Досуг "Знаменитые композиторы Санкт-Петербурга"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Николаева Екатерина Александровна

Данный досуг входит в цыкл творческих вечеров "Люблю и знаю свой город!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_kompozitory_peterburga.docx27.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий вечер «Знаменитые композиторы Петербурга» (6-7)

Ведущий: Ребята, сегодня мы будем говорить о знаменитых композиторах, родившихся в  Петербурге.  Вам уже знакомо слово «композитор».

М.Р.: Кто это -  «композитор» (дети отвечают). Правильно, композитор – это человек, который сочиняет, пишет музыку. Как вы думаете, почему некоторых композиторов называют великими? (их музыка нравится огромному числу слушателей и не забывается со временем) В нашем городе есть улицы, названные в честь великих композиторов.

Ведущий: Давайте спросим у родителей, какие улицы нашего города, названы в честь композиторов они знают? (ул. Глинки, пр. Римского-Корсакова, ул. Чайковского, ул. Шостаковича, ул. Рубинштейна), а еще есть ул. Композиторов.

М.Р.: Сегодня мы  познакомим вас тремя  замечательными композиторами, родившимися в Петербурге.

Первый из них Анатолий Лядов.

          Представьте себе тихий вечер. В гостиной перед огромным зеркалом стоит мальчик. Он воображает себя,  то храбрым и отважным богатырём, то злым и коварным волшебником. Мальчик не только превращается в разных героев, но и поет от начала до конца их арии: песни, которые вместе с отцом слышал на концерте. Отец  мальчика, дирижер Мариинского театра, почти каждый день берет сына с собой в театр. Поэтому уже с детства мальчик впитал любовь к русской музыке и русской сказке. Не случайно, став взрослым, композитор часто сочинял музыку на волшебные, сказочные сюжеты. Этот мальчик, сын дирижера, - будущий композитор, Анатолий Лядов. А вы знаете, кто такой дирижёр? (ответы)

Ведущий: Анатолий Константинович был наделён многими талантами. Помимо композиторского дара он имел прекрасные способности  к рисованию и сочинению стихов. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора портреты  известных людей, а также изображения различных сказочных существ: кривых чёртиков или странного вида человечков. Cохранился его рисунок лесного озера в окрестностях деревни Полыновки, с камышами и елями на берегу. Известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!» Посмотрите, какие бывают лесные озера (рассматривание и обсуждение иллюстрации).

М.Р.: Быть может, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Лядову привиделась волшебная жизнь озера. Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел. А с каким удовольствием работал Лядов над этим произведением «Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял», - признался как-то Лядов другу без тени хвастовства, ведь по природе он был человеком скромным, и даже застенчивым. 

             Давайте вслушаемся в музыку «Волшебного озера», и попробуем представить, какое в нём скрыто волшебство, доброе или злое.  

Фрагмент «Волшебное озеро» А.Лядова Почему же озеро у Лядова названо волшебным? (Ответы) Какое оно? (доброе или злое).  В этой музыке не показаны ни русалки, ни водяные, ни другие сказочные обитатели озер. А может они в ожидания чего-то неизвестного, таинственного прячутся в воде и иногда выглядывают из воды как яркие мелькающие блики на зеркальной поверхности озера. Создается поистине волшебная, завораживающая картина. 

Ведущий: А сейчас нам ребята со своими мамами покажут свои творческие работы и расскажут о них. И мы узнаем, кто же может жить в волшебном озере (презентация  поделок).

 

М.Р.: А мы переходим к следующему знаменитому композитору  Петербурга – это Д.Д. Шостакович.

Первым преподавателем музыки у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича была мама. Она начала заниматься с ним в 9 лет. Первое время Дмитрий не проявлял большого интереса к музыке, но под ее руководством он полюбил музыкальные занятия, стал много играть на фортепиано, а затем и сам стал сочинять. Затем будущий композитор обучался в музыкальной школе игре на фортепиано.

Ведущий: Дмитрий Шостакович всегда очень много работал. Он писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как – то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень – то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Веселые, занятные, остроумные детские пьесы.

М.Р.: Сейчас мы послушаем три произведения Д. Шостаковича из этих сборников. И все они будут вальсами. Что такое вальс? (Ответы детей).

Вальс - один из красивейших бальных танцев. На балах под волшебную музыку вальса кружатся нарядные пары. Ведь слово «вальс» в переводе с немецкого означает «кружиться». Когда разучивают вальс, всегда считают до 3, раз, два, три…

Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или медленные, нежные, грустные, или очень веселые, шутливые. Сегодня мы с вами послушаем три вальса, которые написал Д. Д. Шостакович. Попробуйте сами определить характер каждой пьесы, чувства, выраженные в них.

Звучит Вальс из «Детской тетради» 

Как звучит этот вальс? Какой он по характеру? (Ответы детей). Грустный, печальный, жалобный, тихий. Его музыка очень душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно.

А второй вальс?

Звучит Лирический вальс 

Как звучит этот вальс? Какой он по характеру? (Ответы детей). Веселый, радостный. Он звучит нежно и взволнованно, этот вальс стремительный, полетный, так и хочется покружиться под эту музыку!

А третий вальс?

Звучит Вальс-шутка 

Как звучит этот вальс? Какой он по характеру? (Ответы детей). Этот вальс тоже веселый, но очень тихий, отрывистый, как будто его танцуют игрушки, куклы.

Молодцы! Вы правильно почувствовали разницу в характере всех трех вальсов. Уже из названий мы понимаем, что все они разные. Один называется «Вальс», другой - «Лирический вальс» (лирический — значит, задушевный, нежный, взволнованный, третий — «Вальс шутка»).

Давайте еще раз вспомним, что такое вальс и как зовут композитора, о котором мы сейчас говорили. (ответы)

Ведущий: Ребята, что-то вы засиделись! Предлагаю вам потанцевать и самим придумать движения к вальсу, поскольку вальс танцуют в паре, можете пригласить своих родителей!

Фрагмент «Вальс №2» Д.Д,Шостаковича

Спасибо, ребята, спасибо родители! Очень красивый получился вальс!

М.Р.: Итак, переходим к третьему знаменитому композитору, родившемуся в Петербурге.

Это Д.Б.Кабалевский.

Учиться музыке начал рано, но очень не любил играть упражнения. Он любил просто перебирать клавиши, вслушиваться в звуки, сочинять. Но без упражнений невозможно стать настоящим музыкантом, а тем более композитором. Поэтому он снова начинает  учиться музыке  уже в 14 лет. А в 16 лет Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой. Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения.

Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства, нежность, веселье, грусть, тревогу. Музыка так же может очень похоже передавать и черты характера человека.

Сейчас я познакомлю вас с тремя подружками. Посмотрите на их портреты, что вы можете о них сказать? (Ответы детей) Как бы вы их назвали? (Ответы детей)  Давайте представим себя композиторами. Какую музыку вы бы написали для каждой девочки, чтобы показать их характер?  (Ответы детей) 

Д.Б Кабалевский  назвал их  – Злюка, Плакса, Резвушка. Кто такие Злюка и Плакса  вам известно. А вот кто такая Резвушка? (Дети высказывают свои предположения, подвожу их к определению - Резвушка весёлая, радостная, неугомонная, непоседа, попрыгунья, шаловливая, заводная девочка)

А у вас в группе кого можно назвать резвушкой? (Дети называют имена детей).

 А теперь давайте послушаем, какую музыку написал Кабалевский для трех подружек.

Ведущий: Слушаем музыку «Злюка» Как вы думаете, как зовут эту подружку. (Дети определяют). А какого ребёнка мы называем злюкой?  

М.Р.: Как музыка вам подсказала, что это Злюка? (Музыка колючая и некрасивая, сердитая, громкая) У Злюки очень колючий характер. Когда человек злится, он становится некрасивым, поэтому и музыка такая неприятная.

Ведущий: А вот следующая подружка. (Слушаем пьесу «Резвушка»). Дети определяют её по весёлой, радостной музыке, находят её изображение.

М.Р.: Как музыка изображает Резвушку, какая она? (быстрая, лёгкая, полётная, шаловливая, озорная, мелодия то спускается вниз, то поднимается вверх, стремительно подпрыгивает и порхает.)

Ведущий: И наконец, третья подружка, интересно кто она. (Предлагаю прослушать пьесу «Плакса») Дети, как зовут девочку? (Плакса).

М.Р.: Как вы это определили? (дети отвечают, что музыка грустная, всхлипывающая) Правильно, девочка горестно вздыхает, слышны стонущие интонации, ей очень грустно, она плакса. А хорошо быть плаксой? (ответы детей)

Ведущий: А сейчас мы немного поиграем. Каждому из вас достанется одна из подружек. (дети берут по одной карточке из коробки)

М.Р.: Я буду включать эти музыкальные произведения, и как только вы услышите, что играет тема вашей подружки, вы выполняете движения. Как вы думаете, какие? Что будет делать Резвушка, Злюка и Плакса? (дети предлагают варианты) Например: Резвушка - резвится и прыгает; злюка злится и топает ногам; плакса –плачет и вытирает слёзы.

Проводится игра.

Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием!

Ребята, вам понравилась наша встреча? Что понравилось больше всего? (Ответы ребят)

М.Р.: Давайте, еще раз вспомним, с какими композиторами мы сегодня познакомились? (Портрет Композитора, произведение) Что объединяет этих трех композиторов (они родились в Петербурге).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

"Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...