Проект «Под звуки удивительные скрипки…» для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
проект по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Глотова Алевтина Витальевна

Познавательно – творческий проект «Под звуки удивительные скрипки…» направлен на развитие слухового восприятия и музыкальных способностей посредством слушания классической музыки. В проекте прослеживается история развития скрипичного мастерства от его зарождения до наших дней. Даются сведения о понятии «симфонический оркестр», инструментах, входящих в его состав, об истории создания классических музыкальных произведений, а также особое внимание уделяет «королеве оркестра» - скрипке. Материал изложен в понятной и доступной форме для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Познавательно – творческий проект «Под звуки удивительные скрипки…» может быть полезен и использован музыкальными руководителями в дошкольных учреждениях как проект в целом, так и его отдельные части (конспекты НОД, дидактические пособия), а также преподавателям изобразительной деятельности и воспитателям, так как использует средства, позволяющие организовать интегрированную образовательную деятельность, находит точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными областями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл цель и задачи проекта, идея проекта26.59 КБ
Файл 3._proekt.docx85.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

«Под звуки удивительные скрипки…»

  1. Общая информация

Название организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Адрес организации

г. Советский ул. Трассовиков 10 «Б»

Ф.И.О.

руководителя учреждения

Ильина Светлана Романовна

e-mail

телефон

веб-сайт

dsromashka70@mail.ru

8 (34975) 3 44 07

http://romashka-ds.ru/

  1. Информация об исполнителях проекта

Автор и составитель проекта

Глотова Алевтина Витальевна – музыкальный руководитель

Образовательная  область

«Художественно – эстетическое развитие»

раздел «Музыкальная деятельность»

Команда проекта

Глотова Алевтина Витальевна - музыкальный руководитель

Гайфулина Вера Акимовна - воспитатель

Баланеску Олеся Андреевна - воспитатель

Ильина Елена Павловна - воспитатель

Солянкина Анастасия Александровна - воспитатель

Чулкова Татьяна Магусумовна - воспитатель

Мартынец Татьяна Рудольфовна - воспитатель

Довгань Татьяна Владимировна – воспитатель

Чернышева Марина Евгеньевна – воспитатель

Кабанова Елена Александровна - воспитатель

Сафарова Диана Радиковна - инструктор по ФИЗо

Шейкова Наталья Васильевна - педагог дополнительного образования

Привлеченные специалисты

  • Рослякова Лариса Викторовна – заместитель заведующего по воспитательно – методической работе
  • Нигматуллина Сания Хакимчановна - заместитель заведующего по воспитательно – методической работе
  • Киселева Валентина Леонидовна – педагог-психолог
  • Гибадуллина Динара Минияновна – учитель-логопед

Тип проекта

познавательно – творческий.

 Направлен на развитие слухового восприятия и музыкальных способностей детей, посредством слушания классической музыки.

Сроки проведения

 октябрь 2019 г. – март 2020 г.

Участники проекта

  • Дети 4 – 7 лет общеразвивающих возрастных групп
  • Специалисты, воспитатели ДОУ
  • Родители детей
  1. Актуальность проекта

Какие актуальные проблемы помогает решить проект

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому необходимо совершенствовать методы и средства эстетического воспитания, использовать новые подходы к содержанию, формам проведения музыкальных занятий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса на примерах мировых классических произведениях.

Расширяя  представления  детей  о  классической  музыке, мы  развиваем  музыкальность  детей, их  способность  как  можно  более  эмоционально  воспринимать  музыку.

Материально-техническое обеспечение

  • Музыкальный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.
  • Электронное фортепиано, скрипка;
  • Музыкальный центр.
  • Фонотека (аудиокассеты и диски с записями музыкальных произведений классической, скрипичной, симфонической музыкой).
  • Портреты композиторов, иллюстративный материал.  
  • Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, белая и цветная бумага, картон, ватман, кисти разных размеров.
  • Компьютерная техника.
  • Проектор, экран, банк презентаций и видеофайлов для демонстрации в ходе непрерывной образовательной деятельности.
  1. Краткое описание проекта

Цель проекта

Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к восприятию классической музыки через знакомство с музыкальным инструментом скрипка и формирования начал музыкально-художественной культуры.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, народной музыки; способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие, эмоциональность, познавательные и творческие способности, способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к музыкальному инструменту скрипка и классической музыке.

Основная идея проекта:

  • Музыкальное восприятие — сложный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Основания для разработки проекта

  • Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

Направление деятельности

  • познавательное,
  • развивающее,
  • воспитательное,
  • творческое.

Формы работы

с детьми

  • беседы-концерты,
  • познавательные музыкальные занятия,
  • встречи в музыкальной гостиной совместно с родителями,  
  • выступления учащихся Детской школы искусств.

Формы работы

с педагогами

  • Пополнение музыкальных уголков в группе аудиодисками, презентациями, иллюстрациями.
  • Проведение НОД, досугов и развлечений совместно с родителями.
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ.
  • Изготовление пособий и дидактических игр для успешной реализации проекта.

Формы работы

 с родителями

  • Консультации.
  • Совместные музыкальные гостиные, вечера музыки.
  • «Уголок для родителей».
  • Советы и рекомендации.
  • Папки – передвижки.
  • Привлечение родителей к участию и оформлению выставок, созданию макетов по классическим произведениям.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
  • Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
  • Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской школой искусств, семьей.
  • Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
  • Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра  на ДМИ, постановка музыкальных сказок, зарисовка «музыкальных моментов»).
  1. Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (октябрь-ноябрь) 

аналитико-диагностический

  • Выявление интересов детей к восприятию музыки (диагностика, беседа с ребенком).
  • Составление плана мероприятий, разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
  • Формирование интереса к музыкальной деятельности.
  • Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей по классической музыке.
  • Написание конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, подбор иллюстративного материала.

Основной этап

(декабрь-март)

непосредственно

реализация проекта:

  • Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивно - пассивное).
  • Проведение бесед-концертов, непрерывной образовательной деятельности, музыкальных гостиных совместно с родителями.
  • Обучение детей игре на скрипке.
  • Взаимодействие с сотрудниками ДОУ.

Итоговый этап

(апрель-май)

  • Презентация проекта в виде театрализованного представления.
  • Проведение мониторинга по результатам музыкальной деятельности, отслеживание динамики формирования.
  • Определяется степень решения проблем ребенка.
  1. Целевая аудитория проекта

на кого рассчитан проект

  • Дети 4 – 7 лет общеразвивающих возрастных групп;
  • специалисты, воспитатели ДОУ;
  • родители (законные представители) детей.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменяются особенности музыкального восприятия: появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополняются новыми словами.
  • Накопление музыкально-слухового опыта детей, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  • Расширение представлений детей о скрипичной, симфонической, классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки.
  • Положительные эмоции от совместной деятельности с взрослыми.

Педагоги:

  • Повышение качества методического сопровождения и внедрение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
  • Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.

Родители:

  • Повышение уровня ответственности родителей  за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.

Практическая значимость:

  • Данный педагогический опыт может быть полезен музыкальным руководителям, а также преподавателям изобразительной деятельности и воспитателям, так как использует средства, позволяющие организовать интегрированную образовательную деятельность, находит точки пересечения музыкальной деятельности с разными образовательными областями.

Презентация проекта

  • Театрализованное представление с участием всех участников проекта



Предварительный просмотр:

    Скрипка — божественный эликсир для души и сердца!

Философия музыки

Введение

       В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке.  Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества.

         В соответствии с ФГОС ДО и согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).

        Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой, это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Актуальность. 

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому необходимо совершенствовать методы и средства эстетического воспитания, использовать новые подходы к содержанию, формам проведения музыкальных занятий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса на примерах мировых классических произведениях.

      Музыка – многожанрова и разнообразна. Одна из ее граней - классическая музыка с ее огромным арсеналом и богатством образов.  

      Приобщение детей к классической музыке способствует формированию и воспитанию эстетических чувств, развивает не только музыкальные, но и творческие способности. Скрипка - музыкальная находка нашего времени, это классика, которая всегда современна. Ее нельзя ничем заменить, даже цифровая техника не в состоянии воспроизвести подобные звуки. Как бы ни были разнообразны музыкальные инструменты, скрипка останется королевой! Кто не слышал чарующие звуки скрипки? Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла трон королевы музыки. Она царица в мире настоящей музыки. Только скрипка может с помощью своего звучания передать все тонкости человеческой души и ее эмоции. Она может излучать детскую радость и зрелую грусть, способна вызвать слезы и смех. По словам врачей, она является усилителем медикаментозного лечения, так как своим звучанием настраивает на положительный лад людей, страдающих тем или иным заболеванием, внушает веру в выздоровление и в собственные силы справиться с болезнью. И все это не пустые слова - это результат проводимых неоднократно экспериментов.

      «Королеве музыки» отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки – И. Бах, А. Вивальди,             А. Корелли, В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, П. Чайковский, Б. Барток, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Шнитке... Но непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини.      

          Проект «Под звуки удивительные скрипки…»  - познавательно – творческий, направлен на развитие восприятия и интереса к классической музыке.

     

  Цель проекта: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к восприятию классической музыки через знакомство с музыкальным инструментом скрипка и формирования начал музыкально-художественной культуры.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать музыкальные впечатления детей, накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки; способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, эмоциональность, познавательные и творческие способности, способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к музыкальному инструменту скрипка и классической музыке.

Принципы реализации проекта

  • Принцип доступности музыкального материала: соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребёнка.
  • Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о классической музыке с учетом возраста, пола ребенка.
  • Принцип интегративности: сотрудничество с воспитателями и педагогами ДОУ, детской школой искусств, семьей.
  • Принцип наглядности: создание тематических мультимедийных презентаций.
  • Принцип синкретизма: взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности (восприятие музыки, ритмопластика, игра на ДМИ, постановка музыкальных сказок, зарисовка «музыкальных фрагментов»).

Участники проекта

  • Дети 4 – 7 лет общеразвивающих возрастных групп
  • Специалисты, воспитатели ДОУ
  • Родители детей

Продолжительность проекта: долгосрочный - октябрь 2019 – май 2020 г.

Проект «Под звуки удивительные скрипки….»  реализуется в три этапа:

  • подготовительный,
  • основной,
  • итоговый.  

Подготовительный этап (октябрь – ноябрь 2019 г.) - аналитико-диагностический включает в себя:

  • выявление интересов детей к восприятию музыки (диагностика, беседа с ребенком);
  • составление плана мероприятий, разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
  • формирование интереса к музыкальной деятельности.
  • изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей по классической музыке;
  • написание конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, подбор иллюстративного материала.

Основной этап (декабрь 2019 г. – март 2020 г.) - непосредственно реализация проекта, включающая:

  • Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное - пассивное).
  • Проведение бесед-концертов, непрерывной образовательной деятельности, музыкальных гостиных совместно с родителями
  • Обучение детей игре на скрипке
  • Взаимодействие с сотрудниками ДОУ (консультации, мастер – классы, круглый стол, разработка совместных мероприятий)

Итоговый этап (апрель 2020 г.).

На этом этапе:

  • Презентация проекта для детей и родителей в Детской школе искусств, в виде театрализованного представления с участниками проекта, социальными партнерами.
  • Проведение мониторинга по результатам музыкальной деятельности, отслеживание динамики формирования у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.  

Направления деятельности:

  • познавательное,
  • развивающее,
  • воспитательное,
  • творческое.

Для решения поставленных задач необходимо выполнение следующих условий:

  1. Создание развивающей предметно – пространственной среды:
  • аудиовизуальные пособия (аудио и видео по музыкальным произведениям);
  • музыкально-дидактические игры и пособия: макеты, дидактические игры, лепбуки, альбомы с иллюстрациями, графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: с хроматическим рядом, диатоническим рядом (металлофон, блок-флейта, треугольник, набор колокольчиков «Октава» и др.)
  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами
  1. Использование разнообразных форм и методов работы по восприятию музыки с учетом возрастных особенностей детей.

Формы и методы работы

  • Формы работы – беседы-концерты, познавательные музыкальные занятия, встречи в музыкальной гостиной совместно с родителями, консультации для родителей, выступления учащихся Детской школы искусств.
  • Формы организации занятий - групповые занятия.
  • Типы занятий - тематические, интегрированные.

Методы:

Наглядный метод (иллюстрации, презентации, просмотр мультипликационных фильмов, видеосюжеты по содержанию музыкального произведения).

Наглядный метод включает следующие компоненты:

  • слуховую наглядность (слушание музыки, исполнительская деятельность, беседа, художественное слово);
  • зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ иллюстраций к музыкальным произведениям, мультипликационных фильмов).

Словесный метод (беседа, художественное слово). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:

  • объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
  • поэтическое слово - чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
  • беседа – обычно проводится после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.

Практический метод: (конкретная деятельность детей: рисование музыки, игра на инструментах, исполнение танцевальных композиций). Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.

Эвристический метод – метод позволяет ребёнку самореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие, используя приём импровизации.

Материально-техническая база

Для реализации проекта необходимо наличие следующих материально-технических средств:

  • Музыкальный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.
  • Электронное фортепиано, скрипка.
  • Музыкальный центр.
  • Фонотека (аудиокассеты и диски с записями музыкальных произведений классической, скрипичной, симфонической музыкой).
  • Портреты композиторов, иллюстративный материал.  
  • Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, белая и цветная бумага, картон, ватман, кисти разных размеров.
  • Компьютерная техника.
  • Проектор, экран, банк презентаций, видеофайлов для демонстрации в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменяются особенности музыкального восприятия: появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения, более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнится новыми словами.
  • Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  • Расширение представлений детей о скрипичной, симфонической, классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
  • Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
  • Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки.
  • Положительные эмоции от совместной деятельности со взрослыми.

Педагоги:

  • Повышение качества методического сопровождения и введение его в практику работы детского сада. Самосовершенствование профессионального мастерства.
  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ музыкальной культуры.
  • Улучшение способности педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых тематических проектов.

Родители:

  • Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к классической музыке и умения её слушать.

Мониторинг музыкального воспитания осуществляется с помощью наблюдений за деятельностью детей во время музыкальной непрерывной образовательной деятельности, познавательных концертов-бесед, развлечений, совместных мероприятий с родителями.

При диагностировании по образовательной обрасти «Художественно – эстетическое развитие», разделу «Музыкальное развитие» используются положения С.И.Мерзляковой, О.П. Радыновой.

        Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

        Анализ результатов позволяет выявить уровень развития восприятия музыки. Они выражаются в следующем:

  • как дети стали слушать классическую музыку, их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки;
  • как могут подобрать теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;
  • умение находить яркие тембровые краски и инструментовать фрагменты классической музыки с помощью детских музыкальных инструментов;
  • желание обучаться игре на скрипке.

Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований.

Индивидуальная беседа

«Скрипка – музыкальный инструмент»

«Какую музыку нравится слушать?»

Наблюдения  

 Самостоятельная деятельность детей на музыкальных занятиях.

Анализ продуктивной деятельности детей

«Мы рисуем музыку»

«Мой музыкальный инструмент»

                                                   

Заключение.

        Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами разных стран, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

     Реализация проекта «Под звуки удивительные скрипки…» позволит отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повысит художественные требования к музыкальному репертуару в ДОУ, а также поможет использовать богатейшее культурное наследие классической музыки в эстетическом воспитании дошкольников. Таким образом, эмоционально-ценностное отношение к скрипичной и классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников успешнее формируется при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.

Библиографический список

  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981
  • Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин – Рн/Д.: Феникс, 2007.
  • Журналы «Музыкальный руководитель» №1 – 2007, №2, 4, 6, 8 – 2008, №6 – 2009.
  • Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982.
  • Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019 г.
  • Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994.
  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 2000.
  • Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990.

Приложение 1.

Модель педагогической деятельности с детьми

в условиях реализации проекта

направление работы

содержание деятельности

срок проведения

Театрализованное представление

«Кошки, мышки и пирог»

старшая группа № 2 «Солнышко»

  1. Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности
  2. Создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей.

ноябрь

Музыкальная

сюжетно – ролевая игра

«Мы – музыканты»

подготовительные группы

«Любознайки»

«Звоночки»

  1. Развивать у детей навыки игры на детских музыкальных инструментах, чувство ритма, тембровый слух.
  2. Способствовать формированию эмоциональности, умение играть в коллективе

ноябрь

«Музыкальная шкатулка», НОД по слушанию музыки.

средняя, старшие группы

  1. Развивать навыки восприятия классических музыкальных произведений, умение отгадывать музыкальные загадки
  2. Способствовать развитию культуры слушания музыки

декабрь

Музыкальный досуг

«Это интересно».

средняя группа № 1 «Лапушки»

старшая группа № 4 «Крепыши»

  1. Познакомить детей с музыкальным инструментом скрипка, с историей ее появления, с интересными фактами «из жизни и истории»
  2. Прививать любовь к скрипичной, классической  музыке.

декабрь

Тематическая НОД

«История маленькой скрипки»

средняя группа

«Лапушки»

старшие группы

«Солнышко»

«Крепыши»

  1. Расширить кругозор, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки.
  2. Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений. 

декабрь

Музыкальная гостиная

«Скрипка – царица музыки»

совместно с родителями

старшие  и подготовительные группы

  1. Продолжить знакомить детей со струнными музыкальными инструментами.
  2. Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

январь

Познавательный

беседа – концерт

«Симфонический оркестр

и его инструменты»

старшие и подготовительные группы

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии ребенка
  2. Приобщать дошкольников к классической музыке

февраль

Художественное творчество

«Струнные музыкальные инструменты. Скрипка»

все группы

  1. Расширить знания детей о свойствах и особенностях струнных музыкальных инструментах
  2. Развивать умение изобразить скрипку в рисунке, вырабатывать навык рисования контура карандашом
  3. Закрепить навыки раскрашивания

февраль

Взаимодействие с ДШИ

все группы

  1. Концерт учащихся ДШИ по классу скрипки
  2. Экскурсия в ДШИ

март

Организация выставки рисунков детей совместно

с родителями

«Мы рисуем музыку»

все группы

  1. Формировать умение воплощать музыку в рисунках, передавая настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.

март

Создание наглядного материала для НОД и познавательных бесед

все группы

  1. Привлечение педагогов – специалистов ДОУ к созданию и изготовлению материала

ноябрь - апрель

Интегрированная деятельность

«Музыкальная акварель»

все группы

  1. Развивать мышление и воображение, познавательную активность, детское художественное творчество, эстетическое восприятие

декабрь -апрель

Музыкальная гостиная

«Под звуки удивительные скрипки…»

все группы

  1. Воспитание музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, эмоциональное отношение к нему.
  2. Развитие творческих музыкальных способностей в процессе слушания различных музыкальных инструментов, способности зрительного воображения.

апрель

Театрализованное представление

(презентация проекта)

  1. Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы, творческую фантазию, воображение.
  2. Развивать чувство ритма, слухового внимания, речь, слуховое внимание, музыкальную память.

апрель

Создание альбомов по итогам реализации проекта

  1. Балет «Лебединое озеро»
  2. «Любим музыку с пеленок» - альбом с фотографиями детей
  3. Макеты, поделки из разного материала по классическим произведениям

май

Приложение 2.

Модель реализации педагогической деятельности с родителями

в условиях реализации проекта

 №

Содержание работы

Срок исполнения

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом слушания классической музыки.

октябрь

Консультации, папки – передвижки, рекомендации  по теме проекта

октябрь — май

Привлечение родителей к организации книжной выставки о классической музыке и музыкантах для дошкольников.

март

Привлечение родителей к организации и проведения тематических бесед – концертов и музыкального праздника в музыкальной гостиной  «Под звуки удивительные скрипки…».

октябрь — май

Участие в выставке совместных рисунков

«Мы рисуем музыку»

апрель

Выпуск газеты «Первые шаги в мир музыки»  в детском саду

апрель – май

Оформление информационного уголка:

«Юные музыканты»  в группах

октябрь — май

 

Приложение 3

Мониторинг музыкального развития

детей 3 – 7 лет

(Автор методики: Радынова О.П.)

Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.

Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.

Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.

Диагностика проводится на программном материале.

Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:

- ладового чувства,

- музыкально – слуховых представлений,

- чувства ритма,

- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Метод:

Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.

Оценка уровня музыкальных способностей:

Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).

2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).

1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).

При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

Ладовое чувство

1.Внимание

3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.

2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.

1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.

2.Просьба повторить

3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.

2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.  Просит повторить с наводящих вопросов педагога.

1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.

3. Наличие любимых произведений

3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.

2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.

1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.

4. Эмоциональность

3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

2 – не ярко проявляет свою эмоциональность

1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.

5. Высказывания о музыке с контрастными частями

3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.

2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.

1 – Не различает форму музыкального произведения.

6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.

2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.

1 – Затрудняется с выполнением задания.

«Мониторинг музыкальных способностей детей от 4 до 7 лет».

Образовательная область «Музыка»

Автор Мерзлякова С.И.

Пояснительная записка.

Представленный мониторинг по музыкальному развитию детей является модифицированным и составлен на основе:

  • «Программы воспитания обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2012.
  • Статьи из журнала «Музыкальный руководитель» № 5 2007г. С.Мерзляковой «Планирование и уровневая оценка развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007г.

Цель мониторинга:

Изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начала музыкальной культуры.

Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития музыкальных способностей ребёнка.

Данная методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием динамики в развитии каждого ребёнка.

Мониторинг состоит из 4 разделов.

 

Результаты мониторинга могут быть использованы музыкальным руководителем, специалистами (учителями-логопедами, инструктором по физической культуре и др.) для сравнения динамики развития в начале и в конце учебного года, чтобы выявить компоненты, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребёнка.

Этапы работы:

  1. Диагностический - сбор информации по проблеме.
  2. Практический - Проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
  3. Обобщающий - Итоговая диагностика, оценка результатов.

Критерии оценивания:

Оценка уровня развития музыкальных способностей детей проходит по трех бальной системе.

  • 0 баллов –  негативное отношение ребёнка к музыке, к музыкальной деятельности.
  • 1 балл – ребёнок малоэмоционален, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности, не справляется с заданием.
  • 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
  • 3 балла – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход.

  1. Оценка по баллам (максимальное количество – 30 баллов

Для проведения диагностики музыкальных способностей ребёнка используется групповая и индивидуальная форма работы.

Для индивидуального обследования необходимо заранее подобрать музыкальные произведения и разработать   задания для детей.

п/п

Показатели,

характеризующие уровень

музыкального развития детей

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

1.

Выявление

особенностей восприятия музыки

Различать на слух марш, колыбельную и плясовую.

Различать на слух три пьесы, разные по характеру и жанру (марш, колыбельная, плясовая)

Различать на слух три пьесы различного характера, одного жанра (полька, пляска, вальс)

2.

Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений

Отмечать хлопком смену частей в двухчастном произведении

Определять 3 контрастные части пьесы

В процессе слушания пьесы трёхчастной формы, определять начало звучания каждой части

1.

Выявление

особенностей восприятия музыки

М/Д игра

«Музыкальный магазин»

«Что делает кукла?»

«Марш»

Д.Шостаковича

«Вальс»

Д. Кабалевского

«Колыбельная»

р. н. м.

«Три танца»

Г. Левкодимова

2.

Восприятие 2-3 частной формы в условиях темповых и динамических изменений

Любые двухчастные пьесы по выбору педагога

«Марш»

Д.Шостаковича

«Клоуны»

Д. Кабалевский

Таблица

Ф. И.

2 раздел

Восприятие музыки

ИТОГИ

в  баллах

Определение жанра музыки

Восприятие частей музыки

С

М

С

М

С

М

1.

2.

        

                                                        

                                                        

Мониторинг

по развитию музыкального восприятия на начало реализации проекта

Обследовано 75 детей (5 возрастных групп),

данные на начало реализации проекта - октябрь 2019 г.

Мониторинг

по развитию музыкального восприятия после реализации проекта

Обследовано 75 детей (5 возрастных групп),

данные после реализации проекта март 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста.

Практический материал для логопедов, воспитателей логопедических групп, дефектологов....

Развитие звуко-буквенного анализа у детей дошкольного возраста.

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические...

Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”

Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...

Формирование звуко-буквенных связей у детей дошкольного возраста

В публикации предложена поэтапная система коррекционной работы по преодолению фонематических, оптических, двигательных нарушений у дошкольников с нарушениями речи. Предложенная автором система являетс...

Значение дидактической игры в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в...

Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста

  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...