Роль развивающих музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств дошкольника
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Гребенчук Наталья Николаевна

Публикуемый материал  раскрывает роль  музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста. В статье приведены примеры для использования на музыкальных занятиях в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальное воспитание в ДОУ20.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ЧУВСТВА РИТМА И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА»

Игра - одно из универсальных средств, в деле становления и активного обогащения личности ребёнка, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия.

Одна и та же игра может выполнять несколько функций:

  • развлекательная;
  • коммуникативная;
  • релаксационная;
  • развивающая;
  • воспитательная.

Игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества.

Развивающие музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность.

Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.

Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Развивающие музыкальные игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:

  • улучшать качество ритмичных движений детей;
  • придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
  • формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
  • способствовать формированию и развитию эмоциональности.

Отдельно хочется сказать о ритме. Формирование чувства ритма у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, является одной из наиболее важных и сложных задач. В работе необходима регулярность и систематичность.

Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.

Развивающие музыкальные игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Важно развивать умение детей выполнять движения в ритме музыки.

Развивающие музыкальные игры с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.

  Развивающие музыкальные игры для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность и координацию движений .

Примеры:

Игра «Пустое место» (р. н. м. «Как под яблонькой», обр. Т. Ломовой)

Все участники игры стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает за кругом. Под 1 часть музыки водящий идет вокруг детей по кругу, с концом музыки останавливается и дотрагивается рукой до ребенка, около которого остановился. Выбранный ребенок выходит за круг, а его место в кругу остается пустым. Выбранный ребенок и водящий поворачиваются спиной друг к другу.

Под 2 часть музыки они бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять пустое место в кругу.

Игра «Колобок» 

Дети  сидят на коленях в кругу и под проговаривание стихотворения передают по кругу мяч:

Колобок наш не ленился, Очень быстро покатился, Покатился, покатился,

В путь – дороженьку пустился.

Ребенок, у которого остался мяч, прокатывает его по полу любому ребенку по желанию, тот – следующему и т. д. на слова:

Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел,

Я от волка ушел.

Затем, на слова: «Беги домой», дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.

Игра «Эй, ребята, не зевайте» 

Игра проводится аналогично игре «Колобок», под пение: Эй, ребята, не зевайте,

Мячик наш передавайте! Эй, ребята, не зевайте,

Мячик наш передавайте! (Дети передают мяч по кругу.)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй,

Мяч скорее передай! (Дети прокатывают мяч в кругу от одного ребенка к другому.)

Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,

Ты верни его домой! (Дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.)

Игра «Светофорчики» («Детская полька», муз. А. Жилина)

Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках по одному кубику (красному, желтому или зеленому). Под 1 часть музыки дети передают кубики по кругу (1 такт – два полуприседания, 2 такт – передача, повтор 4 раза). Под 2 часть

музыки дети разбегаются и легко бегают по залу. С концом музыки дети должны из кубиков «построить светофор».

Игра «Передача бубна» (муз. Л. Шварца)

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках бубен. Под 1 часть музыки бубен передается по кругу. На сильную долю такта – удар по бубну, на слабую – передача. На конец музыки ребенок, у которого остался бубен ударяет по нему 2 раза. Под 2 часть музыки дети танцуют, используя по своему желанию любые танцевальные движения, а ребенок с бубном, подыгрывая на нем, выбирает наиболее понравившегося ему в танце ребенка и передает ему бубен. Игра может усложняться, за счет увеличения количества передаваемых бубнов.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять» («Игра», польская нар. мел.)

Дети стоят врассыпную. Под 1 часть музыки дети двигаются (легким, пружинящим бегом, или подскоками) по залу. На 2 часть музыки дети встают, в соответствии с названной цифрой (от 1 до 5 - парами, тройками, четверками и т. д.) в маленькие кружочки и двигаются по кружочкам хороводным шагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы «Палитра для гнома»

Музыкально-ритмическое  занятие "Палитра для Гнома" для детей старшего дошкольного возраста включает основные виды деятельности: восприятие, исполнительство, творческие задания. Основная цель - р...

Вторая консультация родителей о создании самодельных элементов музыкальных инструментов для развития чувства ритма.

Изготовление вместе с детьми элементов музыкальных инструментов из подручных материалов для развития чувства ритма....

Музыкальная игротека по развитию чувство ритма.

Большое значение для развития детей в детском саду имеют музыкальные игры: подвижные и танцевальные, развивающие, дидактические, народные, - в любом случае они несут бесценный вклад в формирование пол...

Музыкальная игра на развитие чувства ритма "Приветливый гудок".

Подвижная игра на развитие чувство ритма....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...