«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»
презентация по музыке

Татьяна Михайловна Чистякова

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, наполнят ее красотой и сделают его прекрасно мыслящим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.82 КБ
Файл doklad.pptx2.71 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

 «Музыка - самое мощное оружие,

                                           поскольку ритм и гармония

                                           проникают в самые сокровенные

                                           глубины человеческой души»

                                           

     Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства, как могучего средства воспитания  в ребенке общечеловеческих ценностей, таких как добро и красота.  

      Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее моральное, физическое и главное - эстетическое развитие.

     

Эстетическое воспитание предполагает:

Чувственное восприятие и понимание детьми прекрасного;  

Умение различать хорошее и плохое;

Творческие и самостоятельные действия.

       В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, наполнят ее красотой и сделают его прекрасно мыслящим.

       Хотя вопрос о синтезе движения и музыки издавна рассматривали в воспитании детей философы Древней Индии, Китая и Греции, но впервые обосновал его в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог, композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Великий педагог-новатор был убежден, что развивать музыкально-ритмические способности  можно и необходимо у всех детей. Поэтому глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение и умение выражать себя в движениях он ставил во главу всего воспитания.

        На основе ведущих положений системы Э. Жака - Далькроза было построено музыкально- ритмическое воспитание и в нашей стране. Этим занимались ведущие отечественные педагоги, такие как: Т.С. Бабаджан, Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина и другие.

       Цель музыкально-ритмической деятельности состоит в углублении  восприятия музыки, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Главное, на что должен быть нацелен педагог - это стремление приобщать к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно приобрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность. А слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.  А, согласно исследованиям ведущих педагогов, занятия с движениями  под музыку имеют особое значение для детей с задержкой или патологией в развитии, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (например, Саша и Ярослав).

       В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

      Конечно же, задачи, поставленные перед музыкально-ритмической деятельностью,  разнообразны и сложны. Поэтому в каждой возрастной группе они решаются с постепенным усложнением. Во всем должна быть последовательность их решений.  

    Источниками музыкально-ритмической деятельности принято считать физические упражнения, танец и сюжетно - образные движения:

  1. Из физических упражнений  применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие ( без предметов и с предметами) и строевые упражнения ( построения, перестроения, передвижения).

Примеры:

«Ножками затопали» (М. Раухвегер) – младшая группа;

«Барабанщик» (М. Красева) – средняя группа;

«Большие и маленькие ноги» (В. Агафонникова) – старшая группа;

«Упражнение с флажками» В. Козыревой.

  1. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных композиций.

Примеры:

«Колпачок» (русская народная игра) – средняя группа;

«Как пошли наши подружки» (русская народная игра) – старшая группа;

«Как на тоненький ледок» (русская народная игра) - старшая группа.

  1. Сюжетно - образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения транспорта и т.д.  

Примеры:

«Медведь» (Р. Ребиков) – младшая группа;

«Кошечка» (Т. Ломовой) – младшая группа;

«Лошадка» (А. Филиппенко) – средняя группа;

«Звероловы и звери» (Е. Тиличеевой) – старшая группа;

«Ворон» (русская народная игра)  - старшая группа.

      Подбор репертуара для такой музыкальной деятельности также имеет большое значение.  Поэтому следует учитывать:

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

 - разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных  произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

-соответствие движений характеру музыки, ее образам;

-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно - образные, физические).

Сами движения должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших-мир игрушек, окружающей среды, персонажи популярных мультфильмов; для старших - мир сказок, переживаниями различных состояний)

- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и другие).

     Итак, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, будет их дальнейшее развитие, становление  личности. И, возможно, меньше будет проблем у  детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…

В своей работе я использую несколько известных программ, которые успешно реализуют задачи по развитию музыкально-ритмической деятельности, как части эстетического воспитания. Это программы:

  1. «Ладушки» (И. Новоскольцевой и И. Каплуновой)
  2. «Музыкальные шедевры»  (О. Радыновой)
  3. «Ритмическая мозаика»  (А. Бурениной)

     

Дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке, развития эстетических переживаний, умения творчески самостоятельно действовать. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость детей обусловленные  пластичностью их нервной системы, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания детей. Доказано, что уже с самого раннего возраста у детей  формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, интерес к музыкально - ритмическим движениям.

В первые пять лет жизни с развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение. Дети овладевают двигательной культурой и, как следствие, у них развивается ритмичность и координация движений, формируются навыки в выполнении танцевальных движений. Переживания детей приобретают эстетическую окрашенность. А это очень важно! Ведь  развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности» Подготовила музыкальный руководитель Чистякова Т. М.

Слайд 2

«Музыка - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души»

Слайд 3

Чувственное восприятие и понимание детьми прекрасного Эстетическое воспитание Эстетическое воспитание Чувственное восприятие и понимание детьми прекрасного Умение различать хорошее и плохое Творческие и самостоятельные действия

Слайд 5

Источники музыкально-ритмической деятельности

Слайд 6

Движения Разнообразные Понятные Доступные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Художественно- эстетическое развитие детей средствами произведений искусства.

Образовательная область."Художественно- эстетическое развитие"...

Формирование творческих способностей детей средствами музыкально-ритмических движений.

Одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики является развитие творческих способностей детей....

Развитие физических качеств и оздоровление детей средствами музыкально-ритмических движений

Консультация была подготовлена для педагогов дошкольного отделения и относится к разделу "Здоровьесберегающие технологии"...

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

ПРОГРАММА (проект) по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ в соответствии с ФГОС

Пояснительная запискаАктуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представ...

Развитие детей в музыкально-ритмической деятельности (консультация для воспитателей)

Все мы не раз наблюдали, с каким удовольствием дошкольники импровизируют под музыку, придумывая свободно танец....