конспект музыкального занятия
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

корнеева мария николаевна

Традиционное разделение музыкального занятия по видам деятельности имеет своё психологическое обоснование: детям требуется чередосание видов деятельности, так как их внимание неустойчиво и переключается каждые 2-3 минуты в раннем возрасте и каждые 5-10 минут в более старшем дошкольном возрасте. Именно на этой психологической особенности основано чередование видов деятельности на музыкальном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытое занятие21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ №1

СТАРШАЯ ГРУППА

ТЕМА:

«Королева страны Музыки приходит в гости»

Используемые технологии:

- технология деятельностного подхода;

- ИКТ;

- игровая технология.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знакомство с музыкальными ладами: мажор и минор, учить различать их на слух.
  2. Сформировать у детей представление о  различии звуков по высоте и длительности.
  3. Дать детям первичное представление о музыкальной грамоте: нотный стан, нота.

Развивающие:

  1. Развивать художественное восприятие, ассоциативное мышление, образное представление, зрительную память.
  2. Развивать мелкую моторику чувство ритма при игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Развивать звуко-высотный слух, сенсорные способности, певческий голос в процессе исполнения и разучивания песен.
  4. Формировать познавательный интерес к музыке, как виду искусства.

Воспитательные:

  1. Обогащать образно-эмоциональное восприятие музыкального искусства.
  2. Вызывать положительные эмоции при знакомстве с миром музыки.

Предварительная работа: подбор программного содержания, определение методов и приемов работы, создание презентации к Ноктюрну №9 Джона Фильда.

Материалы:

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, диапроектор, музыкальный центр).
  2. Аудиозаписи музыкальных произведений.
  3. Детские музыкальные инструменты
  4. Дидактическое пособие «Музыкальный звукоряд»
  5. Дидактическое пособие «Музыкальные кирпичики» (для выкладывания ритмического рисунка).
  6. Материал для танцевального творчества (крупные лепестки цветов, лёгкие шарфы различных цветов) .

Организация детей:

Занятие групповое

Создание мотивации, интереса к занятию (игровые приёмы, приёмы содержащие сюрпризность, загадочность).

Сюрпризный момент: приход воспитателя в костюме Королевы музыки с двумя детьми в костюмах Мажор и Минор.

Ход занятия

Используемые технологии, приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Музыкальное приветствие

Мотивирование к деятельности.

Сегодня на занятие к нам пришел гость: Королева страны Музыки. (входит воспитатель, в костюме Королевы, здоровается с детьми)

Королева:

Здравствуйте, дети. Мои  подданные – жители нашей страны: музыкальные инструменты, музыкальные звуки, нотные и музыкальные знаки. Их так много, что царствовать мне помогают два министра: Мажор и Минор (входят два ребёнка).

Знакомьтесь:

Мажор – яркий, смелый, сильный. (ребёнок представляется) Он помогает мне организовать балы. Когда приходит Мажор – цветы начинают распускаться, а солнце выходит из-за туч и ярко светит.

А каким цветком хотел бы стать каждый из вас на моём балу?

Ответы детей

Использование ИКТ (муз центр)

Музыкальный руководитель:

А какие цветы вы знаете?

Помогите Мажору:

Попробуйте изобразить свой цветок  под музыку

Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского

Дети создают в танце образ выбранного ими цветка

Анализ результатов деятельности.

Музыкальный руководитель:

Кто лучше всех изобразил свой цветок?

Музыкальный руководитель:

А какой цветок понравился больше всего Королеве страны Музыки?

(ответ Королевы)

Королева:

Дети, а вы запомнили - Как же зовут  моего первого министра? Поблагодарим его за этот бал. Попрощаемся с ним (пение мажорного трезвучия сверху вниз) (ребёнок уходит).

Ответы детей

Дети прощаются

Использование ИКТ – диапроектор и компьютер

Музыкальный руководитель:

А в Вашей стране всегда только праздник?

Королева:

 Нет, иногда мне было грустно и я роняла слёзы, тогда Солнце скрывалось за тучами и цветы закрывали свои лепестки, в стране становилось тихо, начинал моросить дождик, а грустный ветерок шелестел в кронах деревьев. Тогда я  вызывала другого министра – его звали Минор (выходит второй ребёнок).

(детям предлагается передать характер музыки в движениях)

Презентация к «Ноктюрну №9» Джона Фильда

Дети создают в танцевальной импровизации образ лёгкого ветерка

Музыкальный руководитель:

Правильно, именно такой легкий ветерок был другом второго министра. А как его имя, вы запомнили?

У него много дел , простимся с ним.

(пение минорного трезвучия сверху вниз)

Ответы детей

Дети прощаются

Музыкальный руководитель:

Дети, как вы думаете – кто ещё живет в этой стране?

Сейчас проверим – правильно ли это?

Королева страны Музыки, в Вашей стране есть другие жители?

Королева:

Да, есть и другие жители в этой стране. Это музыкальные звуки. Они часто ссорились между собой, тогда я позвала на помощь свою фрейлину. Её имя – Мелодия. Она построила звуки одного за другим, они подружились и наступил покой в королевстве.

(мелодия из песни «  «))

А вы все дружите? Никогда не ссоритесь?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Использование ИКТ – музыкальный центр

Королева: Но звуки боялись, что позабудут как им вставать друг за другом. И тогда я посовещалась со своими министрами и придумала, что Музыкальные звуки образуют музыкальную семью: музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков до самых высоких. Всего основных звуков  семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Называется такая музыкальная семья - октавой.  Октав всего девять.

Музыкальный руководитель:

Да, есть даже весёлая песня о нотах.

Сейчас и мы выучим песню об этих 7 нотах.

(разучивание песни «   «)

Создание проблемной ситуации

Проектирование решений проблемной ситуации.

Как вы думаете – какой из музыкальных инструментов, которые вы знаете, мог бы исполнить эту мелодию?

Почему вы выбрали именно эти инструменты?

А как называются эти инструменты?

И как будет называться наш оркестр? Да, это детский музыкальный оркестр.

Ответы детей

Игра на металлофоне

Ответы детей

Дети подбирают муз инструменты для оркестровки песни и объясняют какое звучание подходит для раскрытия идеи музыкального произведения

Импровизация детей

Ответы детей

А какие ещё вы знаете более сложные музыкальные инструменты?

 Да, самые известные– это народные, симфонические. Когда они дружат, они образуют свою большую семью. Как она называется, как вы думаете?

Да, это разные виды оркестров: оркестр народных инструментов и симфонический оркестр.

Ответы детей

Ответы детей

Создание проблемной ситуации

А кто играет на этих инструментах?

А кто сочиняет музыкальные произведения для этих оркестров?

Правильно музыканты и композиторы.

Королева:

Они все тоже жители моей Музыкальной страны.

Одни сочиняют музыку, а другие – исполняют.

Как же композитору рассказать исполнителю что ему надо играть?

Да, но звук звучит здесь и сейчас, а если композитор и исполнитель не могут встретиться? Как им договориться о том какие звуки и  когда  должны звучать? Как передавать мелодии друг-другу?

Да надо записывать звуки. И мы придумали знаки – ноты. (дидактическое пособие «музыкальный звукоряд»)

Одни звуки звучат высоко, другие – ниже. Как это можно записать?

А насколько выше и ниже?

Тогда мы придумали несколько линеечек, на которых сидят значки – ноты.

Постепенно этих линеек осталось только 5.

А от какой ноты мы будем отсчитывать звукоряд?

А как узнать где расположена она?

Правильно, надо отметить эту линеечку знаком. Такой знак называется – нотный ключ. Их существовало 2 вида : ключ До и ключ Соль, но постепенно остался только Соль.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Мотивирование к деятельности.

Выполнение действий.

Анализ результатов деятельности.

Музыкальный руководитель:

Уважаемая Королева, но звуки различаются не только по высоте.

Послушай вот эту мелодию.

(игра мелодии на одной высоте)

Королева: а дети нам сейчас подскажут чем различаются эти звуки.

Королева: Да, звуки разной продолжительности: одни длинные, другие короткие. Когда они чередуются по длительности звучания, то образуется рисунок, он называется ритмическим.  А кто может выложить его при помощи кирпичиков разной длинны?

Музыкальный руководитель:

Давайте разделимся на группы и посмотрим какая группа окажется победителем.

(работа по подгруппам)

Королева: давайте посмотрим, какой рисунок точно отражает мелодию?

(проигрывается мелодия ещё раз)

Музыкальный руководитель:

Дети, обменяйтесь составленными рисунками и оцените их.

Музыкальный руководитель:

А теперь возьмите свой рисунок и сравните. Прослушайте мелодию ещё раз.

Ответы детей

Деятельность детей по отображению ритмического рисунка мелодии

Дети критикуют работу другой группы и выделяют как положительные, так и отрицательные стороны как своей работы, так и другой подгруппы.

Подведение итогов деятельности.

Королева: вы все сегодня активно работали. С какими жителями моей страны вы познакомились?

Как их зовут?

Молодцы, вы все были очень внимательны. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"

Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...