Пособие "Сенсорный фартук"
методическая разработка по музыке

Шевелёва Татьяна Николаевна

Для работы педагогов, музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyy_fartuk_shtn.docx724.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад №1 СП «Ладушки»

Ладушки11.jpg

Дидактический

сенсорный фартук

 (для детей раннего возраста с 2-3 лет)

IMG_20210301_100854.jpg

Автор идеи:

Шевелёва Татьяна Николаевна

г. Озёрск, Челябинская область, 2021

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Необходимо предоставить ребёнку для восприятия, как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию ит.д. Взрослому под силу помочь малышу увидеть всю красоту и многообразие  окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

В процессе сенсорного развития  происходит:

· Целостное развитие органов чувств ребенка;

· Формирование сенсорных процессов;

· Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, т.е. развитию личности ребенка.

Актуальность применения дидактических игр и упражнений заключается в сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному  восприятию окружающей действительности.

Сенсорные дидактические игры доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей познавательных способностей в доступной игровой форме, помочь разобраться в соотношении величины, различать цветовую гамму, форму и качество предметов.

Сенсорный фартук - это необычное  дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом.  Дети манипулируют с деталями  фартука, двигаясь от одной к другой его части, достают картинки из потайных карманов, прикладывают  картинки, играют  с ними, достают из карманов музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, клавесы  и т.д). Это очень интересно и занимательно.

Цель: Создание  игровых, сюжетных ситуаций   для развития музыкальных способностей детей на основе сенсорного дидактического пособия.

Задачи:

- разработать приемы работы по развитию музыкальных (познавательных) способностей детей раннего возраста на основе дидактического пособия «Сенсорный фартук»;

- подобрать музыкальный репертуар и логопедический материал к игровым сюжетным ситуациям на дидактическом сенсорном пособии.

- активизировать речевую деятельность у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие «Сенсорный фартук» сшит из легко-обрабатываемой ткани.  На полотне фартука представлены картинки-аппликации: цветы разного цвета, пуговицы различной формы, заплаточки из различного на ощупь материала. На фартуке есть карманы для демонстрационного материала. На фартук нашивается липкая лента для оформления сюжетной картинки в ходе рассказывания сказки, истории.

Методические рекомендации

 по применению «Сенсорного фартука»

Дидактическое пособие используется в ходе музыкального занятия. Музыкальный руководитель надевает фартук  и вводит детей в игровую ситуацию, которая мотивирует детей на музыкальную деятельность: игра на музыкальных инструментах, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, проигрывание  ритмического рисунка произведения.

Данное пособие рекомендовано для использования музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, психологам в работе с детьми раннего возраста.

Игры и упражнения на дидактическом «Сенсорном фартуке»

1.Игра  « Гномы»

Цель: Развитие  чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на ложках в соответствии музыкальным произведением.

Музыкальное сопровождение: «Строим дом» М. Красева.

Оборудование: сенсорный фартук, музыкальный треугольник, картинки (или мелкие игрушки)  гномы, музыкальные ложки –по 2 каждому ребенку

Ход  игры:

Чтение  стихотворения «Гномы» Е. Карельской. Предложить детям поиграть в игру гномики на сенсорном фартуке, дети показывают с помощью картинок которые прикрепляют к фартуку, как гномы строят дом. Гномы дарят детям ложки. Предложить взять детям музыкальные ложки и ритмично на них играть в соответствии с музыкальным произведением «Строим дом» М.Красева, а музыкальный руководитель играет на музыкальном треугольнике «динь –дон».

«Динь-дон

Гномы строят новый дом

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Мы подарим ложки,

Поиграть немножко»

2.Игра «Белочка с орешками»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить ритмично играть на грецких орешках в соответствии с мелодией.

Оборудование: сенсорный фартук, картинки (или мелкие игрушки)  белка, грецкие орехи–по 2 каждому ребенку.

Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Ах, вы, сени»

Ход игры:

Чтение потешки «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью и синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

Детям предлагается взять по два грецких ореха из кармашка сенсорного фартука, предлагается прикрепить картинку белочки на тележке и покормить ее орешками, познакомить детей с русской народной  мелодией «Ах, вы сени» и с ритмическим рисунком песни, научить  играть ритмично в соответствии с мелодией и с текстом.

3.  Игра  «Конь»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический  в соответствии с мелодией и текстом, развивать умение играть на клавесах, умение выполнять танцевальные движения  -поскоки, учить скакать на игрушечном коне в соответствии с музыкой-«Конь»

Музыкальное сопровождение: муз. М.Красева,сл.М.Клюковой.

Оборудование: Сенсорный фартук, палочки (клавесы),мелкие игрушки или картинки лошадки, игрушка лошадка на палочке.

Ход игры:

Чтение стихотворения  М. Клюковой  «Конь»

Гоп ! Гоп! Конь живой

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Ах, какой красивый!

Чок  и чок,

Чок  и чок!

Брызжут искры

Из-под ног!

Знакомство с песней М.Красева «Конь», познакомить детей с ритмическим рисунком песни, предложить детям взять картинку лошадки и прикрепить на полянку сенсорного фартука и поиграть с лошадкой. Научить играть ритмично на клавесах под мелодию песни. Предложить детям представить, что они наездники и предложить поскакать по залу в ритм музыке.  Научить скакать на игрушечных лошадках под песню «Конь» М.Красева.

4. Игра: «Шла коза на каблуках»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, учить играть на палочках ритмично, четко знать ,где начало фразы ,где окончание,развитие речи и дикции.

Оборудование: Сенсорный  фартук, палочки (клавесы),плоскостные фигурки козы.

Музыкальное сопровождение: Е. Плянова. «Шла коза на каблуках»

Ход игры:

Предложить детям посмотреть в карман на сенсорном фартуке, достать фигурку козы, прикрепить на сенсорный фартук и поиграть с ней, прослушать потешку, разучить ритмический рисунок потешки с палочками или с клавесами.

l.Шла коза на каблуках.        шаги палочками по 4 на каждую строчку

Ах!  Ах!

В модных красных сапогах.

Ах!  Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,         ускоряется ритм шагов в два раза

Чок, чок,  чок.

Поломала каблучок.

Ох!                                                 удар палочками и остановка.

2.Вот коза на одной ножке          «прыжки» одной палочкой

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,            скользящее движение одной палочки о другую.

Чок,чок, чок, чок .

Вновь сломала каблучок.

Ох!                                                   удар палочками и остановка.

З.Вот коза сняла сапожки,            переменные шлепки ладошек по коленям 

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко.                  удары обеих ладошек по коленям и вверх

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!

Их-вох!

 

5. Игра: « ДОЖДИК»

Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, дикции, развитие перцептивных  действий.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоскостная фигурки дождики, музыкальный колокольчик.

Музыкальное  сопровождение: Дождик

(слова Н.Пикулева, музыка Е.Поплянова)

Ход игры:

Детям предлагается достать из кармашка фигурки дождика и колокольчик. Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой, а дети прикрепляют под песенку дождики. Показ песни с игрой на колокольчике, учить детей исполнять песню с игрой на колокольчике.

Песенку можно исполнять с колокольчиками - на слова «Бом! Бом! Бом!» приходятся 3 ритмичных  встряхивания  колокольчика.

В  проигрыше колокольчик  может  играть произвольно «дождик разошелся.»

В конце песенки важно услышать последний звук - закончить вместе с фонограммой и послушать затихающее звучание колокольчика.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите –

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте ...

Бом ... Бом ... Бом ...

   

6.Игра «Веселые подружки»

Цель: Развитие у детей чувства ритма, развитие речи, умение передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной  мелодией, развитие тактильных ощущений, учить ритмично играть на ложках.

Оборудование: Сенсорный фартук, плоские фигурки сказочных персонажей из картона и флиса (5 шт.) разрисованные в русско-народном стиле - матрёшки, набор деревянных матрёшек, две деревянные музыкальные ложки по две на каждого ребёнка, материал: грецкие орехи,каштаны,2 тыквы, арбуз.

Музыкальное сопровождение: Русская народная мелодия «Светит месяц»

Ход игры:

Музыкальный руководитель рассказывает сказку про матрёшек, предлагает детям достать матрёшек из кармашка  сенсорного фартука и прикрепить их на полянку фартука одновременно рассказывать сказку. Дети на сенсорном фартуке играют с матрёшками.

Музыкальный руководитель показывает деревянных матрешек и говорит: «Познакомьтесь детишки к нам в гости пришли веселые подружки - матрешки: Это Дашенька, Глашенька, Сашенька, Машенька, Наташенька» (Выставляет в одну шеренгу).

Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! (Берет матрёшку и выстукивает ритмический рисунок, дети должны повторить ритм сначала ладошками, после сыграть на деревянных ложках. Как вариант  можно предложить детям протопать ножками, выстукивать ритмический рисунок на орешках, каштанах ,молоточком стучат по тыкве или арбузу, ритмы также могут демонстрироваться на фортепиано, баяне, аккордеоне.

          7. Игра: «Это не стаканчик-это барабанчик»

          Цель: Развитие чувства ритма, развитие речи, артикуляции.

          Оборудование: Сенсорный фартук, пластиковые или бумажные стаканчики,  куколка в сарафанчике, плоскостной  тюльпанчик.

          Музыкальное сопровождение: «Это не стаканчик-это барабанчик» Муз.сл. М.Марчук.

          Ход игры:

          Музыкальный руководитель знакомит детей с песенкой «Это не стаканчик - это барабанчик» Автор: М. Марчук. Музыкальный  руководитель знакомит с ритмическим  рисунком в соответствии с текстом и с мелодией.

  1. Это не стаканчик - это барабанчик

В барабанчик постучу, разбудить я всех хочу.

  1. Это не стаканчик, это сарафанчик,

В сарафанчик наряжусь и кружусь, кружусь, кружусь.

  1. Это не стаканчик, это мой тюльпанчик.

Я тюльпанчик свой сорву

И соседу подарю.        

          Рассказывает сказку  про тюльпанчик и куколку. Предлагает детям достать из кармашка сенсорного фартука куколку и тюльпанчик, дети прикрепляют их на сенсорный фартук и играют с ними. Сначала музыкальный руководитель показывает на стаканчике ритмический рисунок песни по фразам, после ребенок, музыкальный руководитель взаимодействует со всеми детьми поочередно.

          8.  Игра «Капустка»

          Цель: Развитие  чувства ритма, развитие музыкальных способностей.

          Оборудование: Сенсорный фартук, игрушки  капустка, музыкальные  ложки.

          Музыкальное сопровождение: «Капустка» Е.Железнова.

          Ход игры: Педагог знакомит детей с потешкой «Капустка»

1.Мы  капустку чистим, чистим

И всех просим не зевать

И немного помогать

2.Мы капустку рубим, рубим

И всех просим не зевать и немного помогать

3.Мы капустку давим, давим

И всех просим не зевать

И немного помогать

4.Мы  капустку солим, солим

И всех просим не зевать

И немного помогать

Педагог разучивает с детьми потешку, учит ритмический рисунок и мелодию, учит ритмический рисунок на музыкальных ложках.

Список литературы:

  1. Анищенкова. Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова–М.:Издательство «АСТ», 2005-798с.
  2. Ветлугина  Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду –М.:Просвещение,1981.
  3.  Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.-192с.
  4. Роот. З. Я  Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое  пособие. Издание второе .Айрис-Дидактика.Москва 2007.
  5. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования .Под редакцией Н.Е  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой Издательство Мозаика-Синтез Москва 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ "Анатомический фартук"

" АНАТОМИЧЕСКИЙ " ФАРТУК ( для малышей )  или  КОГДА ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ.                                 ...

«Фартуки для Сороки и её сорочат» для детей средней группы

Непосредственно образовательная деятельность по разделу «Художественно-эстетическое развитие» на тему...

Методическая разработка "Дидактический фартук"

Дидактический фатук - очень интересная,лёгкая в изготовлении вещица....

ТЕМА: «Фартук для дымковской куклы».

Учить рисовать узор для юбки дымковской куклы из полосок, колец. Ритмично их располагать. Воспитывать у детей интерес к русскому, народному творчеству....

Конспект открытого интегрированного занятия в области "Познание" в средней логопедической группе по теме: «Фартук для Федоры».

Конспект  интегрированного занятия в области познание в средней группе по теме: «Фартук для Федоры»....

Украшение фартука татарским национальным орнаментом

Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Кто в рукавичке живёт". Технология "Театр на фартуке".

План – конспектнепосредственно образовательной деятельности  Тема: «Кто живет в рукавичке» Технология «Театр на фартуке» Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», « Познание»...