещали музыкальную школу в детстве. Несмотря на это 98% родителей желали бы, чтобы их ребенок имел навык игры на музыкальных инструментах уже в дошкольном возрасте.

Исходя из результатов анкетирования, нами была поставлена задача – разъяснить родителям воспитанников актуальность проблемы, способы ее решения, а также создать соответствующие условия в детском саду для улучшения музыкально-ритмических способностей детей.

Цель инновационной работы: формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с музыкальными инструментами  и игру на  детских музыкальных инструментах, создать детский оркестр на базе ДОУ.

Планирование и осуществление работы осуществлялось в 2 этапа:

1 этап: вводный – организационный (проводился в декабре 2018 г):

- осуществлялась диагностика музыкальных способностей  детей (был выявлен стартовый уровень развития детей по разделу «Игра на детских музыкальных инструментах» программы  М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой «Музыкальное воспитание в детском саду»);                                                                                            

- был организован «Круглый стол», в ходе которого воспитатели и специалисты были ознакомлены  с основными направлениями работы по знакомству и обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

       2 этап: продуктивный – работа с детьми ДОУ (экспериментальный этап осуществлялся с декабря по май 2018 г):

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы по проекту «Игра на детских музыкальных инструментах в ДОУ»

Главная задача музыкального руководителя в детском саду – прививать детям любовь к музыке, исполнительству, создавать условия для развития музыкальных способностей, раскрывать детскую индивидуальность в творчестве.

В наше время и взрослые, и дети получили возможность слушать музыку хоть каждый день в любом месте. Но вот что кажется странным: мы гораздо чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят звук, чем о музыкальных инструментах, которые в руках человека этот звук создают. Мы  лучше знаем характеристики разных магнитофонов, акустических колонок, плееров, чем достоинства и недостатки музыкальных инструментов.

В последние годы педагоги музыкальных школ сетуют на низкий уровень музыкальных способностей детей, беспокоятся о том, что конкурс в школы искусств пропал. Исполнение музыки отдалилось от слушателя во времени и пространстве.

Результаты анкетирования в ДОУ, проведенные в 2018 г. показали, что 99% семей в домашних условиях имеют магнитофон или плеер, но детскую музыку слушают лишь 39% детей. Имеют дома детские музыкальные инструменты 22% опрошенных, а играют на них лишь 8% детей. 89% родителей не владеют игрой на музыкальных инструментах и не учат ребенка играть на них, хотя 10% из них посещали музыкальную школу в детстве. Несмотря на это 98% родителей желали бы, чтобы их ребенок имел навык игры на музыкальных инструментах уже в дошкольном возрасте.

Исходя из результатов анкетирования, нами была поставлена задача – разъяснить родителям воспитанников актуальность проблемы, способы ее решения, а также создать соответствующие условия в детском саду для улучшения музыкально-ритмических способностей детей.

Цель инновационной работы: формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с музыкальными инструментами  и игру на  детских музыкальных инструментах, создать детский оркестр на базе ДОУ.

Планирование и осуществление работы осуществлялось в 2 этапа:

1 этап: вводный – организационный (проводился в декабре 2018 г):

- осуществлялась диагностика музыкальных способностей  детей (был выявлен стартовый уровень развития детей по разделу «Игра на детских музыкальных инструментах» программы  М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой «Музыкальное воспитание в детском саду»);        

- был организован «Круглый стол», в ходе которого воспитатели и специалисты были ознакомлены  с основными направлениями работы по знакомству и обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

       2 этап: продуктивный – работа с детьми ДОУ (экспериментальный этап осуществлялся с декабря по май 2018 г):

 Дети 12 возрастных групп приняли участие в запланированных мероприятиях. Были организованы:

  • Праздник «В мире музыкальных инструментов» (11 групп -260детей);
  • Концертная программа  МОУ СОШ №24  «Вместе весело играть»  (логопедическая и подготовительные группы  - 3группы – 62 ребенка);
  • Концертная программа  МОУ СОШ №24 «Первые шаги в музыку» (средние и старшие группы, 4 группы – 109 детей);
  • Экскурсия в ДШИ №43 «Тоника» (подготовительные группы, 2 группы – 49 детей);
  • Музыкальная постановка  «Теремок на новый лад» (выступление детей подготовительной группы№4 для детей всех групп,11групп-260детей);
  • Выступление фортепьянного дуэта «Регтайм»  (учащиеся  5 класса ДШИ № 43 «Тоника») (младшие и средние группы, 5 групп – 139 детей);
  • Музыкальная гостиная для детей и родителей  «Играй моя гитара», «Частушечка-говорушечка» (подготовительные группы, 2 группы – 49 детей);
  • Музыкально-театрализованное представление для детей МДОУ № 56 «Туесок (подготовительная группа №4 » для детей старших, подготовительных групп);
  • «Русские напевы» выступление фольклорной группы  МОУ СОШ №24 (трещётки, ложки)    (средние и старшие группы, 4 группы -109детей);
  • Игра без репетиций «Веселая карусель» (11 групп-260 детей);
  • Концертная программа  МОУ СОШ  №24 «Удивительные ритмы» (вокал, гитара) (старшие, подготовительные, логопедическая и гр. ЗПР,6 групп-127 детей);
  • Познавательно-игровая программа МОУ СОШ № 24 «Путешествие в страну Музландию» (подготовительные группы, 2группы-49 детей);
  • Беседа-концерт «О чём рассказывает музыка» ДШИ № 43 «Тоника» (Младшие, средние группы, 5 групп - 139детей);
  • Выставка семейных работ  «Веселый колокольчик» (11 групп- 260детей);
  • Экскурсия в «Школу народных ремесел». Мастер-класс по изготовлению русских народных музыкальных инструментов (подготовительные группы, 2 группы – 49детей);
  • Музыкальная сказка «Три поросенка» (подготовительная группа № 10 для младших, средних, старших  групп, 8 групп-213 детей);
  • Создание  фото альбомов  для  ДОУ «Я – юный музыкант» (11 групп- 260 детей);
  • Концертная  программа МОУ СОШ №24  «Я на скрипочке играю» (старшие, подготовительные группы,) 4 группы – 102ребенка);
  • Беседа – концерт «В мире музыки» ДШИ №43 «Тоника», (подготовительные группы,2 группы – 49детей);
  • Музыкально-театрализованное представление для детей ГОУ «Детский дом  №2» (Подготовительная группа);
  • Итоговый концерт  «В оркестре нашем поем и пляшем» (все группы).

Игра на детских музыкальных инструментах использовалась на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках с различными целями:

  1. в реализации учебно-воспитательных задач для демонстрации различных понятий (тихо – громко; быстро – медленно и т.д.);
  2. для восприятия музыки, художественного исполнения фрагментов музыкальных произведений, для осознания нужной эмоциональной атмосферы;
  3. для развития чувства ритма, например, в процессе исполнения детских танцев, выполнения имитирующих движений. В этом случае, как правило, использовались ударные музыкальный инструменты или музыкальные инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты;
  4. в  музыкально-дидактических играх для развития тембрового, динамического, звуковысотного слуха в процессе сравнения высоты звучания и окраски звука (упражнения в виде загадок с использованием звучания бубенчиков и бубна, металлофонов и треугольников, струнных и духовых инструментов; игра «Эхо»; узнавание мелодий, исполненных на различных музыкальных инструментах, в разных регистрах);
  5. для развития коммуникативных качеств и навыков ансамблевого исполнения (при игре в ансамблях и в оркестре);
  6. для развития творческих навыков (в процессе инструментальных импровизаций, инструментовки различных музыкальных произведений и т.д.);
  7. для развития координации движений (использование музыкальных инструментов в процессе музыкально-ритмических движений; игра на музыкальном инструменте двумя руками одновременно или по очереди и т.д.) и т.д.

Музыкальные занятия  строились с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводились по заранее намеченному плану в музыкальном зале дошкольного учреждения, оснащенном детскими музыкальными инструментами (металлофонами, маракасами, бубнами, барабанами и др.), музыкально-дидактическими играми и пособиями.

Ориентируясь на метод творческого музыкального развития детей Т.Э. Тютюнниковой, нами была разработана программа кружка «Играем вместе» для детей старших и подготовительных групп. Ее было принято  реализовывать один раз в неделю (продолжительность – 25-30 минут) в рамках организации дополнительных услуг в дошкольном учреждении.

По методике И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в структуру музыкального занятия было решено  ввести отдельный дополнительный раздел – ритмические упражнения,  где дети с помощью речи, движений, игры на детских музыкальных инструментах осваивали простейшие ритмические рисунки.

Работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах предполагала следующие этапы:

  1. знакомство с инструментом, с правилами посадки, положения рук, со способами  звукоизвлечения;
  2. систематичное, постепенное знакомство с техническими приемами исполнения с постепенным усложнением заданий;
  3. использование детских музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности.

      Прежде чем дать детям в руки музыкальные инструменты, различные ритмические упражнения проводились в групповой форме с использованием «звучащих жестов» (хлопков, шлепков и т.д.).

Использование наглядности (графическое моделирование ритма на фланелеграфе с помощь больших и маленьких фигурок) зрительно помогало запомнить направление и ритм мелодии. Также для наглядного изображения особенностей музыки мы записывали  «пульс» музыки палочками, дугой обозначали фразы, а галочками – акценты и т.д. Этот прием позволил детям старших групп более уверенно играть партии в оркестровке произведений  с помощью  музыкальных инструментов.

По методу И.Каплуновой, И. Новоскольцевой пять героев (лев, ежик, белочка, поросенок, крокодил),  через персонификацию которых знания о длительностях преподносились и определенных ритмоформулах, позволяли детям  не только в движении, но и наглядно  осваивать простые ритмические рисунки.

В группах была создана богатая развивающая среда: приобретены  металлофоны, маракасы, деревянные ложки, изготовлены самодельные  ритмические палочки, «шуршалки», «звенелки» по количеству детей (по К.Орфу); изготовлены музыкально-дидактические игры.

В нерегламентированной свободной деятельности воспитатели содействовали творческой активности детей, предоставляя  возможность играть на детских музыкальных инструментах. Осуществляя дифференцированный подход к дошкольникам, немало времени педагоги уделяли индивидуальной работе с детьми. Об удачах и неудачах детей в освоении игры на детских музыкальных инструментах воспитатели рассказывали родителям воспитанников, давали рекомендации.

Большое внимание в работе по обучению игре на детских музыкальных инструментах уделялось игре в ансамбле. Воспитатели группы, продемонстрировав своего рода эталон, помогали дошкольникам попасть в нужный ритм, воспроизвести нужный темп или динамику и т.д.

Чтобы дети усвоили навыки поочередных и совместных действий в ансамбле мы проводили игру «без репетиций»  на детских музыкальных инструментах под фонограмму русских народных песен. В работе использовали  фонограммы CD№1 из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.  Играя в ансамбле в воспитателем дети приучались следить  за дирижерским жестом, чувствовали смену фраз в музыке, получая при этом огромное удовольствие от совместного музицирования.

Игра в ансамбле с использованием шумовых музыкальных инструментах также применялась в процессе проведения подвижных музыкальных игр («Ловишка», «Оркестр», «Колокольцы-бубенцы» и др.)

В завершении эксперимента, по сравнительным данным  проведенных диагностик (стартовой и итоговой) мы сделали вывод о результативности проведенной работы.

Возраст

Знают названия музыкальных инструментов

Могут отличать их по звучанию

Владеют способами игры на д.м.и.

Различают звуки по высоте.

Знают названия нот

Н.Э.

К.Э.

Н.Э.

К.Э.

Н.Э.

К.Э.

Н.Э.

К.Э.

Н.Э.

К.Э.

Младшие группы

58 %

88 %  

35 %

95 %

22 %

56 %

12 %

45 %

-

-

Средние группы

48 %

75 %

45 %

85 %

40 %

65 %

38 %

57 %

-

-

Старшие и подготовительные группы

58 %

93%  

45 %

88 %

42 %

85 %

56 %

66 %

4 %

45 %

Н.Э. – начало эксперимента.       К.П. – конец эксперимента.  

В целом можно констатировать, что у детей:

  • Повысился интерес к музыке, появилось  желание детей играть на музыкальных инструментах.
  • Улучшилось восприятие неречевых и музыкальных звуков, чувство ритма.
  • Дети стали лучше различать тембры  музыкальных инструментов, расширился объем знаний о них.
  • Обогатился словарный запас дошкольников.
  • Улучшились знания нотной грамоты.

Дошкольники с удовольствием импровизируют на музыкальных инструментах,   владеют приемами игры на ударных инструментах. Дети старших групп стали одновременно соблюдать общую динамику, темп музыкального произведения,  у них появился опыт игры в ансамбле.

Сотрудничество с учреждениями социума МОУ СОШ №14 и ДШИ №43 «Тоника» позволило  более эффективно реализовать поставленные цели  и задачи, активизировать деятельность детей, вызывая повышенный интерес к занятиям, к продолжению обучения музыкальному образованию в школах искусств, в классах художественно-эстетического направления образовательных школ. 

Систематическая игра на музыкальных инструментах  помогает развивать исполнительские навыки дошкольников, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наш собственный опыт свидетельствует о том, что игра на музыкальных инструментах обогащает восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Радость, которую доставила детям игра на музыкальных инструментах, благотворно подействовала  на их общее развитие. Таким образом, значение игры на музыкальных инструментах вышло далеко за пределы только музыкального и эстетического воспитания.



Предварительный просмотр:

«Разноцветные дома»

Возраст детей 5-6 лет

Тип занятия- музыкальное развлечение.

Материалы и оборудование: разноцветные плоскостные домики (7 штук, по цветам радуги), магнитофон, аудиозаписи, детские шумовые музыкальные инструменты, маски для игр.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Задачи: Развивать музыкальность, творческие способности каждого ребенка.

Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку.

Обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я вам приготовила сюрприз. Посмотрите и скажите, что это. (дети высказываются).

Музыкальный руководитель: Это музыкальная деревня. В каждом домике приготовлен для вас какой-то сюрприз или задание. Вы готовы зайти в гости? Тогда приглашаю в первый дом. (музыкальный руководитель просит одного из детей открыть дом и посмотреть, что в нем нарисовано. Варианты могут быть самые разные, по выбору педагога.)

Игра: «Кот Васька»

Цель: Продолжать развивать внимание и ловкость детей. Вспомнить знакомую игру с прошлого года

Правила: Дети поют песню «Кот Васька» в хороводе, а выбранный ребенок внутри круга изображает движения. Дети-мыши сидят поодаль. По окончании хоровода «кот ловит мышей». (Дети-мышки должны пробегать в круг и из круга). Игра, длительность 5 -7 минут

Музыкальный руководитель: продолжим наше музыкальное путешествие по разноцветным домам. (Ребенок снова выбирает уже другой дом и смотрит какое в нем задание или картинка)

Музыкальный руководитель: А в этом доме для вас спряталась загадка.

1. Есть у нас весёлый друг,

Обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад.

Не драчун и не буян,

Просто это…(Барабан)

Музыкальный руководитель: Игра «Повтори ритм». Сейчас я буду играть на барабане различные ритмы, а вы повторяйте за мной, хлопайте так же в ладоши. (После музыкального руководителя ритмы загадывают воспитанники)

Музыкальный руководитель: следующий дом готов принять своих гостей. (Просит ребенка выбрать дом и посмотреть, что в нем)

В этом домике живут «Ноты».  Сейчас я сыграю на металлофоне, а вы узнаете, какую песню мы с вами будем петь. (Музыкальный руководитель играет знакомую песню, дети отгадывают мелодию, исполняют произведение.)

Музыкальный руководитель: сегодня все пели хорошо, н особенно выразительно звучал голос у Кати. (просит выбранного ребенка открыть следующий дом, в котором изображены танцующие дети)

«Танец». Дети исполняют парный танец «Ежик резиновый» по показу педагога.

Музыкальный руководитель: прошу вас заглянуть в следующий дом. (Ребенок открывает дом, а там пусто). В этом доме никого нет. Бывает и так. Но мы не будем расстраиваться, а пойдем дальше. (ребенок открывает следующий дом)

Здесь у нас поселились музыкальные инструменты. Когда они играют все вместе, то как одним словом это называется? Игра «Оркестр». (дети берут шумовые инструменты, исполняют русскую народную мелодию «Из под дуба из под вяза»)

Музыкальный руководитель: следующий дом откроет Ваня, он очень выразительно играл на своем инструменте.

А в этом домике живет незнакомый вам музыкальный инструмент.

Его зовут гуиро. Придумайте сами как на нем можно играть. «Игра на гуиро».  (дети самостоятельно играют на гуиро, придумывают свои варианты . Ребенок с самым оригинальным способом игры выбирает следующий дом.)

Музыкальный руководитель: а этот дом с сюрпризом. В нем нас ожидают награды. А где же моя сюрпризная коробочка? Ребята я не могу её найти. Помогите поискать! Она тут, в зале. Поможете? Ищем коробочку с медальками. Спасибо ребята, а вот и ваша награда. Спасибо вам большое. Мне было с вами очень весело, но сегодня нам пора прощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...