Введение в музыку
план-конспект занятия по музыке

Белавина Лина Ильинична

Что такое музыка?Музыка – это как бы узор, сотканный из звуков. Источником звуков может быть что угодно – твой голос, музыкальные инструменты и любые другие предметы. Звуки могут быть долгими и короткими, громкими и тихими. Многообразие музыки безгранично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_muzyku.docx358.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ  В  МУЗЫКУ

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ключ.jpg

Белавина Лина Ильинична

музыкальный руководитель

« Музыка, музыка, музыка….» - сколько раз мы слышали это слово с детства. Но все ли мы понимаем само его значение? За многолетний опыт работы, на основе анкетирования детей и их родителей, я сделала выводы, что многие имеют лишь небольшое представление об этом. В детстве никто не задумывается на эту тему. Играет и играет, если нравится – слушаю, если нет – переключаю на другую мелодию. Все мы по-своему наслаждаемся музыкой. Но каждый ли задумывается над тем, что такое музыка, из чего она состоит, какой она бывает и почему так нравится людям?

        В большинстве своем все люди испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и TV репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом.Моя задача, как музыкального руководителя, по возможности упорядочить воздействие информационной среды  на детей.Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.

 Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценныхмузыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции. Поэтому при развитии музыкальных способностей детей я обязательно включаю тематические занятия «Введение в музыку». Они не несложны и увлекательны. Их можно выполнять самостоятельно и с родителями. На таких занятиях дети слушают музыку, издают звуки с помощью голоса или различными предметами ( в том числе музыкальными инструментами сделанными своими руками) и двигаются под музыку. Ведь наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам  для более полного раскрытия музыкального образа,  для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. Дети узнают, что такое звук, как устроен музыкальный инструмент и как он появился и т.д.

Вашему вниманию я предлагаю примерный план тематического занятия по развитию музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Итак, что же такое музыка?

Музыка – это как бы узор, сотканный из звуков. Источником звуков может быть что угодно – твой голос, музыкальные инструменты и любые другие предметы. Звуки могут быть долгими и короткими, громкими и тихими. Многообразие музыки безгранично.

Звуки высокие и низкие

Звуки могут быть высокими и низкими (еще их называют тонкими и толстыми). Мелодия – это последовательное сочетание звуков разной высоты. Напой какую-нибудь мелодию, внимательно прислушиваясь к тому, как меняется высота тона. Затем проведи пальцем по нарисованной волнистой линии, одновременно напевая.

Если линия идет вниз – пой ниже. Если вверх – выше.

                                                                                           C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\0_37149400%201414243249_1_14_1330324321.png

                                                                                       

Теперь попробуй напеть любую мелодию и зарисовать ее волнистой линией.

Звук вверх – и карандаш вверх. Звук вниз – и карандаш за ним..

                                                                      http://www.centroart.ru/uploads/posts/2012-07/1342818640_blue-pencil-icon.jpg

Много веков назад люди рисовали волнистые линии над словами песен, где мелодия повышается или понижается.

Звуки долгие и короткие. Звуки мелодий отличаются не только высотой, но и длительностью. В узор мелодии входят длинные и короткие звуки, а еще паузы. Этот узор называют ритмом. Прислушайся к ритмам, окружающим тебя со всех сторон.

 - Одни составлены из звуков одинаковой длины

Тиканье часов.http://900igr.net/datai/predmety/CHasy-2.files/0019-022-CHasy-budilnik.jpg

 - Другие – из чередующихся длинных и коротких звуков:

биение твоего сердца http://ic.pics.livejournal.com/prajmer/49421635/6167/6167_original.jpg,  мурлыкание кошки http://cdn9.staztic.com/app/a/2981/2981207/cat-sounds-cats-board-2-l-280x280.png.

 - Третьи – из сложного сочетани разных звуков.

Телефонный звонок http://fb.ru/misc/i/gallery/12662/409575.jpg, птичья  трельhttp://smiletv.org/wp-content/uploads/2011/03/bird1.jpg.

Звуки громкие и тихие. Музыка может быть громкой и тихой. А может резко переходить от одной громкости к другой. Сила звука называетс громкостью.

- Распрями ладонь и хлопни по ней одним пальцем. Вышел тихий звук. Теперь хлопни двум пальцами, тремя и четырмя. Звук становится все громче.

 - Попробуй изобразить сирену. Начинай тихо, потом все громче, а после снова тише – будто сирена приблежаетс, проезжает мимо и удаляется.

Разные звуки. Музыка состоит из множества разных звуков. Послушай, как может звучать голос и различные предметы, окружающие тебя. Вот несколько подсказок, с чего начать:

  1. Легонько постучи ложкой по разным предметам. К примеру, послушай звучание чашки, блюдца, стола и т.д. Сколько еще звуков тебе удастся отыскать?
  2. Закрой глаза и послушай, как разговаривают друзья. Старайся угадать, по голосу, кто говорит.

Для того, чтобы полностью понять, что же такое музыка, детям еще много надо узнать. Как рождаются звуки? Какие есть музыкальные инструменты и как они появились? Как создается музыка и кто ее создает? Для чего нужна музыка и т.д. И наша задача, как музыкального руководителя , воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком

плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.  Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,  когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать  и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

В своей статье я немного рассказала Вам о введении в музыку и тем, кому было интересно узнать что-то новенькое, желаю как можно чаще и больше слушать ту музыку, которая нравится. И настроение улучшится, и жизнь станет интересней и ярче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нориативно-правовое и  программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....

Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

проект "Музыка и движение" Введение.

Музыкально - ритмическая деятельность делится на следующие разделы:ритмика, элементы музыкальной грамоты;гимнастика;танцевальные элементы, элементы народного, классического, бального танцев....

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО; введение ФАОП ДО)

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР."Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО...